Файл: Дидактическая игра, как метод обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Дошкольник нуждается в играх, игры — это продолжение жизни маленького человечка, становление его жизненной позиции и характера, а ещё – это неоспоримый познавательный процесс для каждого ребёнка.

Вся история человечества строится на игре, играя, человек познавал мир и преодолевал трудности бытия. Игровой процесс помогал становлению личности и характера будущих защитников и хранительниц семейного очага. Игры, бесспорно, влияют на развития психики и социальной адаптации ребенка, обеспечивают развитие личности, формируют иные виды деятельности. То, что ребёнок познал в игре, становится непосредственным приобретением социального опыта для его дальнейшей жизни.

Исторически сложилось так, что игра охватывает все потребности ребёнка. Существуют игры, исходящие от ребёнка и игры, подсказанные взрослыми. Играя, дети аккумулируют свой небольшой жизненный опыт, развивая его и придумывая свои правила. Игры, придуманные взрослыми для ребёнка, используются, чтобы обогатить жизненные познания детей.

Дидактическая игра может стать методом воспитания личности ребёнка, может обучать, а также может быть развлечение – способом достижения приятных впечатлений.

Первым создателем дидактической игры был народ. Люди заметили особенность малышей познавать сложные дидактические задачи посредством игры. Причём у каждого народа сложились свои дидактические игры, свои уникальные игрушки механизм, из которого складывается национальный колорит и особенности различных регионов. Здесь можно проследить историю быта и культуры того или иного народа. Но есть и нечто общее – желание доставить ребёнку радостные впечатления, окрасить его мир в краски, соответствующие его эмоциональному восприятию мира, помочь общению с окружающими его людьми, поддержать его в активных действиях, помогающих проявить себя.

Дидактические игры передаются от одного поколения к другому и служат для развития движения, а также познания важных сложных вещей в лёгкой игровой форме.

Опытный педагог использует игры для формирования необходимых познаний. С помощью игры дети не только получают удовольствие, но и незаметно и легко получают необходимые знания. Это очень действенная форма обучения, требующая, однако от воспитателя необходимого опыта и сноровки, поэтому данная тема является важной и актуальной.

Объект исследования – образовательный процесс.

Предмет исследования – обучение детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактической игры.


Тема курсовой работы: ознакомление с природой.

Цель: пополнить дидактическими играми обучающие занятия.

Задачи:

- Исследовать проблемы дидактической игры в педагогике.

- Выявить виды дидактических игр.

- Разработать новую дидактическую игру для ознакомления с природой.

- Изучение уровня развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью вновь разработанной дидактической игры.

- Изучить влияние дидактической игры на познавательный процесс детей группы.

База исследования: Никольский детский сад «Непоседы» Ростовская обл. Миллеровский район.

Для опытной деятельности использовалась диагностика развития внимания у детей младшей группы Никольского детского сада.

Общая структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

1. Теоретические основы сущности дидактической игры

1.1 Исследование проблемы дидактической игры в педагогике.

Дидактические игры для воспитания подрастающего поколения широко освещались в трудах огромного количества педагогов.

Игра – это особая деятельность, которая получает своё развитие в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Все без исключения учёные и специалисты сходятся в одном мнении: Игра – наиважнейшая, неотъемлемая часть культуры людей.

Система дидактических игр в советское время создавалась в 60-е годы. Её авторы = известные психологи и педагоги.: Л. А. Венгер, Н. В. Аванесова, А. П. Усова… Сейчас учёные рассматривают возможность создания целой серии детских игр, для того, чтобы в полной мере развить детский интеллект, сделать его гибким, деятельным, инициативным. Н.Б. Веракса, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, О.М. Дьяченко, и др.

В дошкольном возрасте с геометрической прогрессией возрастает познавательная активность ребёнка. И потому необходима программа, которая включает в себя игры, развивающие интеллект с учётом возрастных особенностей.

Авторы таких программ обычно называют свои игры развивающими, а не дидактическими.

О значении игр высказывались и учёные, и мыслители, и философы:


Б.Г.Ананьев выделяет — труд, общение, познание, которые, однако, проходят через игру. Но игра в его понимании лишь средство для достижения других познаний.

Л.С. Выготский (1896-1934), рассматривает игру, как наличие мнимой или воображаемой ситуации.

В.В. Давыдов (1930-1998) заметил другое важное свойство – воображение, причём посредством воображения функции одних предметов переносятся на другие.

Н. К. Крупская (1869-1939) писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания, окружающего». Она указывала, что задача педагога помогать детям в создании игр и объединении их вокруг игрового действия. Есть у неё одно очень важное высказывание: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу.

В.И.Логинова указывает на «принцип прочности знаний», а повседневную жизнь (труд, игру) связывает с обучением.

Интересна также система «рыцарского воспитания» джентльмена Дж. Локка. В её основе лежит программа «семи добродетелей»:

  1. Охота
  2. Езда верхом
  3. Владение копьем
  4. Фехтование
  5. Игра на музыкальном инструменте
  6. Пе­ние, плавание
  7. Игра в шахматы.

А. А. Люблинская (1903-1983) называет активность детей «полуигрой-полутрудом». В таких играх ребёнок отражает чаще всего быт семьи.

В 1920-е гг. создавалась воспитательная система знаменитого педагога советского времени Антона Семеновича Макаренко (1888–1939). Его эпоха – это время, когда страну заполонила беспризорность, и необходимо было отыскать путь решения этой проблемы. А. С. Макаренко утверждал, что хорошая игра и хорошая работа очень похожи. Именно игра готовит детей к тем переживаниям, которых потребует труд. Именно играя, дети вырабатывают правильность поведения, выполняют важные правила. Игра формирует прочный фундамент трудовой деятельности.

Существует ещё одна неоднозначная система дидактических игр, её автор - Мария Монтессори (1850-1952). Место игры в процессе образования в детском саду она определяет М. приближённо к позиции Ф. Фребеля: игра обязательно должна быть обучающей, а иначе она «пустая», не имеющая смысла и не влияющая на ребёнка. Монтессори создала интересные дидактические игры для обучающих занятий. Эти материалы успешно применяются в развитии детей, помогают им развить наблюдательность, активность, самодисциплину и терпение, приобретая при этом знания.

Г.В. Плеханов (1856-1918) изучал влияние искусства на человеческое общество. Он сделал вывод, что игра возникла ещё в первобытном обществе, тогда же возникли и многочисленные виды искусства. Г.В. Плеханов считал, что искусство и игра имеют непосредственную генетическую общность. Сначала был труд, потом игра, по мнению Плеханова и она определяла содержание труда. В истории, считал Плеханов, труд старше игры и старше искусства, но, если говорить об отдельно взятом человеке игра, считал Г.В. Плеханов, игра предшествовала труду. В этом её социальное назначение игра необходима, чтобы передать «культурные приобретения из рода в род», дети в игре отображают всё, что видят вокруг, даже труд взрослых. Причём девочки подражали женским обязанностям, а мальчики – мужским.


С. Л. Рубинштейн указывает на значимость триады труда, учения и
игры.

Е. И. Тихеева (1867-1943) была одной из первых отечественных авторов системы образования. Она утверждала новый подход к дидактическим играм. Тихеева говорила, что дидактические игры являются лишь частью образовательной работы, нельзя также игнорировать беседы, чтение, труд, пение, рисование, гимнастику... Она также оценивала эффективность игр и славила их в прямую зависимость от того, насколько они доставляют ребёнку радость, помогают проявить свою активность.

Е. И. Тихеевой разработаны дидактические и настольно-печатные игры, в дошкольных учреждениях достойно используют эти игры.

Интересны работы А. П. Усовой (1898-1965), которая оценивала игру, как одну из форм организации деятельности в детском саду. Она указывала на то, что воспитателю необходимо находится внутри детского коллектива, направлять их действия и регулировать процесс игры – умело его направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесообразно учить детей объединению в подвижной игре, которая им знакома.

Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями воображения детей, был К.Д. Ушинский (1824-1871) связал детскую игру с особенностями воображения ребёнка. Он обратил внимание на то, что ребёнок искренне верит в силу своих воображаемых образов. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский открывает игру как возможность для ребенка войти в трудный, сложный для маленького человека мир взрослых людей.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель (1782 – 1852) был автором одной из первых систем дошкольного образования. И он тоже был уверен, что начальное образование строится не в учении в прямом смысле слова, а в организации игры. Она должна оставаться игрой, но при этом нести обучающий смысл. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, эта система стала основой воспитательно-образовательной работы с детьми в стенах детского сада. В системе были дидактические игры с разными игрушками, материалами, которые были расположены строго последовательно с возрастающей сложностью игровых действий и обучающих задач.

В эти дидактические игры входили также песни, стихи, рифмованные присказки, которые написал сам Фребель и его ученики, чтобы усилить обучающее воздействие игр.


Ф. Фребель и его высоко оценивали эту систему дидактических игр. Но известные педагоги, которые познакомились с трудами Фребеля (Е. И. Тихеева, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт) – критически отзывались о них. Регламентированность деятельности детей, ограничения в занимательности вызывали сомнение в эффективности системы.

Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) указывал на то, что игровое пространство, трудовое, умственное, физическое, организованное школой должно быть толчком для социокультурных изменений, школа должна преобразовывать жизнь детей, изучая её и участвуя в её изменениях.

Д.Б. Эльконин (1904-1984) анализируя этнографический материал озвучил гипотезу о возникновении и развитии ролевой игры в историческом аспекте. По его мнению, в начале существования человечества игры (как мы понимаем её – детской игры) не было. Очень рано дети становились добытчиками для семьи (собирали урожай, рыбу ловили…), а когда добыча продуктов пропитания стала сложнее (земледелие, скотоводство, охота) малышам стало сложнее принимать участие в работе взрослых. Здесь требовались особые умения, сноровка. Тогда взрослые стали изготавливать маленькие орудия труда – (маленький лук, маленькое копьё…) – игрушки, которые должны были тренировать знания и умения малышей.

Именно тогда возникла ролевая игра – подражание жизни взрослых.

В. И. Ядэшко классифицирует игровые методы следующим образом:

1. Наглядные методы: показ предметов, наблюдения; рассматривание картин, иллюстраций; работа с дидактическими пособиями.
2. Словесные методы нужны тогда, когда используется устная речь - пояснение. Чем старше дошкольник, тем чаще педагог использует чтение, рассказы, беседы.

3. Метод практический: посредством упражнений педагог осуществляет проверку уже освоенных знаний.
4. Игровые методы — игры в разных интерпретациях.

1.2 Виды дидактических игр

Очень давно педагогические деятели, психологи пытаются систематизировать дидактические игры. Без этого не обойтись, так как требуется последовательное изучение дидактических игр всех видов. Нужно понять, как правильно влиять на занимательность детских игр, усиливая их воздействие и познавательный смысл. Дидактических игр великое множество и классифицировать их оказалось очень сложной задачей, которую, однако, упорно пытаются решить.