Файл: Дидактическая игра, как метод обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Этап констатирующий. На этом этапе проведена первичная диагностика развития детей,

- Этап формирующий. На этом этапе проводилась образовательная деятельность, направленная на развитие детей младшего дошкольного возраста средствами названных дидактических игр.

- Этап контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей, проведен анализ полученных результатов.

2.1 Разработка и внедрение комплекса дидактических игр. Изучение уровня развития внимания у детей младшего дошкольного возраста до и после использования дидактических игр.

Дидактическая игра «Потерялись малыши»

Дидактическая игра состоит из набора картинок диких и домашних животных и их детишек (рис. 1). Используя эти картинки и другие вспомогательные материалы, ребята помогают мамам и папам зверят разыскать своих малышей, объясняют, как их назвать, произносят звуки, которые они издают, описывают их внешность и образ их жизни, выясняют какая первая буква в названии….

Рис.1

Первичная диагностика развития детей, до использования дидактической игры «Потерялись малыши»

Имя ребёнка

Результат

Классифик.

Описание

Голоса

1

Аня

+

-

+

2

Вика

-

-

-

3

Дима

+

-

+

4

Коля

+

-

+

5

Настя

-

+

-

6

Поля

+

-

+

7

Саша

+

-

-

8

Тая

+

+

+


Диагностика развития детей, после использования дидактической игры «Потерялись малыши»

Вместе с детьми в группе мы разгадывали загадки, искали потерянных детишек (зверят), вспоминали звучание их голоса, пытались повторить их походку, вспомнить, как зовут папу, маму… (Приложение 1)

Контрольная диагностика показала следующие результаты:

Имя ребёнка

Результат

Классифик.

Описание

Голоса

1

Аня

+

+

+

2

Вика

+

-

+

3

Дима

+

+

+

4

Коля

+

+

+

5

Настя

+

+

+

6

Поля

+

-

+

7

Саша

+

-

-

8

Тая

+

+

+

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?»

Игра нужна для индивидуальной и групповой работы с детьми. (Рис. 2) Используется также дидактическое пособие «Домики», изготовленное родительницей. На домиках также есть по три прозрачных кармашка. Раскладываем на столе домики, а в кармашки кладём геометрические фигуры (От одной до трёх в соответствии с уровнем развития ребёнка). Такие же фигуры кладут в кармашки с изображением животных, птиц, насекомых – в зависимости от изучаемой темы. Задача ребёнка – отыскать домик в котором живёт то, или иное животное и т. д. в соответствии с цветом и фигурами на карточке и на домике. Важно при этом проговаривать цвет и название геометрических фигур.

Рис. 2

Первичная диагностика развития детей, до проигрывания дидактической игры

Имя ребёнка

Результат

форма

цвет

1.

Аня

+

+

2.

Вика

-

+

3.

Дима

-

+

4.

Коля

+

+

5.

Настя

-

-

6.

Поля

-

-

7.

Саша

+

-

8.

Тая

+

+


Диагностика развития детей, после проигрывания дидактической игры «Кто в домике живёт?»

Медведь живёт в домике, где в кармашках спрятаны синий круг и жёлтый треугольник, лисичка- в домике с синим квадратом и красным овалом и т. д. (Приложение 2) Дети с удовольствием искали домики зверят. В результате повторной диагностики выявлены следующие результаты:

Имя ребёнка

Результат

форма

цвет

1.

Аня

+

+

2.

Вика

+

+

3.

Дима

+

+

4.

Коля

+

+

5.

Настя

+

+

6.

Поля

+

-

7.

Саша

+

+

8.

Тая

+

+

Дидактическая игра: «Дикие и домашние животные»

Игра состоит из карточек с изображение диких и домашних животных. Дополнение – телегномики – изображение домика в деревне и леса. (рис 3) Для разыгрывания игры также требуются перчаточные куклы бабушка и медведь.

Рис. 3

Проверка знаний о диких и домашних животных до проигрывания дидактической игры

Имя ребёнка

Результат

Назва-

ние

Классиф.

описание

1

Аня

+

+

-

2

Вика

+

-

-

3

Дима

+

-

-

4

Коля

+

-

-

5

Настя

-

-

+

6

Поля

-

-

+

7

Саша

-

-

-

8

Тая

+

-

+

Проверка знаний после проигрывания игры «Дикие и домашние животные»


Каждый ребёнок получает свою карточку с диким или домашним животным, он рассказывает об особенностях своего животного, а после летит в лес в Михаилу Ивановичу, или в дом к бабушке Марие.

В результате повторной диагностики выявлены следующие знания:

Имя ребёнка

Результат

Название

Классиф.

описание

1

Аня

+

+

+

2

Вика

+

+

+

3

Дима

+

+

-

4

Коля

+

+

+

5

Настя

+

+

+

6

Поля

+

-

+

7

Саша

+

+

+

8

Тая

+

+

+

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию способностей младших дошкольников позволяют сделать следующие выводы:

- Все опробованные игры помогли значительно улучшить познания дошкольников.

- Дети воспринимают дидактические занятия не как урок, а как увлекательную игру и поэтому легко идут на контакт.

- Чем ярче оформление и артистичнее представление ситуации, тем активнее и позитивнее дети включаются в игру.

- Каждый ребёнок должен прочувствовать вкус игрового действия и включится в игру, поэтому для каждого ребёнка необходимо отыскать посильное для него задание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие детей. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, как необходимый и обязательный элемент для обучения воспитанников.

          На основе проанализированной психолого-педагогической литературы и исследовательской деятельности по данной проблеме сделаны следующие выводы:

- Игра предоставляет хорошие возможности для переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

- Игры увлекают дошкольников: даже те учебные темы, которые обычно не вызывают интереса, легко усваиваются в игровой форме.


- Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы; воспитывают интерес и внимательность детей; вводят детей в жизненные ситуации, учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность; закрепляют знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления чувствами, развивает само регуляцию, укрепляет волю ребенка, ведет к самостоятельным открытиям и решению проблемы.

- В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересует и на которых сосредоточить внимания не удается. 

- Необходимо соблюдать определенную последовательность при подборе игр, учитывать, что играм с более трудным заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

- Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка.

- Игры просты и доступны, на их основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Описание книг одного-трех авторов

  1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 1972. 176 с.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.

М. : Просвещение, 1997

3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие /

Т.М. Бабунова. М. : ТЦ Сфера, 2007. 208 с.

4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. СПБ. - 2000

  1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.

М. : Просвящение, 1989. 176 с.

  1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М. : Педагогика, 1996. С.544.
  2. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.И. Соловьева. М. : Просвещение, 2002. 160 с.
  3. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 192 с.
  4. Запорожец, А. В. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М. : Просвещение, 1978. 246 с.
  5. Зебзеева, В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО / В. А. Зебзеева. М. : ТЦ «Сфера», 2015. 128с.
  6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.
  7. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт - М.— 607с.
  8. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть / В. Миленко // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. 119 с.