Файл: Социальное страхование и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расходы, которые не предусмотрены бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответственный год, реализовываются лишь после внесения видоизменений в данный бюджет в определенном федеральным законом порядке. Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, которая превышает средства от уплаты страховых взносов, также по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц, возмещаются Пенсионному фонду РФ за счет бюджетных ассигнований и учитывают в составе средств, которые предназначены на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ соответственно с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и о бюджете Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ устанавливается соответственно законодательству РФ.

Чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования формируется резерв бюджета Пенсионного фонда РФ. Порядок создания и расходования резерва бюджета Пенсионного фонда РФ определяет федеральный закон.

Расчетный пенсионный капитал создается из общей суммы страховых взносов и прочих поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, которые поступили за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Непредвиденные расходы бюджета ПФР компенсируются фонду бюджетными ассигнованиями и учитываются в состав средств, которые предназначены на покрытие дефицита бюджета ПФР на основании с федеральных законов о бюджете на следующий финансовый год. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяют законы РФ.

У ПФР существует резервный фонд, который создается для обеспечения финансовой устойчивости системы пенсионного обязательного страхования в случае возникновения превышения доходов над расходами бюджета ПФР.

Размер резерва, а также свод правил формирования и расходования резервных денежных средств определяются законом о бюджете ПФР.

Проанализируем расходы ПФ РФ в таблице 5.

Таблица 5

Расходы бюджета ПФ РФ за 2014 – 2017 года

2014

2015

2016

2017

Изменения

Показатель

млрд. руб.

% к

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

Абсолютное, млрд. руб.

Относительное,

Темп роста, %

итогу

%

Расходы всего, в том числе:

6190,1

100

7670,3

100

7800,8

100

8319,5

100

2129,4

0

134,4

Расходы на пенсионное обеспечение

5400

87,24

6221,9

81,12

6613,4

84,78

7167

86,2

1767

-1,04

132,7

Межбюджетные транс-

1,07

0,02

1,08

0,01

1,08

0,01

1,1

0,01

0,03

-0,01

102,8

ферты

Другие

789,03

12,74

1447,32

18,87

1186,32

15,21

1151,4

13,79

362,37

1,05

145,9


Исходя из данных, представленных в таблице 5, можно прийти к выводу о том, что сумма расходов бюджета ПФР за 2017 г. по сравнению с 2014 г. возросла и составила 8919,5 млрд. руб. Абсолютное изменение в количественном выражении составило 2129,4 млрд. руб., при этом темп роста составил 134,4 %, следовательно, темп прироста составил 34,4 %.

В наибольшей степени расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации направлены на пенсионное обеспечение и составляют более 86 % от общей суммы всех расходов.

Наглядно изменение доходов и расходов можно рассмотреть на рисунке 3.

Рисунок 3. Изменение доходов и расходов бюджета ПФ РФ за 2014 – 2017гг., трлн.руб.

Сравнив данные по доходам и расходам можно прийти к выводу о том, что в бюджете Пенсионного фонда РФ в период 2014 – 2017 гг. образовался дефицит денежных средств, так как расходы бюджета значительно превышали доходы бюджета ПФР.

Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ представлен в таблице 6.

Таблица 6

Дефицит бюджета ПФР в период 2014 – 2017 гг.

2014

2015

2016

2017

Абсолютное изменение, млрд. руб.

Показатель

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

Дефицит

31,1

543,3

174,8

59,4

28,3

На основании представленных данных в таблице 3, можно заключить, что в 2015 году наблюдается резкое увеличение дефицита в бюджете ПФР в сравнении с 2014 годом, но при этом в 2017 году данный дефицит был уменьшен. Несмотря на уменьшение дефицита в 2017 г., его абсолютное изменение по сравнению с 2014 г. составило 28,3 млрд. руб.

По итогам года бюджет Пенсионного фонда исполнен с дефицитом в размере 59,4 млрд рублей (в 2016 году – 174,8 млрд рублей), что всецело связано с формированием пенсионных накоплений и объясняется переводом гражданами своих средств в размере 240,5 млрд рублей из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды. Передача пенсионных накоплений в НПФ происходит за счет средств, отзываемых ПФР из управляющих компаний.

Пенсионные накопления ПФР, находящиеся в управляющих компаниях (около 1,9 трлн рублей в 2017 году), не отображаются в доходах бюджета Фонда, а передаваемые в НПФ средства при этом фиксируются как его расходы, что и приводит к дефициту бюджета. В части бюджета ПФР, не связанной с формированием пенсионных накоплений, профицит по итогам 2017 года составил 109 млрд рублей.


В части бюджета, не связанной с формированием пенсионных накоплений, дефицит составил 37,5 млрд. рублей и был полностью обеспечен переходящими средствами бюджета ПФР.

Одна из главных государственных задач в области бюджетной политики - обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков.

В целях решения задачи по развитию пенсионного страхования и обеспечению сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования в долгосрочной перспективе необходимо провести работу по подготовке комплексных предложений, по обеспечению сбалансированности и совершенствованию пенсионной системы.

Таким образом, рассмотрены особенности формирования доходов и расходов Пенсионного фонда РФ.

Доходы ПФ РФ формируется посредством взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей – физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования, кроме того, значительная часть формируется за счет средств федерального бюджета. Расходная часть бюджета Пенсионного фонда РФ направляется на выплату трудовых пенсий, которые теперь включают два элемента – страховую и накопительную части, а также пенсий в рамках государственного пенсионного обеспечения. К расходам Пенсионного фонда РФ относятся также доплаты к пенсиям, дополнительные льготы, установленных на федеральном уровне, расходы на софинансирование региональных программ, выплаты и переводы денежных средств по сертификатам материнского капитала.

Выполненное исследование позволило установить несовершенства финансового обеспечения ПФ РФ, его зависимость от федерального бюджета и слабую финансовую устойчивость (это обусловлено превышением расходной части бюджета ПФ РФ над доходами).

3. Проблемы и перспективы социального страхования в России

3.1. Проблемы социального страхования

Социальное страхование в большинстве европейских стран реализуется путем формирования денежных фондов, выплаты из которых происходят лишь с учетом определенных условий. Формирование фондов осуществляется за счет денежных средств работников по найму и работодателей. Возможно участие государства в покрытии дефицита бюджета этих фондов, либо их формирование при непосредственном участии государства. Социальное страхование в каждой стране имеет не только свою нормативно-правовую базу, но и традиции, сложившиеся при формировании бюджетов и систем социального страхования.


В систему социальной защиты любого современного социального государства входит осуществление разнообразных программ социального

характера, которые включают пенсионную систему, систему обязательного социального страхования (на случай потери трудоспособности, беременности, родов и т.д.), медицинское страхование, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, различные виды натуральной и денежной помощи ветеранам, безработным, семьям с детьми, малоимущим и другим категориям населения, субсидирование расходов граждан по оплате жилья и коммунальных услуг и т.д.

Общеизвестно, что большинство моделей социального страхования в

зарубежных странах используют принципы солидарности и принцип личного участия при формировании страховых накоплений. Страховые взносы работодателя и самих застрахованных выступают в качестве основного источника, обеспечивающего выплату компенсаций при утрате дохода пропорционально его величине, ограниченной определенным уровнем, а средства государства предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого не достает поступающих страховых взносов [2, с. 35]

Конечно, размер средних пенсионных выплат в различных странах мира отличается, равно как и сумма средней заработной платы. Оба показателя отражают уровень жизни населения в той или иной стране.

Также хочется отметить и то, что есть страны, в которых система обязательного пенсионного страхования отсутствует, как, например, в Китае, где на сегодняшний день им охвачено порядка 20 % населения пенсионного возраста, в основном это государственные служащие и лица, занятые в промышленности.

В отечественной системе социального страхования также имеются свои особенности, которые, прежде всего, проявляются в опыте, сложившемся в советский период с использованием элементов систем социального страхования зарубежных стран.

Как видно из таблицы 6, в Российской Федерации наблюдается дефицит бюджета Пенсионного фонда. Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера, по данным Росстата за период на современном этапе составляет в среднем на уровне 1,67 чел. При этом с 2000 года наметился рост численности пенсионеров, когда на 1000 человек в стране приходилось 262,5 пенсионеров, а в 2017 году их численность на 1000 человек уже составила 291,6, что на 11 % выше, чем в 2000 году. Число лиц

пенсионного возраста, состоящих на учете в системе ПФ РФ, увеличилось

на 4 318 тыс. чел., или на 11,2 %. Наряду с этим имеет место увеличение доли численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров, которая составила 35,7 % в 2017 году, т.е. более 1/3 пенсионеров в нашей стране продолжают трудовую деятельность. Одним из главных факторов данного обстоятельства является низкий размер средней пенсии, выплачиваемый в нашей стране.Так, в 2017 году средний размер назначенных пенсий был равен 13700 рублям, что составило 35,2 % от средней начисленной заработной платы по стране. Такой размер пенсий наделен крайне низкой покупательной способностью, а по коэффициенту замещения наша страна не соответствует даже минимальным нормативам пенсионного обеспечения, установленным для развивающихся стран, заявленных в базовых конвенциях и рекомендациях МОТ. Эти нормативы установлены на уровне 40-55% с учетом 30 лет трудовой деятельности, тогда как данный норматив для стран ЕС на уровне не менее 55%.


Между тем в других странах мира, по данным Пенсионного фонда РФ, это совсем иные показатели. Например, в США размер обычной пенсии по возрасту составляет в среднем около $1200, что соответствует примерно 50% от размера зарплаты, в Японии средний размер пенсии достигает 60%

заработка, в Германии – 70% от зарплаты, в Великобритании, Франции

пенсия достигает до 55% зарплаты.

Проблема пенсионной реформы остро стоит не только для России, но

и для многих европейских стран. Но хочется отметить, что в России процесс реформирования вызван демографическими причинами и экономическими, тогда, как для стран Европы эти причины зачастую имеют лишь демографический характер. Общая тенденция, охватывающая многие страны европейского континента – старение населения и увеличение числа пенсионеров. По прогнозу ООН численность жителей планеты к 2030 году составит 8,5 млрд. не только за счет естественного прироста населения, но и за счет увеличения средней продолжительности жизни. Согласно отчету «Мировые демографические перспективы: пересмотренное издание 2017 года», ожидается, что в большинстве стран, количество пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше – возрастет в более чем два раза к 2050 году (с 962 миллионов до 2,1 миллиарда), и в три раза – к 2100 году (до 3,1 миллиарда). Во всем мире людей в возрасте 60 лет и старше становится все больше, а их возрастная группа растет более высокими темпами, чем другие группы населения.

В европейских странах, по оценкам экспертов ООН, к 2050 году на

одного пенсионера будут приходиться, соответственно, 2 и 1,5 человека работоспособного возраста. При сохранении безработицы на прежнем уровне без пересмотра существующего соотношения между размером государственной пенсии и средним уровнем заработной платы, перед правительствами европейских стран в обязательном порядке возникнет необходимость резко увеличить взносы в государственные пенсионные фонды, что является далеко не привлекательной мерой для большинства работников, с одной стороны, и негативно повлияет на уровень занятости, с другой стороны. Поскольку способов реформирования пенсионных систем не так уж и много, правительства многих государств пересматривают возраст выхода на пенсию в сторону его увеличения. В том числе, это один из вариантов предотвращения кризиса пенсионной системы.

В рамках модели, разработанной специалистами PricewaterhouseCoopers, для сохранения размера государственных пенсий к уровню заработной платы в современных условиях с учетом уровня занятости и сумм отчислений в государственные пенсионные фонды, пенсионный возраст в Германии придется увеличить до 70 лет, а в Италии – до 72 лет. Переход на накопительные пенсионные схемы приведет к росту нагрузки на государственные финансовые системы и на плательщиков страховых взносов. Затраты, приходящиеся на период реформирования пенсионной системы в европейских странах, могут оказаться неоправданно велики.