Файл: Социальное страхование и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сочетание распределительных и накопительных элементов в пенсионном обеспечении – это то, что должна содержать концепция пенсионной реформы. В ходе многолетнего опыта развитые страны сформировали трехуровневое пенсионное обеспечение, а именно государственное, корпоративное и индивидуальное. Отечественная система пенсионного страхования, сочетая накопленный опыт, с учетом заимствования зарубежного опыта также имеет возможность создать эффективную социально-экономическую модель пенсионной системы, если своевременно предусмотрит новые риски.

3.2. Направления развития социального страхования в России

На современном этапе можно выделить основные направления реформирования пенсионной системы: повышение возраста выхода на пенсию с одновременным увеличением минимального страхового стажа и периода отчислений в пенсионные фонды; пересмотр порядка индексации пенсионных выплат; переход на использование дополнительных накопительных пенсионных программ и схем индивидуального пенсионного страхования; изменение метода расчета страхового тарифа.

Происходящий процесс реформирования пенсионных систем в странах Европейского союза направлен в большей мере на выравнивание сложившихся тенденций, на их текущую корректировку. Постепенная реализация нововведений позволит сохранить устоявшийся социальный баланс между поколениями.

Социальное страхование от потери работы также используется повсеместно во многих странах. Отличает их друг от друга лишь способ финансирования. Наибольшее распространение получила смешанная система финансирования данного вида страхования, где принимают участие и наемные работники, и работодатели, и государство. Например, в Швеции страхование по безработице оплачивается взносами работников по найму, при этом работодатели финансируют фонд рынка рабочей силы, средства которого покрывают 65% издержек страхования по безработице.

В странах ЕС почти повсеместно существует двухуровневая система

обеспечения по безработице, которая включает в себя пособие и материальную помощь. В отличие от страховой части, которая имеет характер взносов, вторая его часть – помощь по безработице – обычно финансируется за счет налоговых платежей [1, С. 33]

Если многие виды социального страхования в странах ЕС имеют отличительные особенности, то в системах страхования от несчастных


случаев на производстве нет особых различий. Такая ситуация обусловлена историческими аспектами зарождения страхования от несчастных случаев и общепринятой страховой практикой, когда профессиональные риски покрываются только за счет средств работодателя, ответственность которого за их возникновение куда большая, чем у работника.

В странах Европейского союза можно выделить две основные организационные модели: модель, основанную на социальном страховании и бюджетную модель национального здравоохранения.

Бюджетные схемы организации здравоохранения предполагают равноценный доступ к медицинском услугам для всех граждан страны, что

выступает ее главным преимуществом. Национальные системы здравоохранения, обходятся государству дешевле, чем модели, функционирующие как страховые, что можно объяснить наличием более жесткого контроля в них за расходами. Тогда как в большинстве стран со страховыми системами медицинского страхования наблюдался в последние десятилетия рост расходов на медицинские услуги почти в два раза, чем в системах национального (бюджетного) здравоохранения. Преобразования последних лет сформировали более гибкие системы медицинского страхования, которые вместили в себя как централизованные, так и децентрализованные принципы управления [10, с. 68].

Принцип распределения расходов в секторе здравоохранения тесно связан с понятием устойчивости или жизнеспособности, которое представляет собой разрыв между обязательствами системы здравоохранения в отношении права на получение определенных услуг и способности здравоохранения выполнять эти обязательства на постоянной основе. При этом также существуют альтернативные издержки – средства, потраченные в сфере здравоохранения, не могут быть потрачены для поддержания других сфер.

Заключение

На основании проведённого исследования сделаны следующие выводы.

Социальное страхование – это система социальной защиты, задача которой, обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Правовую основу обязательного социального страхования составляют Конституция России, базовые федеральные законы по каждому виду социального страхования и нормативно-правовые акты регулирующие конкретные вопросы социального страхования (Указы Президента России, Постановления Правительства России, Положения о внебюджетных Фондах социального страхования.


Институт социального страхования выступает основой обеспечения социально-экономической безопасности общества. Основными функциями государственного социального страхования являются: материальное обеспечение работников и членов их семей в предусмотренных законом случаях; всемерная охрана здоровья работников и их семей.

Все цивилизованные страны признают значимость социального страхования, которое напрямую взаимосвязано с качеством жизни. Наличие развитой сети социальной защиты населения должно способствовать стабильному развитию трудовых ресурсов, поддержанию национального экономического потенциала и содействовать стабилизации социально-экономической и политической ситуации в обществе.

В рамках проведенного исследования пенсионного страхования в России сделано заключение, что основные проблемы заключается в недостаточности финансовой устойчивости Пенсионного фонда, а также неэффективным управлением его средствами.

Решить возникающие проблемы в сфере социального страхования возможно лишь с учетом специфики развития социально-трудовых отношений и современного экономического состояния страны в целом, где первостепенной задачей становится рост благосостояния населения.

Для совершенствования пенсионного страхования предлагаются следующие меры:

- инвестировать средства пенсионных накоплений в жилищное строительство и другие инвестиционные проекты;

- пересмотр критериев выхода на досрочную пенсию;

- повышение пенсионного возраста;

- применять кредитные отношения, взамен страховых;

- применять шкалы разрядов по периодам трудового стажа с уплатой дифференцированной пенсии, начиная с даты наступления пенсионного возраста.

Предложенный в работе комплекс действий по решению проблем социального страхования, наряду с мерами по улучшению демографической и экономической ситуацией, позволит уже в ближайшем будущем реализовать основные страховые принципы в функционировании ПФР и в итоге улучшить пенсионное обеспечение.

Список использованных источников

1. Абалтусова А. А. Социальное страхование в системе социальной защиты населения / А. А. Абалтусова // Экономика и социум. – 2015. 1-10 с

2. Гольченко Ю.В. Роль социального страхования в повышении эффективности инвестиций в воспроизводство человеческого капитала в современных условиях // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 4. –


С. 33-40.

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс] : – URL: http://www.constitution.ru/

4. Корнейчук О.В. Управление занятостью с учетом интенсивности трудовой миграции. Актуальные проблемы экономических исследований : сб. ст. / сост. И.А. Новак. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та,2012. – С. 44.

5. Радостева М.В. Тенденции изменения реальной заработной платы в условиях повышения производительности труда в современной экономике: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / М.В. Радостева. – М., 2009. – С. 140.

6. Радостева М.В. Производительность труда как фактор экономического роста. Исследование отношений, механизмов и институтов рынка: вопросы экономики и управления : сборник научных трудов. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2003. – С. 39.

7. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. – М., 2018 – С. 147.

8. Савченко И.А. Современные методы осуществления диалога между государством и обществом / И.А. Савченко // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сборник научных статей по материалам I (IV) международной научно практической конференции. – М., 2013. – С. 76-89.

9. Темирова З.Д. Современные тенденции и перспективы развития социального страхования в Российской Федерации : автореф. … канд. эк. наук : 08.00.05 / З.Д. Термирова. – СПб., 2016. – 19.

10. Павлюченко В.Г. Формирование нового облика системы социального страхования в России // Социальный мир, №7, 2015. – С. 67-69.

11. Пелькова С.В., Большедворова А.А. Организация обязательного социального страхования в РФ//Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 1-4. С. 112-117.

12. Роик В.Д. Социальное страхование: новая модель развития // Охрана труда и социальное страхование. – М., 2013. – № 2. – С. 44-46

13. Система социального страхования. ПроСтрахование 24. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prostrahovanie24.ru/soc/sistema.html

14. Страховой портал.ру, 2011-2017. [Электронный ресурс]. URL: https://insur-portal.ru/oms/ffoms

15. Хафизова З.И., Мамедов Р.Р. Проблемы социального страхования в России и пути их решения//Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 1 (211). С. 23-27.

16. Бобкова Л.Л., Каверина Л.А. Государственные внебюджетные фонды: особенности формирования и регулирования в РФ//Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Д. А. Ендовицкого, Н. Г. Сапожниковой; Воронежский государственный университет. 2015. С. 6-8.