Файл: Социальное страхование и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данного исследования проявляется в том, что социальное страхование граждан России является составной частью социальной защиты населения от социальных рисков, квинтэссенцией которых является потеря трудоспособности и соответственно возникновение риска потери средств к существованию, который компенсируется социальным страхованием.

Вопросы, непосредственно связанные с социальным страхованием, в равной степени, касаются, и будут касаться каждого гражданина Российской Федерации: одних в связи с наступлением пенсионного возраста, других – возможностью получения социальных выплат при рождении ребенка, болезни и так далее.

Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических и практических аспектов и разработке рекомендаций по совершенствованию системы социального страхования.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

  • определить роль и законодательное регулирование социального страхования;
  • рассмотреть функции социального страхования;
  • рассмотреть современное состояние пенсионного страхования в России;
  • провести обзор зарубежного опыта обязательного пенсионного страхования;
  • предложить мероприятия по совершенствованию социального страхования в России.

Объектом исследования выступает система социального страхования в РФ.

Предмет исследования – финансовые отношения, возникающие в реформируемой системе социального страхования страны.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по общей теории финансов, фундаментальные и прикладные исследования по проблемам пенсионного обеспечения и страхования, а также методы системного анализа и синтеза, сравнений и оценок.

Информационной базой исследования послужили данные ПФР, Министерства финансов РФ, Министерства труда РФ, электронные ресурсы сети Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

1.Теоретические основы социального страхования


1.1. Суть и нормативно-правовое обеспечение системы социального страхования

Система государственного обеспечения в Российской Федерации состоит из государственной социальной помощи, социального обслуживания, социального страхования

Социальное страхование – это система социальной защиты, задача которой, обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики [1].

Основную функцию социального страхования можно определить, как защиту от страховых рисков.

На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации подавляющему большинству населения требуются два основных условия обеспечения себя средствами к жизнедеятельности: способность к труду и возможность трудоустройства. Трудоустройство обеспечивается заключением трудового договора между работником и предприятием, а страхование от потери трудоспособности обеспечиваются по месту работы на конкретном предприятии. Временная потеря трудоспособности страхуется обязательным социальным медицинским страхованием, обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страхованием на случай временной нетрудоспособности.

Сложившаяся система социального страхования, ставшая основой для развития любого социально ориентированного государства, являет собой один из признаков стабильности и экономического благополучия страны путем реализации механизмов, позволяющих учесть те риски, которые может взять на себя только государство.

Социальное страхование, претерпев значительные изменения с момента своего становления в европейских странах с конца 19 века привело к общему повышению уровня жизни населения и тем социально-экономическим и культурным достижениям, которые стали частью современного общества [13].

Именно в прошлом столетии мировому сообществу удалось осуществить определенный прорыв в сфере социальной защиты граждан, используя механизм социального страхования. Данная ситуация стала возможной благодаря разработанным нормативно-правовым актам, которые стали основой реализации рассматриваемого механизма для многих стран мира. Одним из таких документов стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Декларация о правах человека, где были определено право человека на социальное обеспечение как при наступлении случаев страхуемых социальных рисков, так и во всех остальных случаях лишения средств к существованию по причинам, не зависящим от человека.


Другим документом стала Конвенция Международной организации

труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», принятая в 1952 году, где были заявлены минимальные нормы такого обеспечения, которые получили практическое воплощение в социальном законодательстве большинства европейских стран, а в 70-е годы стали базой для формирования основополагающих положений Европейского социального кодекса.

В Конституции Российской Федерации также задекларировано то, что наша страна является социальным государством, что предполагает наличие гарантий социального обеспечения каждому по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [3, статья 39, часть 1].

В последнее время социальная защита населения в ряде стран, прежде всего в России, претерпевает существенные изменения, связанные с отказом государства от максимально полной государственной поддержки социально значимых сфер. Участие государства в реализации социальных программ пересматривается и сокращается, уступая место альтернативным формам поддержки, которые только начинают внедряться, как, например, социальное предпринимательство, либо коллективно-договорные формы страхования, которые работодатели в большинстве случаев вынуждены использовать лишь по необходимости. Указанные формы не смогут в полной мере заменить существующее социальное страхование, ибо не имеют таких целей и ориентированы на реализацию иных задач.

Механизм социального страхования отражает конкретный общественный и исторический характер [9, С. 10] Он эволюционирует с учетом развития трудовых процессов и тех рисков, которые возникают в ходе этого процесса, отражая также и те объективные тенденции, проявляющие себя на разных его этапах. Социальное страхование является важным инструментом реализации государственной социальной политики и является объектом постоянного внимания и заботы органов власти и предметом исследований ученых. Данное обстоятельство обусловлено тем, что цель социального страхования - охват материальным обеспечением граждан при наступлении определенных рисков в рамках объектов личного страхования.

Работодатель наряду с работником по найму, уплачивая страховые взносы, формируют основной источник, который впоследствии обеспечит выплату компенсаций в случае утраты дохода пропорционально его величине, ограниченной определенным пределом, а средства государства предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого не достает поступающих страховых взносов.


Одним из элементов социального страхования является пенсионное обеспечение, значение которого очевидно, ибо пенсии для лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста, либо вне занятости по иным причинам, являются зачастую единственным источником доходов. По указанной причине институт социального страхования востребован любым цивилизованным обществом. Особенностью данного института также является значимая поддержка государства, которое не только формирует законодательную базу для развития социального страхования, но и регулирует данный механизм, а также выступает самостоятельным участником в нем, обеспечивая минимальные гарантии своим гражданам.

1.2. Функции социального страхования

Основными функциями государственного социального страхования являются: материальное обеспечение работников и членов их семей в предусмотренных законом случаях; всемерная охрана здоровья работников и их семей [13].

В литературных источниках авторы выделают следующие функции социального страхования:

1. Предупредительная функция страхования связана с возможностью про­ведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей.

2. Восстановительная (защитная) функция страхования заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы, происходит полное или частич­ное погашение убытков, понесенных страхователем.

3. Существование определенных видов страхования позволяет говорить о су­ществовании сберегательной функции страхования, направленной на сохра­нение страховых взносов в течение длительного периода времени.

4. Контрольная функция страхования проявляется в том, что страховые пла­тежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, долж­ны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов [2, С. 33].

Выполнение функций социального страхования реализуется государственными внебюджетными фондами:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФ);
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
  • Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) [16, с.6].

Основная цель создания внебюджетных фондов заключается в том, чтобы обеспечить сбор и расходование средств по выбранным направлениям социального страхования.


К социальным внебюджетным фондам относятся ПФР, ФСС, ФФОМС. Денежные средства этих организаций формируются за счет поступления от предприятий и частных лиц страховых взносов. Их основное предназначение заключается в выполнении определенных социальных задач, таких как выплата пенсий, пособий по болезни и прочих.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) - основан соответственно Постановлению Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г. Действительно фонд начал работать лишь с 1 января 1992 г. Как самостоятельное финансово - кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность по закону для государственного управления пенсионным обеспечением. Основной документ, который регламентирует его деятельность - Положение о Пенсионном фонде России, которое утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1 (в ред. от 5 августа 2000 г.).

Пенсионный фонд и его денежные средства пребывают в государственной собственности РФ. Денежные средства фонда не включены в состав бюджетов, иных фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда РФ - примерно 50 % федерального бюджета. Был создан в 1990 г. для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Главные задачи фонда:

  • выплаты соответственно действующего на территории РФ законодательства, межгосударственным и международными договорам, государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, в том числе пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, которые выезжают за пределы РФ;
  • выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5-6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю утери кормильца, компенсационных выплат;
  • организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц, в том числе организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ [17].

Фонд социального страхования предопределен для управления средствами государственного страхования. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. В фонд включены исполнительные органы:

  • региональные отделения, которые управляют средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
  • центральные отраслевые отделения, которые управляют средствами государственного социального страхования в некоторых отраслях хозяйств;
  • филиалы отделений, которые созданы региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.