Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия (на примере АО “НИКА”.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наименьший удельный вес в структуре товарной продукции предприятия занимает группа – Лакокрасочные товары в 2016 году – 4,04 %, в 2016 году – 2,6 %, в 2018 году- 2,8 %. Самый наименьший объем производства продажи –скипидар и Грунт эмаль ПФ-115 9 кг. Серая по 0,1 % в общей структуре товарной продукции на протяжении всех трех анализируемых периодов.

В общей структуре товаров резких изменений в динамике не произошло, общее снижение продаж распределено равномерно между группами товаров предприятия, что говорит об общем снижении объема продаж. На снижении динамики товарной продукции повлияло повышение цен на продукцию в 2018 году, так как предприятие работает по заказу и не затаривает склады, то нет заказов нет реализации товаров.

Закупка товаров на предприятии производится по заявкам от потребителей, поступает заказ на определенный товар в определенном количестве, на основе этого заказа менеджеры по закупке подбирают несколько поставщиков, в дальнейшем выбирают лучшего по соотношению цена- качество с учетом затрат на доставку и последующее обслуживание. АО «Ника» не создает запасов товаров, поэтому объем закупок равен объему реализации. Анализ поступления товаров представлен в таблице 9. ( см. приложение 4)

Таблица 9 – Анализ объема закупок АО «Ника»

Наименование

Товара

2016

Год

2017

Год

2018

Год

2018г к 2017г в %

тыс. руб.

% в общей структуре

тыс. руб.

% в общей структуре

тыс. руб.

% в общей структуре

Всего по группе

3322,1

17,2

1838,0

11,9

1904,4

15,1

103,6

Всего по группе

7011,35

36,3

5004,5

32,4

3859,27

30,6

77,11

Всего по группе

780,326

4,04

401,596

2,6

353,136

2,8

87,93

Всего по группе

7011,35

36,3

7043,

45,6

5864,58

46,5

83,26

Всего по группе

1197,5

6,2

617,84

4

592,7

4,7

95,94

Итог

19315

100

15446

100

12612

100

81,65

Анализ закупки товаров по ассортименту и стоимости, позволяет сделать вывод, что все закупленные товары были реализованы покупателям. При анализе двух таблиц выявлено соответствие между товарными позициями реализации и закупа, что подтверждается системой закупок применяемой на предприятии.


Выводами по данному разделу работы являются:

происходит снижение объема продаж, в 2017 году снижение составило 4,6 %, что в стоимостном выражении составляет 2 540 000 рублей, в 2018 году снижение продолжается и составило 1980 000 рублей.

Наибольший удельный вес в структуре товаров занимает группа – техника в 2016 году- 36,3 %, в 2017 году- 45,6 % , в 2018 году- 46,5 %

Наименьший удельный вес в структуре товарной продукции предприятия занимает группа – Лакокрасочные товары в 2016 году – 4,04 %, в 2016 году – 2,6 %, в 2018 году- 2,8 %.

В общей структуре товаров резких изменений в динамике не произошло, общее снижение продаж распределено равномерно между группами товаров предприятия, что говорит об общем снижении объема продаж. На снижении динамики товарной продукции повлияло повышение цен на продукцию в 2018 году, так как предприятие работает по заказу и не затаривает склады, то нет заказов нет реализации товаров.

Анализ закупки товаров по ассортименту и стоимости, позволяет сделать вывод, что все закупленные товары были реализованы покупателям. При анализе двух таблиц выявлено соответствие между товарными позициями реализации и закупа, что подтверждается системой закупок применяемой на предприятии.

2.5 Оценка закупочной деятельности оптового предприятия

Основным показателем эффективности деятельности предприятия – является прибыль и рентабельность. АО «Ника» рентабельно и прибыльно, об этом свидетельствуют финансовые отчеты предприятия. Однако для более полной оценки эффективности используемых на предприятии ресурсов необходимо проанализировать закупочную деятельности предприятия. В настоящее время не существует единых показателей характеризующих эффективность закупочной деятельности предприятия.

В качестве показателя эффективности работы с поставщиками может выступать наличие необоснованной и/или просроченной кредиторской задолженности, так как своевременная оплата товаров и услуг говорит об удовлетворительном финансовом состоянии организации, что характеризует его как надежного партнера, позволяет прибегнуть к услугам банка по кредитованию оборотных средств и наладить новые деловые контакты.

Таблица 10 – Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности АО «Ника»

Показатель

На конец 2016г.

На конец 2017г.

На конец 2018г.

1.Дебиторская задолженность, всего, тыс. руб.

- расчеты с поставщиками и подрядчиками

- расчеты с покупателями и заказчиками

1438

407

194

1279

368

309

1525

576

192

2. Кредиторская задолженность, всего, тыс. руб.

- расчеты с поставщиками и подрядчиками

- расчеты с покупателями и заказчиками

3860

276

517

4009

304

479

3957

134

566

3.Разница показателей, всего, тыс. руб.

- расчеты с поставщиками и подрядчиками

- расчеты с покупателями и заказчиками

-2422

131

-323

-2730

64

-170

- 2432

442

-374

4.Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности , всего

- расчеты с поставщиками и подрядчиками

- расчеты с покупателями и заказчиками

0,4

1,4

0,4

0,3

1,2

0,6

0,4

4,2

0,3


По рассчитанным данным можно сделать вывод о том, что на предприятии кредиторская задолженность больше дебиторской, что означает, если кредиторы потребуют возврата долгов у предприятия не хватит собственных средств для погашения долгов. При анализе структуры дебиторской и кредиторской задолженности выявлена одна важная особенность - ДЗ в расчетах с поставщиками и подрядчиками больше, чем КЗ в расчетах с поставщиками и подрядчиками. В 2016 году ДЗ превышает КЗ на 131 тыс. руб. в 2017 на 64 тыс. руб. а в 2018 году- 442 тыс. руб. это говорит, что предприятие переплачивает своим поставщикам за товары и работает по предоплате, что с позиции предприятия является не эффективным использованием средств фирмы. При анализе ДЗ и КЗ в расчетах с покупателями и заказчиками находится в таком же положении: КЗ больше ДЗ, что говорит о том, что покупатели своевременно рассчитываются за поставленный товар, а так же вносят предоплату за поставки, из чего складывается КЗ перед покупателями. Из проведенного анализа выявилась первая проблема предприятия при организации закупочной деятельности предприятия – переплата поставщикам.

При оценке эффективности договорной работы оптовой торговой организации принимается во внимание не только количество заключенных договоров с поставщиками и покупателями, но и их качество, т.е. оценивается, насколько выгодны для организации условия договора, изучается степень и методы контроля исполнения договорных обязательств, как партнерами, так и самой организацией.

Выгодными условиями считаются те, которые способны сократить затраты фирмы по совершению сделки, выиграть время в случае финансовых затруднений, снизить риск, связанный с неоплатой товара и т.д. Поэтому специалист по коммерческой деятельности должен стремиться заключить договор на максимально выгодных условиях, что позволит достичь более высоких результатов. Однако что выгодно для одной стороны, чаще всего не совсем выгодно для другой. Договор - это всегда компромисс, одна сторона идет на уступку другой стороне, соглашаясь на ее условия в части договора, взамен на возможность диктовать свои условия в другой части договора. Поэтому для оценки эффективности договорной работы необходимо соотнести прибыль от сделки с затратами на ее совершение, определить, насколько обоснованы затраты, предусмотренные условиями договора.

В случае неисполнения обязательств по договору, фирма может понести значительные убытки вследствие недополучения денежных средств за товар, выплаты штрафов, пени, потери деловой репутации и т.д. Оперативный контроль исполнения договоров поможет избежать данных последствий. Степень контроля исполнения своих договорных обязательств можно оценить, отследив количество и характер неисполненных организацией обязательств; затраты, понесенные в связи с нарушением условий договора - уплаченные штрафы, пени, неустойки.


Анализ поставщиков по надежности представлены в таблице 11.

Таблица 11 – Анализ надежности поставщиков АО «Ника» за 2018 год

Предприятие

Заключено договоров на сумму, тыс. руб.

Выполнено на сумму, тыс. руб.

Отклонение (+;-)тыс.руб.

Надежность, %

ООО "ПромБытХим"

4340

4291

-49

98,8

«СП Мебель»

1496

1496

0

100,00

ООО «Архитектурный дизайн »

1684

1635

-49

97,0

ООО «Фабрика Печати»

918

863

-55

94,0

ООО "Нижегородский Текстильный Дом"

1847

1694

-153

91,7

Прочие

2672

2633

-39

98,5

ИТОГО:

12957

12612

345

96,6

В общем, в 2018 году было заключено договоров на поставку товаров на сумму 12957 тыс. руб. из них были выполнены договора на сумму 12612 тыс. руб., другими словами, в 2018 году АО «Ника». не дополучило товаров от своих поставщиков на сумму 345 тыс. руб. Общий показатель надежности поставщиков исследуемого предприятия торговли составил 96,6 %.

Основываясь на полученных данных можно провести ранжирование поставщиков предприятия в зависимости от их надежности. По данному признаку поделим поставщиков на 5 основных групп:

а) абсолютно надежные поставщики (100%); - ООО "ПромБытХим"

б) надежные поставщики (90-100%); - «СП Мебель»

ООО «Архитектурный дизайн »

ООО «Фабрика Печати»

ООО "Нижегородский Текстильный Дом"

Прочие

в) частично надежные поставщики (80-90%); - отсутствуют

г) частично не надежные поставщики (70-80%); - отсутствуют

д) не надежные поставщики (менее 70%).- отсутствуют

Проведенное ранжирование показало, что лишь 16,6 % поставщиков продукции, являются абсолютно надежными и в 2018 году данные поставщики полностью выполнили свои обязательства перед предприятием торговли Ника.

Остальная часть поставщиков, а именно 83,3 %, являются надежными поставщиками, что является положительным моментом деятельности исследуемого предприятия торговли.

Частично не надежных поставщиков, абсолютно не надежных поставщиков исследуемое предприятие торговли не имеет.

Общими выводами по данному разделу работы является:

На предприятии кредиторская задолженность больше дебиторской, что означает, если кредиторы потребуют возврата долгов у предприятия не хватит собственных средств для погашения долгов. При анализе структуры дебиторской и кредиторской задолженности выявлена одна важная особенность - ДЗ в расчетах с поставщиками и подрядчиками больше, чем КЗ в расчетах с поставщиками и подрядчиками.


При анализе ДЗ и КЗ в расчетах с покупателями и заказчиками находится в таком же положении: КЗ больше ДЗ, что говорит о том, что покупатели своевременно рассчитываются за поставленный товар, а так же вносят предоплату за поставки, из чего складывается КЗ перед покупателями

Из проведенного анализа выявилась первая проблема предприятия при организации закупочной деятельности предприятия – переплата поставщикам.

Общий показатель надежности поставщиков исследуемого предприятия торговли составил 96,6 %.

3 Мероприятия по улучшению системы закупочной деятельности и оценка ее эффективности

По произведенному анализу можно сделать вывод, что в целом закупочная деятельности предприятия является эффективной. Мероприятием по улучшению системы закупочной деятельности можно предложить – электронную систему снабжения. Электронная система снабжения предполагает полную или частичную автоматизацию процессов закупочной деятельности на АО «Ника». В состав автоматизированного процесса входит – преддоговорная работа с поставщиками, составление и согласование договоров, контроль за исполнением договоров.

На современном этапе развитии техники и технологии в сфере бизнеса все чаще используется электронный документооборот. Однако электронный документооборот между покупателями и поставщиками имеет ряд особенностей таких как:

- достоверность информации представленной в документе

- иное заполнение данных в документе.

Достоверность информации представленной в электронном документе подтверждается электронной цифровой подписью. Электронная цифровая подпись подтверждает автора создания документа и гарантирует неизменность его содержания.

Электронная цифровая подпись – это «цифровой код», который связан с содержанием документа и при изменении данных в нем, ЭЦП теряет силу.

Для наглядности ЭЦП можно показать как данные, приобретенные в результате особого криптографического перестройки текста электронного документа. Оно исполняется с помощью так именуемого «закрытого ключа» - уникальной последовательности символов, известной только отправителю электронного документа. Эти «данные» представляются вместе с текстом электронного документа его получателю, который может проверить ЭЦП, применяя так называемый «открытый ключ» отправителя – также уникальную, но общедоступную последовательность символов, однозначно связанную с «закрытым ключом» отправителя. Благополучная проверка ЭЦП представляет, что электронный документ подписан именно тем, от кого он исходит, и что он не был модифицирован после наложения ЭЦП.