Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия (на примере АО “НИКА”.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы организации коммерческой деятельности по закупкам на предприятии
1.1 Определение и сущность закупочной деятельности на предприятии
1.2 Методы и технологии закупочной деятельности
2 Анализ организации коммерческой деятельности по закупкам АО «Ника» г. Екатеринбург
2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Организация коммерческой работы по закупке товаров
2.4 Анализ объемов продаж и поступления товаров
ВВЕДЕНИЕ
Оперативно – организационная деятельность предприятия по реализации операций обмена товарных и материальных ценностей с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли является коммерческой деятельностью. Главная из составных частей коммерческой деятельности оптового предприятия является – закупка товаров.
Открытая продажа населению товаров по рыночным ценам – коммерческая торговля. Перед организацией какого-либо бизнеса предприниматель подробно изучает сегменты рынка такие как поставщики и покупатели, без четкого представления что, когда и где нужно невозможно организовать прибыльный бизнес, а в оптовой торговле очень важно изучить такой сегмент рынка как поставщики, необходимо изучить товарный ассортимент, цены и все логистические издержки. Закупка товаров большими партиями не предназначенная для личного потребления, а для дальнейшей перепродажи является оптовой закупкой. Грамотно организованная поставочная и закупочная деятельность не только способствует удовлетворению потребительского спроса, но и способствует уменьшению вероятности коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. Важным фактором в деятельности оптового предприятия является отбор поставщиков, каждое предприятие разрабатывает определенные критерии, по которым происходит отбор, эти критерии зависят от вида товара, финансовых возможностей предприятия, способа ведения учета и расчета с поставщиками.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности организации и совершенствования коммерческой деятельности по закупкам на примере АО «Ника» г. Екатеринбург.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть определение и сущность закупочной деятельности на предприятии;
- проанализировать методы и технологии закупочной деятельности;
- провести анализ организации коммерческой деятельности по закупкам АО «Ника» г. Екатеринбург;
- провести анализ хозяйственной деятельности предприятия;
- описать организацию коммерческой работы по закупке товаров;
- осуществить анализ объемов продаж и поступления товаров;
- дать оценку закупочной деятельности оптового предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению системы закупочной деятельности и оценка ее эффективности.
Предметом работы является организация системы закупочной деятельности. Объект работы - хозяйственная деятельность АО «Ника». Базой для выполнения курсовой работы являются нормативно-правовые акты РФ, касающиеся рассматриваемой темы, учебная литература таких авторов как Кондраков Н.П., Погорелова М.Я., публикации в периодических изданиях и на специализированных интернет-сайтах, посвященные организации системы закупочной деятельности предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы темы. Во второй главе рассматривается анализ существующей на предприятии системы закупочной деятельности, а в третьей главе разрабатываются методы по улучшению закупочной деятельности на предприятии. В заключении делаются выводы по проделанной работе.
В работе используются следующие методы:
- метод системного анализа
- методы сравнений и аналогий,
- метод экспертных оценок.
1 Теоретические основы организации коммерческой деятельности по закупкам на предприятии
1.1 Определение и сущность закупочной деятельности на предприятии
Закупки предприятия – это один из важнейших процессов, осуществляемый при ведении бизнеса. Именно процесс закупки обеспечивает эффективное функционирование сегодняшних предприятий, существенно влияет на их конкурентоспособность, эффективность и устойчивость. Под конкуренцией следует понимать возможность предприятия в полной мере удовлетворять требования потребителей, путём предоставления самой качественной продукции по приемлемым цена и в необходимые сроки. Таким образом, можно сказать, что закупки предприятия базируются на выполнении шести основных правил логистика: товар, качество, количество, место, время и затраты [18, С.122].
Так как деятельность любого предприятия имеет долговременный период, это требует поиска комплексных и оптимальных решений, которые организуют эффективные закупки предприятия на длительную перспективу. Нахождение этих решений отражается, в конечном итоге, в производственных, маркетинговых и логистических стратегиях предприятий.
Закупки предприятия - это приобретение необходимых товаров для удовлетворения нужд самого предприятия и спроса потребителей. Осуществляя закупки, предприятия стремятся минимизировать затраты, а следовательно, снизить издержки и получить максимальную прибыль. Поэтому, закупочная деятельность является одной из самых ответственных функций. Качественно организованные закупки предприятия способствуют снижению вероятности коммерческого риска, который связан с отсутствие сбыта и спроса на товар [2].
Реализуя процесс закупки, предприятия определяют те товары, в которых они нуждаются, и начинают выбор достойных проверенных подрядных организаций и ответственных поставщиков, их оценка и отбор. Выбор осуществляется путём применения обязательных процедур, основанных на нормативно-методической базе закупочной деятельности.
Закупки предприятия включают в себя, помимо приобретения необходимых товаров, организацию из перемещения, включая места размещения, организацию смены собственника, а также сбор, анализ и передачу своевременной и точной информации другим подразделениям. Эффективные закупки предприятия позволяют создать оптимальный ассортимент и номенклатуру товаров предприятия и обеспечивают его результативную работу [13, С.76].
Эффективные закупки предприятия должны реализовываться самым оптимальным и результативным способом. Хорошо организованные закупки предприятия можно оценивать по тому, сколько времени предприятие тратит на отбор и поиск контрагентов, является ли этот процесс объективным или всё же носит формальных характер, насколько качественно рассматриваются потенциальные поставщики. Ведь именно от их работы зависит работа самого предприятия [4].
1.2 Методы и технологии закупочной деятельности
Управление закупками является одной из составных частей общего управления цепочками поставок в рамках одной логистической цепи. Поэтому при разработке функционального подхода и оценке поставщиков прежде всего необходимо определить степень его влияния на весь механизм управления закупками. На рис. 1.1 представлен механизм выбора и последующей оценки поставщиков с точки зрения функционального подхода, где сплошной чертой обозначены этапы, предлагаемые в рамках прорабатываемого подхода [5, С. 94].
Рисунок 1 - Механизм управления закупками на основе функционального подхода
Отличие механизма отбора поставщиков на основе функционального подхода от общепринятого возникает на оценки возможных источников поставки, согласно современной концепции логистики, поставщик, предприятие, потребитель и посредники создают единую логистическую цепочку поставок, следовательно, при анализе поставщика необходимо также анализировать и посредников, включенных в создаваемую логистическую цепь [12, С, 144].
Кроме того, наличие посредника между производством сырья и товаропроизводителем связано с тем, что часть функций производителя сырья берет на себя посредник, и поставщиками являются они оба (в дальнейшем поставщиком будет называться предприятие-производитель ресурсов, а тот, кто непосредственно доставляет сырье товаропроизводителю будет именоваться посредником).
В последнее время широко в иностранной практике используются электронные системы закупки. Как пример можно привести модернизация производственных систем в автомобильной промышленности Японии, США и Западной Европы, которая привела к сокращению объемов складских запасов за счет активного использования аутсорсинга и поставок сырья и материалов в зависимости от производственных потребностей. Это позволяет высвободить оборотные средства, использовавшиеся на приобретение крупных партий сырья и материалов и содержание складских площадей. Фактически это выражается в увеличении количества поставщиков и обеспечении частых поставок небольших партий сырья и материалов. Так, средний японский автопроизводитель имеет около 80 поставщиков, что в 1,5-2 раза превышает количество поставщиков для таких же предприятий в США и Великобритании (табл. 1). В 2004-2017 гг., по оценке, количество поставщиков для среднего автосборочного предприятия в Великобритании увеличилось на 7%, а в США - более чем на 50% [13, С. 144].
Таблица 1 - Управление закупками в автомобильной промышленности
Показатель |
Япония |
США |
Великобритания |
Среднее количество поставщиков предприятия, ед. |
78 |
56 |
23 |
Средний промежуток времени между поставками, час. поставками |
6,1 |
25,5 |
41,0 |
Частота срывов поставок % |
3,5 |
12,3 |
4.4 |
Уровень дефектности поставок ед./млн. ед. |
463 |
7752 |
3861 |
Перенимая японский опыт организации производства, автомобильные компании переходят на плотный график поставок сырья и материалов. По статистике, в Японии средний интервал времени между поставками составляет 6 часов. Это в 4 раза чаще, чем в США, и в 6,5 раза чаще, чем в Великобритании. Вместе с тем, для всех рассматриваемых стран характерно повышение частоты поставок: по оценке, в 1994-2001 гг. частота поставок на автомобильных предприятиях в США увеличилась на 53%, а в Японии - на 8%.
Указанные тенденции повышают зависимость автомобильных компаний от качества и ритмичности работы своих поставщиков. В этих условиях риск срыва поставок или риск дефектности могут быть снижены благодаря установлению долгосрочных отношений с поставщиками, что активно применяется японскими компаниями. Несмотря на большое количество поставщиков и режим частых поставок, в Японии срыв поставок возникает только в 3,5% случаев, в то время как в США - в 12% случаев. Существенно снижена в Японии и дефектность поставок: на 1 млн. поставляемых деталей приходится менее 500 дефектных деталей в Японии, более 3500 в Великобритании и более 7500 в США.
Аналогичным образом в Японии и остальных странах, участвующих в «погоне за «Тойотой», организовано управление материальными потоками и запасами готовой продукции. Опыт «Тойоты» в этом отношении заключается в организации «вытягивающего» производства, когда выполнение операции происходит только при потребности в ее результатах на дальнейших стадиях обработки. Это связано с регламентированным отпуском складских запасов в зависимости от производственных потребностей. Кроме этого, используется режим частых поставок готовой продукции потребителю. В 2001 г. японские автопроизводители проводили отгрузку готовой продукции каждые 4 часа. Для сравнения, аналогичный интервал для США составлял в том же году 10 часов В 1994-2001 гг. частота поставок готовой продукции на японских предприятиях автомобильной промышленности увеличилась на 20%, а американских - на 12%. [13, С.148]
Для современных производственных систем, основанных на японском опыте организации производства, характерна также оптимизация расположения оборудования и транспортировки ресурсов во время производства. Это позволяет не только снизить затраты времени на перемещение ресурсов во время производства, но и сократить стоимость внутрицеховых запасов предприятий. Суммарная стоимость складских и внутрицеховых запасов автосборочных предприятий в Японии с 1980-х гг. составляет менее 5% объема продаж готовой продукции этих предприятий, в то время как для автосборочных предприятий США этот показатель составляет 6-8% .
2 Анализ организации коммерческой деятельности по закупкам АО «Ника» г. Екатеринбург
2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности предприятия
Полное фирменное наименование – акционерное общество «Ника».
Место нахождения и почтовый адрес – г. Екатеринбург, Ереванская улица 6, стр. 3.
Порядок расчета чистых активов утвержден приказом Министерства финансов РФ № 10н/03-6/пз от 29 января 2003 года «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».