Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия (на примере АО “НИКА”.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно – организационная деятельность предприятия по реализации операций обмена товарных и материальных ценностей с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли является коммерческой деятельностью. Главная из составных частей коммерческой деятельности оптового предприятия является – закупка товаров.

Открытая продажа населению товаров по рыночным ценам – коммерческая торговля. Перед организацией какого-либо бизнеса предприниматель подробно изучает сегменты рынка такие как поставщики и покупатели, без четкого представления что, когда и где нужно невозможно организовать прибыльный бизнес, а в оптовой торговле очень важно изучить такой сегмент рынка как поставщики, необходимо изучить товарный ассортимент, цены и все логистические издержки. Закупка товаров большими партиями не предназначенная для личного потребления, а для дальнейшей перепродажи является оптовой закупкой. Грамотно организованная поставочная и закупочная деятельность не только способствует удовлетворению потребительского спроса, но и способствует уменьшению вероятности коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. Важным фактором в деятельности оптового предприятия является отбор поставщиков, каждое предприятие разрабатывает определенные критерии, по которым происходит отбор, эти критерии зависят от вида товара, финансовых возможностей предприятия, способа ведения учета и расчета с поставщиками.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности организации и совершенствования коммерческой деятельности по закупкам на примере АО «Ника» г. Екатеринбург.

Задачами курсовой работы являются:

  • рассмотреть определение и сущность закупочной деятельности на предприятии;
  • проанализировать методы и технологии закупочной деятельности;
  • провести анализ организации коммерческой деятельности по закупкам АО «Ника» г. Екатеринбург;
  • провести анализ хозяйственной деятельности предприятия;
  • описать организацию коммерческой работы по закупке товаров;
  • осуществить анализ объемов продаж и поступления товаров;
  • дать оценку закупочной деятельности оптового предприятия;
  • разработать мероприятия по улучшению системы закупочной деятельности и оценка ее эффективности.

Предметом работы является организация системы закупочной деятельности. Объект работы - хозяйственная деятельность АО «Ника». Базой для выполнения курсовой работы являются нормативно-правовые акты РФ, касающиеся рассматриваемой темы, учебная литература таких авторов как Кондраков Н.П., Погорелова М.Я., публикации в периодических изданиях и на специализированных интернет-сайтах, посвященные организации системы закупочной деятельности предприятия.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы темы. Во второй главе рассматривается анализ существующей на предприятии системы закупочной деятельности, а в третьей главе разрабатываются методы по улучшению закупочной деятельности на предприятии. В заключении делаются выводы по проделанной работе.

В работе используются следующие методы:

  • метод системного анализа
  • методы сравнений и аналогий,
  • метод экспертных оценок.

1 Теоретические основы организации коммерческой деятельности по закупкам на предприятии

1.1 Определение и сущность закупочной деятельности на предприятии

Закупки предприятия – это один из важнейших процессов, осуществляемый при ведении бизнеса. Именно процесс закупки обеспечивает эффективное функционирование сегодняшних предприятий, существенно влияет на их конкурентоспособность, эффективность и устойчивость. Под конкуренцией следует понимать возможность предприятия в полной мере удовлетворять требования потребителей, путём предоставления самой качественной продукции по приемлемым цена и в необходимые сроки. Таким образом, можно сказать, что закупки предприятия базируются на выполнении шести основных правил логистика: товар, качество, количество, место, время и затраты [18, С.122].

Так как деятельность любого предприятия имеет долговременный период, это требует поиска комплексных и оптимальных решений, которые организуют эффективные закупки предприятия на длительную перспективу. Нахождение этих решений отражается, в конечном итоге, в производственных, маркетинговых и логистических стратегиях предприятий.

Закупки предприятия - это приобретение необходимых товаров для удовлетворения нужд самого предприятия и спроса потребителей. Осуществляя закупки, предприятия стремятся минимизировать затраты, а следовательно, снизить издержки и получить максимальную прибыль. Поэтому, закупочная деятельность является одной из самых ответственных функций. Качественно организованные закупки предприятия способствуют снижению вероятности коммерческого риска, который связан с отсутствие сбыта и спроса на товар [2].


Реализуя процесс закупки, предприятия определяют те товары, в которых они нуждаются, и начинают выбор достойных проверенных подрядных организаций и ответственных поставщиков, их оценка и отбор. Выбор осуществляется путём применения обязательных процедур, основанных на нормативно-методической базе закупочной деятельности.

Закупки предприятия включают в себя, помимо приобретения необходимых товаров, организацию из перемещения, включая места размещения, организацию смены собственника, а также сбор, анализ и передачу своевременной и точной информации другим подразделениям. Эффективные закупки предприятия позволяют создать оптимальный ассортимент и номенклатуру товаров предприятия и обеспечивают его результативную работу [13, С.76].

Эффективные закупки предприятия должны реализовываться самым оптимальным и результативным способом. Хорошо организованные закупки предприятия можно оценивать по тому, сколько времени предприятие тратит на отбор и поиск контрагентов, является ли этот процесс объективным или всё же носит формальных характер, насколько качественно рассматриваются потенциальные поставщики. Ведь именно от их работы зависит работа самого предприятия [4].

1.2 Методы и технологии закупочной деятельности

Управление закупками является одной из составных частей общего управления цепочками поставок в рамках одной логистической цепи. Поэтому при разработке функционального подхода и оценке поставщиков прежде всего необходимо определить степень его влияния на весь механизм управления закупками. На рис. 1.1 представлен механизм выбора и последующей оценки поставщиков с точки зрения функционального подхода, где сплошной чертой обозначены этапы, предлагаемые в рамках прорабатываемого подхода [5, С. 94].

Рисунок 1 - Механизм управления закупками на основе функционального подхода

Отличие механизма отбора поставщиков на основе функционального подхода от общепринятого возникает на оценки возможных источников поставки, согласно современной концепции логистики, поставщик, предприятие, потребитель и посредники создают единую логистическую цепочку поставок, следовательно, при анализе поставщика необходимо также анализировать и посредников, включенных в создаваемую логистическую цепь [12, С, 144].


Кроме того, наличие посредника между производством сырья и товаропроизводителем связано с тем, что часть функций производителя сырья берет на себя посредник, и поставщиками являются они оба (в дальнейшем поставщиком будет называться предприятие-производитель ресурсов, а тот, кто непосредственно доставляет сырье товаропроизводителю будет именоваться посредником).

В последнее время широко в иностранной практике используются электронные системы закупки. Как пример можно привести модернизация производственных систем в автомобильной промышленности Японии, США и Западной Европы, которая привела к сокращению объемов складских запасов за счет активного использования аутсорсинга и поставок сырья и материалов в зависимости от производственных потребностей. Это позволяет высвободить оборотные средства, использовавшиеся на приобретение крупных партий сырья и материалов и содержание складских площадей. Фактически это выражается в увеличении количества поставщиков и обеспечении частых поставок небольших партий сырья и материалов. Так, средний японский автопроизводитель имеет около 80 поставщиков, что в 1,5-2 раза превышает количество поставщиков для таких же предприятий в США и Великобритании (табл. 1). В 2004-2017 гг., по оценке, количество поставщиков для среднего автосборочного предприятия в Великобритании увеличилось на 7%, а в США - более чем на 50% [13, С. 144].

Таблица 1 - Управление закупками в автомобильной промышленности

Показатель

Япония

США

Великобритания

Среднее количество поставщиков предприятия, ед.

78

56

23

Средний промежуток времени между поставками, час.

поставками

6,1

25,5

41,0

Частота срывов поставок %

3,5

12,3

4.4

Уровень дефектности поставок ед./млн. ед.

463

7752

3861

Перенимая японский опыт организации производства, автомобильные компании пе­реходят на плотный график поставок сырья и материалов. По статистике, в Японии сред­ний интервал времени между поставками составляет 6 часов. Это в 4 раза чаще, чем в США, и в 6,5 раза чаще, чем в Великобритании. Вместе с тем, для всех рассматриваемых стран характерно повышение частоты поставок: по оценке, в 1994-2001 гг. частота поста­вок на автомобильных предприятиях в США увеличилась на 53%, а в Японии - на 8%.

Указанные тенденции повышают зависимость автомобильных компаний от качества и ритмичности работы своих поставщиков. В этих условиях риск срыва поставок или риск дефектности могут быть снижены благодаря установлению долгосрочных отношений с поставщиками, что активно применяется японскими компаниями. Несмотря на большое количество поставщиков и режим частых поставок, в Японии срыв поставок возникает только в 3,5% случаев, в то время как в США - в 12% случаев. Существенно снижена в Японии и дефектность поставок: на 1 млн. поставляемых деталей приходится менее 500 дефектных деталей в Японии, более 3500 в Великобритании и более 7500 в США.


Аналогичным образом в Японии и остальных странах, участвующих в «погоне за «Тойотой», организовано управление материальными потоками и запасами готовой про­дукции. Опыт «Тойоты» в этом отношении заключается в организации «вытягивающего» производства, когда выполнение операции происходит только при потребности в ее ре­зультатах на дальнейших стадиях обработки. Это связано с регламентированным отпус­ком складских запасов в зависимости от производственных потребностей. Кроме этого, используется режим частых поставок готовой продукции потребителю. В 2001 г. японские автопроизводители проводили отгрузку готовой продукции каждые 4 часа. Для сравнения, аналогичный интервал для США составлял в том же году 10 часов В 1994-2001 гг. частота поставок готовой продукции на японских предприятиях автомобильной промыш­ленности увеличилась на 20%, а американских - на 12%. [13, С.148]

Для современных производственных систем, основанных на японском опыте органи­зации производства, характерна также оптимизация расположения оборудования и транс­портировки ресурсов во время производства. Это позволяет не только снизить затраты времени на перемещение ресурсов во время производства, но и сократить стоимость внут­рицеховых запасов предприятий. Суммарная стоимость складских и внутрицеховых запа­сов автосборочных предприятий в Японии с 1980-х гг. составляет менее 5% объема продаж готовой продукции этих предприятий, в то время как для автосборочных предприятий США этот показатель составляет 6-8% .

2 Анализ организации коммерческой деятельности по закупкам АО «Ника» г. Екатеринбург

2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности предприятия

Полное фирменное наименование – акционерное общество «Ника».

Место нахождения и почтовый адрес – г. Екатеринбург, Ереванская улица 6, стр. 3.

Порядок расчета чистых активов утвержден приказом Министерства финансов РФ № 10н/03-6/пз от 29 января 2003 года «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».