Файл: Финансовые ресурсы (Сущность и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Привлечение капитала через рынок ценных бумаг играет важную роль в рыночной экономике. Средства, полученные в результате эмиссии и размещения ценных бумаг, являются одним из основных источников финансовых ресурсов предприятия.

Ценные бумаги, обращающиеся на финансовом рынке, по экономическому содержанию подразделяются на два основных вида:

  • долевые, представляющие собой непосредственную долю их владельца (держателя) в реальной собственности и делающие его совладельцем последней (обычные и привилегированные акции акционерных обществ);
  • долговые, которые характеризуются обычно твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством эмитента выплатить сумму долга в определенный срок (классическим примером долговых ценных бумаг являются облигации).

1.3 Методы управления финансовыми ресурсами

Управление финансовыми ресурсами предприятия - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенного результата.

Основными резервами повышения эффективности использования финансовых ресурсов могут быть: рост оборачиваемости за счет роста сбыта и стимулировании продаж, снижение запасов, нормирование оборотных средств.

Собственный капитал можно увеличить с помощью увеличения объема продаж.

Повысить объем продаж предприятию помогут следующие меры:

  • расширение ассортимента товаров, работ, услуг;
  • улучшение использования ресурсов предприятия;
  • улучшить обслуживание покупателей с помощью внедрения стандартов обслуживания, внедрение метода «тайного покупателя»;
  • повышения квалификации персонала с помощью тренингов продаж;
  • улучшение системы стимулирования сбыта;
  • улучшение системы продвижения товаров;
  • улучшение рекламной политики и др.[12]

К мерам по снижению расходов можно отнести следующие меры:

  • поиск новых поставщиков материалов, основных средств, услуг с более низкими ценами;
  • внедрение ресурсосберегающих технологий;
  • оптимизация издержек обращения;
  • улучшение логистики предприятия;
  • оптимизация системы налогообложения;
  • снижение прочих расходов;
  • сокращение численности персонала;
  • переезд в помещение с более низкой арендной платой;
  • внедрение аутсорсинга и др.

Можно выделить следующие риски, связанные с дебиторской задолженностью:

  • кредитный риск (риск неисполнения обязательств дебиторами);
  • риск потери ликвидности (риск неисполнения обязательств перед кредиторами);
  • операционный риск (риск потерь и убытков вследствие недостатков в системах контроля и управлении).

Снижение операционных рисков достигается построением четкой системы управления дебиторской задолженностью.

Большие объемы таких долгов по расчетам за товары чаще всего являются свидетельством того, что компания активно пользуется товарными займами. Если компания кредитует потребителей своей продукции, то она частично делится с ними своими доходами. Но когда платежи подходят к концу, фирма должна сама прибегать к займам для того, чтобы иметь возможность продолжать свою деятельность, но таким образом увеличивается кредиторская задолженность фирмы, и кредиторы вскоре могут предъявить требования к предприятию[13].

Для того чтобы не получить просроченную либо вовсе безнадежную дебиторскую задолженность, принимаются следующие меры:

1) Отслеживание должников с помощью компьютерных программ следует производить каждую неделю. Сейчас все программы для учета имеют функцию формирования отчетов в короткое время. Это дает возможность следить за финансовым положением постоянно.

2) Систематическое напоминание о сроке платежа покупателю. Чем раньше будет выставлен счет, тем быстрее по нему будут перечислены финансовые средства. Можно к счету приложить письмо, либо прописать эти сведения внизу счета. Это совершается с целью посеять мысль о необходимости оплаты в мозге дебитора.

3) Скидочная структура для своевременной оплаты – хороший метод стимуляции покупателей вовремя погашать долги. То есть клиент видит перспективу скидки, к примеру, в 3%, если оплата будет произведена вовремя, например, в срок 10 дней, в то время как в соглашении прописан период в 30 дней с момента получения счета.

4) Стабильная, регулярная деятельность в направлении получения долгов с должников сильно повышает шансы на получение средств. Письменные уведомления должны сопровождаться телефонными напоминаниями. Безусловно, не стоит сразу же напоминания приравнивать к преследованию. Беседовать лучше вежливо, но твердо. Необходимо интересоваться, когда они смогут выплатить долг.

5) Прописывание в соглашении такого пункта, как штрафы и проценты за несвоевременную оплату — довольно эффективный метод. Посмотрите на счета за коммунальные услуги, чтобы ознакомиться с борьбой против дебиторской задолженности в этой сфере. Причем надо отметить, довольно успешной борьбой.


6) Передача задолженности по факторингу — крайний метод, когда испробованы все методы по взысканию, поскольку факторинговая фирма обязательно возьмет свой процент с полученного долга[14].

Для управления кредиторской задолженностью на практике применяются два основных варианта: оптимизация и минимизация. Целесообразно взять курс на минимизацию, а в дальнейшем оптимизировать кредиторскую задолженность. В этой связи можно выделить следующие меры поддержания стабильной ситуации с кредиторской задолженностью, а также развития деятельности предприятия, в будущем:

  • создание эффективной системы контроллинга;
  • организация системы бюджетирования;
  • разработка программ маркетинга и системы мотивации работников;
  • увеличение уставного капитала, формирование добавочного капитала;
  • модернизация производства и развитие услуг сервиса.

Все предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств. В процессе инвентаризации должна быть выявлена просроченная задолженность и задолженность, невозможная к взысканию.

Просроченная кредиторская задолженность несет не только репутационные риски, но и риск потери бизнеса. Любой кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании предприятия банкротом при наличии признаков ее несостоятельности. Вот почему важно проводить регулярный анализ финансово-хозяйственной деятельности и не допускать просроченной кредиторской задолженности[15].

Из всего вышесказанного в первой главе, можно сделать вывод о том, что под финансовыми ресурсами понимаются собственные, заемные и привлеченные денежные средства, которые служат источниками формирования активов предприятия и ведения хозяйственной деятельности. К собственным финансовым ресурсам относятся: уставной капитал; капитализируемые резервы; добавочный капитал; нераспределенная прибыль, целевое финансирование. К заемному капиталу относятся денежные средства, выдаваемые кредиторами на условиях срочности, платности и возвратности. Порядок формирования, распределение и использование финансовых ресурсов установлен дейст­вующими в настоящее время нормативно-правовыми актами. Первоначальный капитал для ведения бизнеса формируется на основе уставного, привлеченного или заемного капитала. Далее собственный капитал формируется преимущественно как результата основной деятельности. Привлеченный и заемный капитал формируется как капитал, полученный от внешних финансово-кредитных учреждений и других юридических лиц. Методы управления финансовыми ресурсами предприятия основаны на мерах по увеличению собственного капитала и оптимизации заемного капитала.


ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГУП «РОСМОРПОРТ» И ЕГО ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

2.1 Организационно-экономическая характеристика ФГУП «Росморпорт»

ФГУП было создано в 2003 году. Основным видом деятельности ФГУП «Росморпорт» является оказание услуг морских портов.

Адрес: г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7.

Виды услуг, осуществляемые ФГУП «Росморпорт», и направленные на обеспечение безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним: обеспечение лоцманской проводки судов; ледокольное обеспечение круглогодичной навигации; предоставление судам навигационно-гидрографического обеспечения; предоставление судам услуг по обеспечению безопасности мореплавания на акваториях морских портов и подходах к ним, включая развитие объектов инфраструктуры морских портов, содержание акваторий, подходных каналов, судоходных путей в параметрах, обеспечивающих безопасное плавание судов.

Общество с ограниченной ответственностью – организация коммерческого характера, которая создается одним или несколькими лицами с целью получения систематической прибыли.

Такое предприятие может быть учреждено либо одним лицом, либо несколькими лицами, решившими совместно открыть ее. Общество с ограниченной ответственностью можно определить по таким признакам. Участники организации несут ограниченную ответственность в пределах вкладов, из которых сформирован уставный капитал предприятия. Оно создано одним, либо несколькими физическими или юридическими лицами.

Следует отметить, что, не смотря на то, что общество с ограниченной ответственностью может быть создано одним лицом, в него должно входить несколько участников. Если говорить конкретнее, то их может быть от двух, до пятидесяти человек. Если количество участников превышает пятьдесят человек, то в соответствии с законодательством, необходимо создать производственный кооператив, либо же открытое акционерное общество. Общество с ограниченной ответственностью может заниматься любой деятельностью, если она не запрещена законом.


Общество с ограниченной ответственность в условиях современной экономики представляет собой наиболее востребованный вид организаций, который имеет определенные преимущества и недостатки. К очевидным преимуществам общества с ограниченной ответственностью первым делом можно отнести возможность учреждения его несколькими участниками. Причем они могут являться как юридическими, таки и физическими лицами. Помимо этого, для общества с ограниченной ответственностью отсутствует ограничение по величине уставного фонда. Не включая денежных средств, в этот капитал могут быть вложены ценные бумаги и другое ценное имущество, а вкладчики не несут ответственности за действия организации. К недостаткам первым делом следует отнести возможность выхода вкладчика из общества с ограниченной ответственностью в любой момент времени, что в некоторых случаях может повлечь за собой ликвидацию организации.

Динамика финансовых результатов ФГУП «Росморпорт» за 2016-2018 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика финансовых результатов ФГУП «Росморпорт» за 2016-2018 гг., тыс. руб.

Наименов. показателей

2016 год

2017 год

Отн. прирост 2017/ 2016, %

2018 год

Отн. прирост 2018/ 2017, %

Объем оказанных услуг

22584036,00

25084053,00

11,07

26916666,00

7,31

Себестоимость продаж

17722721,00

19101831,00

7,78

21155764,00

10,75

Прибыль валовая

4861315,00

5982222,00

23,06

5760902,00

-3,70

Затраты на управление

3106193,00

3175179,00

2,22

3540967,00

11,52

Продолжение таблицы 1

Прибыль реализации

1755122,00

2807043,00

59,93

2219935,00

-20,92

Проценты к получению

154524,00

172056,00

11,35

144842,00

-15,82

Проценты к уплате

14253,00

308,00

-97,84

243,00

-21,10

Прочие поступления

2054329,00

1604313,00

-21,91

2311650,00

44,09

Прочие затраты

2453112,00

2873930,00

17,15

2733278,00

-4,89

Прибыль до уплаты налогов

1502559,00

1709373,00

13,76

1942906,00

13,66

Налог на прибыль и прочие налоговые обязательства

572882,00

839997,00

46,63

911544,00

8,52

Прибыль чистая

929677,00

869376,00

-6,49

1031362,00

18,63