Файл: Социальное обслуживание населения(Система социального обслуживания)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия социального обслуживания населения
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, виды и формы деятельности
1.3. Сущность социальной политики государства: цели, задачи, принципы
Глава 2. Учреждения социального обслуживания населения: виды, управление и специфика деятельности
2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей
2.2. Деятельность учреждений социального обслуживания граждан пенсионного возраста.
- государственной;
- муниципальной;
- негосударственной
Государственной система социальной службы представлена в виде учреждений и предприятий социального обслуживания, органов исполнительной власти РФ, компетенцией которых является организация и осуществление социального обслуживания.
Муниципальная система социальной службы представлена учреждениями и предприятиями социального обслуживания, органами местного самообслуживания, компетенцией выступает организация и осуществление социального обслуживания.
Негосударственная система социальной службы представлена учреждениями и предприятиями социального обслуживания, которые могут быть созданы как благотворительными, религиозными, общественными организациями, так и рядом других негосударственными организациями и частными лицами.
Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ, выделяются следующие:
- Функция социальной помощи, включающая: поиск и учет семей и отдельных категорий граждан, которые более других нуждаются в социальной поддержке (к таким категориям относятся малообеспеченные граждане, семья с несовершеннолетними детьми, а так же в состав которых входят другие нетрудоспособные члены), материальной помощи, а так же обеспечения нуждающихся временным Профилактические работы с бедностью: включают создание ряд условий, необходимых для того чтобы самостоятельно обеспечить свое благополучие и семейное предпринимательство.
Услуги, предоставляемые определенным категориям нуждающихся граждан в виде постороннего ухода (доставка продуктов и лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение за состоянием здоровья на дому.
Помощь в долгосрочном развитии нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания.
Достойное временное размещения ребенка, находящийся по вынужденным обстоятельствам вне своей семьи, размещение его в детском учреждении под попечительством, либо же его дальнейшее усыновление.
- Функция консультирования, включающая консультативные услуги специалистов, подготовка молодых граждан к выбору профессии, подготовка к бракосочетанию и осознанному родительству.
- Функция социального корректрования и реабилитации, включающая: процесс реабилитации социального медико-психологического характера с несовершеннолетними детьми, а также безнадзорными детьми, подростками и детьми, оставшихся без попечителей, процесс реабилитации подростков с ограниченными возможностями и такими семьями, которые их воспитывают.
- Информационная функция населения, включая изучение и прогнозирование социальных нужд, в рамках данной функции принят выделять три направления: а) предоставление информации, которой считается достаточно для разрешения сложной жизненной ситуации; б) процесс доноса информации, которая является неотъемлемой для разрешения сложной жизненной ситуации; разработка и реализация определенного ряда мер, которые направлены на устранения социальных проблем, выявленных в ходе социальной работы между клиентом и специалистом.
- Функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов: разработка чрезвычайных программ при участии представителей социальной службы.
Предлагаю заострить свое внимание на базовых принципах социального обслуживания, а именно:
- адресность;
- доступность
- добровольность
- гуманность
- приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- конфиденциальности профилактической направленности.
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания и утверждаются Правительством РФ.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по его основным видам.
Материальная помощь представляет собой денежные средства, выплачиваемые в адрес граждан, которые проходят тяжелый жизненный этап, сюда так же можно отнести продукты питания, средства личной гигиены, обувь, одежду, транспортные и технические средства необходимые в целях реабилитации для граждан ограниченных возможностей в связи с инвалидностью.
В РФ органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают обстоятельства и порядок, по которым оказывается материальная помощь.
Если гражданин нуждается в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживание, то ему предоставляется социальное обслуживания на дому, включающее полное предоставление социальных услуг.
Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Социальные услуги в пользу граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе, предоставляются в стационарных учреждениях социального обслуживания. Такое уход может обеспечить создание таких условий жизнедеятельности, которые будут соответствовать их состоянию и возрасту.
Дети-сироты, дети, оставшимся без попечения родителей, безнадзорные несовершеннолетние, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, граждане без определенного места жительства и определенных занятий, граждане, пострадавшие от психологического или физического насилия, стихийных бедствий в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиенты социальной службы, размещаются во временных приютах в специализированных учреждениях социального обслуживания, поскольку данные категории лиц нуждаются в предоставлении временного приюта.
Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания: социально - бытовое, социально - медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
Консультативная помощь по вопросам социально - бытового, социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты.
Гражданам, попавшим в трудное тяжелое жизненное положение и которые на определенны момент времени нуждаются в реабилитационных услугах, а так же инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям оказывается профессиональная, социальная, психологическая помощь социальными службами.
Имеется ряд общих принципов, присущих системе социальной службе, благодаря которым, данная система становится целостной и последовательной. К таким принципам можно отнести:
- Обеспечение государством прав личности, суверенитет, честь и свободу, защита от различных посягательств, характеризует принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантирование прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях. Государство обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадрами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.
- Принцип опоры на общественное участие. Данный принцип характеризуется тем, что необходимым звеном в работе социальных служб, а так же в их управлении выступает общественная составляющая. При этом в случаях, когда деятельность социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
- Принцип территориальности. Данный принцип характеризуется тем, что социальная служба как можно больше приближена к гражданам, и именно поэтому она по максимуму доступна для непосредственного пользования. Благодаря принципу территориальности есть возможность решить задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, ко всему прочему, имея единые цели попытаться сохранить разнообразие деятельности социального обслуживания.
- Принцип информированности характеризуется тем, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской федерации на основании своих полномочий имеют функцию управления государственной системой социальных служб.
Если говорить о социальных службах иной формы, то управление ими устанавливается в порядке, который определен их уставами, либо иными учредительными документами.
Органы социальной защиты населения осуществляют функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.
Социальное обслуживание населения, производимое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания относится к расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.[4]
Учреждения социального обслуживания имеют полное право вести предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, согласно законодательству Российской Федерации.[5]
Любой гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку (рис.1)
Территориальные социальные службы
Государственные формы поддержки
*Социальное медицинское обслуживание
*Социальное обслуживание на дому
*Стационарное социальное обслуживание
*Срочное социальное обслуживание
*Территориальные центры
*Обслуживание инвалидов
*Центр помощи семье и детям
*Центры психологической помощи
*Службы экстренной помощи
Клиент
Негосударственные службы
Негосударственные виды помощи
*Психотерапевтическая
*Патронажная
*Гуманитарная
*Конфесиональные
*Спонсорская
*Благотворительная
*Общественные организации
*Благотворительные фонды
*Церковные приходы и т.д
*Коммерческие службы помощи
Рис.1 Помощь клиенту в системе социального обслуживания
Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций.
1.3. Сущность социальной политики государства: цели, задачи, принципы
Полная реконструкция общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике.
Как описывалось выше, социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, которая в свою очередь регулирует отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Социальная политика, направленная на стабилизацию и балансирование социальных интересов различных групп населения, является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации сущность социального государства официально определяет достаточно кратко: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. »[6]
Основная задача социальной политики государства – стабилизация и гармонизация общественных отношений. Важнейшим ее направление выступает процесс создания социально гарантированных условий для жизнедеятельности всех граждан.
Устойчивое улучшение как уровня, так и качества жизни по отношению к инвалидам и пожилым людям, основой которого является социальная солидарность и справедливость, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов - является целью государственной социальной политики.
Обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.