Файл: Социальное обслуживание населения(Система социального обслуживания)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Люди пенсионного возраста получают социальное обслуживание соответствии с эстетическими международными принципами организации труда.

Социальная работа с гражданами, относящихся к категории – пенсионеры, проводится в соответствие с Федеральным законом « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 года № 442-ФЗ.

Согласно представленному выше закону в сферу социальных услуг входят:

  1. социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  2. социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  3. социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
  4. социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведение и развитие личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  5. социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  6. социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  7. услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  8. срочные социальные услуги[9]

Отделения социальной защиты населения занимаются выявлением и учетом, осуществлением социальной поддержки, а так же предлагают и обеспечивают ряд платных услуг.

Есть ряд отделений, которые оказывают ряд функций, по социальной защите и помощи. К таким учреждениям можно отнести: дома-интернаты, дома для престарелых одиноких людей, больничные отделения для людей с хроническими заболеваниями, стационары различных типов, дома ночного и дневного пребывания, геронтологические центры и многие др.

Не так давно в ряд таких стационарных учреждений нашего государства включили и специальные дома для постоянного проживания как одиноких пожилых людей, так и супружеских пар, нуждающихся в соответствующей помощи и поддержке.


Деятельность стационарных учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов направлена на создание более комфортных условий проживания, организацию качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление разнообразных услуг, социально-культурной нравственности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальной коммуникации проживающих в домах-интернатах.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, которые предназначены для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе. Бытовом и медицинском обслуживании.

Специализированные дома для граждан пенсионного возраста выполняют ряд функций. Рассмотрим их более подробно:

  1. Создание благоприятных условий для проживания граждан и их самообслуживания;
  2. Предоставление круглосуточной социально-бытовой и медицинской помощи:
  3. Создание условий, которые являются необходимыми для поддержания активного образа жизни и посильной трудовой деятельности.

Глава 3. Социальное обслуживание граждан на территории Российской Федерации

Проблемы социального обслуживания населения в России

Социальной защите населения в нашей стране всегда отводится огромная роль. Чтобы динамично развиваться государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку граждан своей страны. Проблемы социального обслуживания в современном обществе имеют очень важное научное и практическое значение.

Социальная сфера государства является зеркальным отражением уровня развития социальной политики, которое проводит правительство нашей страны, а от социальной политики прежде всего зависит уровень социально-экономического развития, в том числе и благосостояния граждан.

Проблем в социальной сфере Российской федерации на сегодняшний день значительные: серьезнейшее отставание от развитых стран мира по показателям уровня жизни населения; высокий уровень дифференциации социально-экономического развития регионов; большой разрыв между доходами населения; высокий уровень дифференциации социально – экономического развития регионов; большой разрыв в доходах населения; высокий процент населения, живущих ниже прожиточного минимума; падение уровня занятности населения в последние годы; недостаточное развитие социальной инфраструктуры и пр. Эти и ряды других проблем требуют от правительства разработки и внедрения серьезных программ по их устранению.


Особое место в исследовании социальной сферы нашей страны занимают показатели уровня жизни населения, к которым относят: доходы населения, среднемесячная заработная плата, минимальный размер оплаты труда, численность и доля населения, живущего за чередой бедности, средний размер пенсий и специальных льгот, обеспеченность населения жильем, качество питания, образования и безопасность. На основании рейтинга стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения, предоставленного Всемирным Банком, Россия заняла 87 место.

В стране наблюдается колоссальная разница среднего дохода на душу населения в субъектах Российской Федерации. С наиболее высокими показателями среднего дохода на душу населения являются Ненецкий АО ( 91.8 тыс. долл. в год), Ханты-Мансийский АО (76 тыс. долл.), Ямало- Ненецкий АО ( 50 тыс. долл.). С наименьшим показателем среднего дохода на душу населения в год ( менее 3 тыс.долл.) можно отнести такие регионы, как Чечню, Северная Осетия, Кабардино- Балкария и Карачаево – Черкесия. Тогда как в Москве этот показатель находится на уровне 25,4 тыс. долл.

Наблюдается большой разрыв по субъектам Федерации и по показателям неравенства и бедности. Наибольший показатель бедного населения фиксируется в Республике Тыва (40,5% от общей численности населения субъекта РФ, Ингушетии (32%),Кабардино – Балкарии (24,8%), Республике Алтай ( 25,8%). Наименьший показатель бедности в Ямало – Ненецком АО (6,5%), Чукотском АО (9%), Республике Татарстан (7,4%), Санкт- Петербурге ( 7,5%), Москве (8,3%).

Подобная дифференциация наблюдается в сфере развития социальной инфраструктуры. Не во всех регионах идет финансирование и строительство новых коммуникаций и зданий.

На территории нашей страны развитие социальных служб сдерживается дефицитом средств на территориях субъектов РФ, а также недостаточным кадровым обеспечением.

На данный момент времени, проблемой государственной социальной поддержки населения в Российской Федерации является отсутствие единого Федерального закона, который мог бы полностью регулировать государственную поддержку российских семей. Так же не менее проблематичны вопросы о возрасте выхода на заслуженную пенсию.

Для того чтобы решить проблемы бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев, необходимо объединить и усилить территориальные органы социальной защиты с прочими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а так же социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, попавших в экстренную ситуацию. Так же хотелось отметить, что в России присутствует проблема, связанная с предоставлением ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством.


Не менее проблематичным является и тот факт, что у самих граждан присутствует иждивенческий настрой, который выражается прежде всего в отсутствие заинтересованности в улучшении собственного благосостояния.

На сегодняшний день в законодательных актах о социальном обслуживании отсутствуют четкие нормативные показатели содержания и объема, качества и безопасности социальных услуг, их гарантий и способов предоставлений, ответственность за их несоблюдение. В соответствии с действующим законодательством оценку и контроль качества оказания государственных услуг осуществляет вышестоящий над исполнителем услуги орган; свою оценку он дает через контроль исполнения разработанных им же инструкций и оценочных показателей. Но с другой стороны, данные показатели не дают полноформатный ответ о качестве социальных услуг, которые предоставляются населению. Ученые видят выход из этой ситуации в заключении договора об оказании социальной услуги, который будет является дополнительным средством правовой защиты услугополучателя (гражданина).

Еще к проблемам социального обслуживания можно отнести и региональное различие в объемах прав граждан на социальное обслуживание, которое существует на настоящий момент времени. Сюда можно отнести и уровень их реализации, доступности, качество и безопасность предоставляемых услуг, которые в свою очередь не могут позволить в полном объеме удовлетворить потребность граждан в социальных услугах высокого качества и ставит их уровень в зависимости от категории, к которой относится то или иное льготное лицо, а так же все зависит и от места жительства надающегося гражданина.

Анализ законодательства в сфере социального обслуживания показал, что в нашей стране имеет место быть сформированная нормативная база государственной социальной помощи нуждающимся гражданам, которые относятся к определенным категориям, но, если посмотреть на это все с другой стороны, мы увидим характерное для социального обеспечения в целом непостоянство. И хотя основные изменения последнего времени в сфере обеспечения социальных функций государства и модернизации системы социального обслуживании сопровождались необходимостью приведения нормативно-правовой базы в соответствие с целями реформирования социального сектора (например, адресность предоставления социальных услуг), следует отметить ограниченность средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, недостаточный объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, что связано с глубоко кризисным состоянием отечественной экономики и не позволяет в полной мере реализовать задачи социальной помощи. Таким образом, обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Учитывая проблемы, связанные в первую очередь с недостатком финансирования мероприятий по социальной поддержке населения, можно предположить неизбежность поиска государством путей решения финансовых проблем, что повлечет изменение текущего законодательства. В связи с этим немаловажным является решение именно указанных в статье проблем законодательного плана.


Пути решения проблем социального развития на территории Российской Федерации

В условиях актуальности и признания важности достижения устойчивого развития Российской Федерации, при котором ключевое место занимает благосостояние населения, растет важность социальной политики, развития социальной сферы, которая охватывает все разнообразие направлений, начиная от социальной инфраструктуры городов и регионов, трудовым потенциалом населения, демографических показателей и заканчивая показателями уровня жизни всех категорий граждан.

Несмотря на все проблемы описанные в предыдущей главе, социальная сфера Российской Федерации имеет огромный потенциал для развития. К примеру: наблюдается положительная динамика роста численности населения, естественного прироста населения, увеличивается продолжительность жизни граждан нашей страны, растет уровень грамотности населения, улучшается психологическая обстановка в семьях. Все это обуславливает актуальность и возможность решения выделенных выше проблем, а также возможность реализации в Российской Федерации концепции устойчивого развития.

В Российской Федерации дальнейшее долгосрочное развитие социальных служб возможно при внедрении глобальной государственной поддержки по оснащению и обеспечению учреждений необходимыми ресурсами, а так же при финансировании региональных и муниципальных программ, направленных на развитие социального обслуживания населения в большом процентном соотношении, по отношению в бюджетам различных уровней.

Таким образом, резюмируя вышеописанное в первой, второй и третьей главе, хотелось бы подчеркнуть, что преобразования в социальной сфере, должны быть направлены на то, чтобы достичь такие цели как:

1)обеспечение более уязвимых групп населения социальной защитой по той причине, что они просто не способны решать возникающие в их жизни социальные проблемы.

2) обеспечение достойной пенсией и уровнем жизни граждан пенсионного возраста

3) обеспечение доступным образованием и здравоохранением всех категорий граждан, вне зависимости от их социального статуса

4) увеличение на более высокие значения в рублевом эквиваленте минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

5) введение наиболее прогрессивной шкалы налогообложения для НДФЛ

6)доступность жилья, за счет уменьшения ставок по ипотечному кредитованию

Несмотря на все выше сказанное, социальную политику нашего государства можно назвать немного сбалансированной и удовлетворительной.