Файл: Социальное обслуживание населения(Система социального обслуживания)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная политика имеет перечень функции, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, которое стремится к тому, чтобы общественные фонды, созданные через политическую деятельность, поддержали состояние индивидуумов в таком социальном статусе, который не был бы обременительным для него. Предлагаю более подробно рассмотреть эти функции:

  1. Компенсаторная функция. Эта функция направлена на то, чтобы ликвидировать внешние сдерживающие условия, которые на дают возможность индивидууму быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
  2. Элективная функция. Данная функция направлена на то, чтобы определить обстоятельства и свойства самого индивидуума от социально-политической деятельности государства.
  3. Кумулятивная функция. Представленная функция накапливает социальный потенциал государства, который выражается прежде всего в зависимости индивидуумов от социально-политической деятельности государства.

Если вышеперечисленные функции будут в большей степени представлены в социальной политике государства, тем с большим охватом социальная политика находится в тесной зависимости от политика государства вообщем.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

  • защита, выражение, согласованность интересов между социальными группами и слоями общества, отдельными ее гражданами;
  • ведение некого «диалога» между гражданами и государством, позволяющее оптимально разрешить общественные противоречия в социальной сфере;
  • стабилизация интересов, поиск их единых начал между гражданами разных слоев населения, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
  • прогностическая;
  • социальная защита населения;
  • управление социальными процессами и др;

Благодаря перечисленным функциям обеспечивается важнейшая задача социальной политики – это гармония общественных отношений, а так же осуществляется управление социальным развитием общества.

Социальная политика нашего государства гарантирует гражданам минимальный доход, социальную защиту от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При всем вышесказанном, государство обеспечивает минимальными условиями для жизни только тех граждан, неспособных произвести это самостоятельно.

Государственные программы социального обеспечения и системы социальных услуг выступают механизмами через которые реализуется социальная политика государства.


Рассмотрит основные направления проведения социальной политики:

  1. защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  2. обеспечение помощи самым бедным семьям;
  3. выдача помощи на случай безработицы;
  4. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Резюмирую информацию изложенную выше, можно константировать, что социальное государство – это правовое демократическое государство, в котором человек является высшей ценностью, а так же это такое государство, которое создает и гарантирует необходимые условия для достойной жизни и свободного развития каждого человека, всесторонней самореализации творческого потенциала каждого.

Поистине, социальным можно считать только то государство, которое способно не только декларировать высокие социальные идеалы, но готово проводить, как сейчас принято говорить – сильную и ответственную социальную политику в соответствии с международными установками и национальными возможностями на основе принципов демократизма, законности и гуманности. Эти принципы основываются на самой сущности демократического правового социального государства и являются прочной основой эффективной реализации его социальной функции.

Таким образом, основными задачами социальной политики являются повышение народного благосостояния, улучшение условий труда и совершенствование его оплаты, осуществление принципа социальной справедливости. Сочетание современного эффективного рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и социальной защиты населения позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне развития социального государства.

Глава 2. Учреждения социального обслуживания населения: виды, управление и специфика деятельности


2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Возрождение системы социального обслуживания семьи и детей в Российской Федерации обусловлено внутренними и внешними факторами развития современного российского общества: проблемой семьи, которая подверглась масштабным политическим, экономическим и социальным преобразованиям в результате реформирования государства в 80-90е гг.20 века, интеграцией России в международное правовое пространство.

Исторический опыт развития культуры и традиций семейных взаимоотношений в нашем государстве стал основой формирования такой точки зрения, которая характеризуется тем, что первичной структурой общества является семья, а не индивид конкретно. Но современное общество вынуждает изменить отношения между ячейкой общества и государством.

Поддержка и защита института семьи является очень важным элементом социально-экономических процессов. Государство, муниципалитеты, общественные организации организуют социальную помощь семьям таким образом, чтобы семьи могли решать жизненно-важные задачи.

Семья выступает не только объектом социальной защиты со стороны государства, но и его партнером. Без поддержки со стороны семьи невозможны успешные политические и социальные преобразования.

На сегодняшний день идет процесс расширения и установления связей между семьями, организациями и социальными институтами, которые в свою очередь обеспечивают ресурсами и поддержкой.

На территориях субъектов РФ планомерно развивается самопомощь, оказывается наиболее эффективное и гуманное содействия семьям с детьми. Общая схема функционирования представляет собой систему взаимодействия семьи с государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами.

Поддержка семей с детьми реализуется посредством государственных программ. Задачи реализации программ семейной политики в регионах увязываются с планами развития учреждений социального обслуживания, создаются горизонтальные структуры системы социальной помощи семье с учетом специфических особенностей регионов. Организаторам социальных служб районного уровня очень важно учитывать потребности населения в таких услугах, заостряя внимание на типе семьи и её основополагающих проблемах.

Основываясь на многолетнем опыте работы с семьями, специалисты делают вывод о том, что комплекс социальных услуг в районе должен предоставляться не только родителям, но и детям в том числе.


Если сравнивать районные и областные учреждения, то отличающейся характеристикой вторых являются научно-методические функции.

Государственная служба, оказывающая такого вида социальную помощь, имеет ряд функций, к которым относятся:

  1. Аналитическая функция. Задача такой функции состоит в том, чтобы изучалась проблема контингента семей и членов коллектива;
  2. Планово – организационная функция, заключается в планирование и самой организации социального обслуживания;
  3. Управленческая функция обеспечивает контакт с государственными органами исполнительной власти по поводу решения проблем клиента, и ко всему прочему добивается решения возникающей проблемы, дает оценку результатам проведенных мероприятий;
  4. Информационная функция несет в себе знакомства граждан с новыми решениями государства по социальной защите, а так же сообщает о возможностях службы.

Помощь, оказываемая социальными учреждениями, может быть двух видов:

  • прямая;
  • опосредованная

Прямая помощь направлена напрямую на защиту прав и интересов клиента, тогда как опосредованный вид помощь направлена на социальное окружение клиентов - семья, друзья, рабочий коллектив, а так же через государственные организации и фонды.

В структуру центра социального обслуживания семей входят ряд разнообразных подразделений, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической, медико-социальной, психолого-педагогической помощи, профилактики детской бездарности.

Социальная поддержка в виде определенных социальных услуг может быть направлена в адреса неполных, многодетных и малообеспеченных семей, а так же в пользу детей и подростков, которые оказались в трудных семейных условиях, детей – сирот, детей с физическими и психическими отклонениями, инвалидов. В категорию такой помощи попадают и: беременные женщины, кормящие матери с несовершеннолетними детьми на иждивении, а так де бывшие воспитанники школ-интернатов и детских домов.

Таким образом, учреждения, являющиеся элементными составляющими социального обслуживания семьи и детей выступают «важнейшим инструментом реализации семейной политики, поддержки и укрепления семьи как основополагающего социального института, и им отводится огромная роль в решении актуальных проблем семьи, материнства и детства.[7]

На сегодняшний день основной задачей семейной политики выступает процесс укрепления института семьи с целью выполнения ею возложенных на нее обществом функций, главная из которых – социализация детей.


Социальная политика может сочетать в себе различные целевые направления деятельности государства, например в сфере экономической, демографической, жилищной, молодежной политики и др.

Практический опыт развития системы социального обслуживания в Российской Федерации показал, что нашей стане уже давно требуется четкое, ясное и однозначное понимание эффективности деятельности учреждений социального обслуживания, разработка критериев и показателей, позволяющих измерить и оценить всю эффективность качества обслуживания данной категории людей.

Но, если не начать реальную оценку деятельности учреждений социального обслуживания, невозможно говорить об их дальнейшем совершенствовании, которое строится на устранении уже существующих недостатков и корректировке существующей рабочей деятельности.

Система управления социальными службами на сегодняшний день требует колоссального совершенствования, которое включает в себя и организационные изменения. Все субъекты, входящие в состав социальных учреждений должны принципиальным образом пересмотреть свою деятельность, которая должна главным образом быть направленна на эффективный результат.

На сегодняшний день хотелось бы отметить, что развитию системы социального обслуживания семьи и детей во многом способствовало реализация Федеральных целевых программ.

Социальное обслуживание семьи и детей должно оставаться доступным, но стать более гибким в соответствии с потребностями данногй категории граждан.

2.2. Деятельность учреждений социального обслуживания граждан пенсионного возраста.

Социальное обслуживание граждан такой категории, как пожилые люди и инвалиды, представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей их в социальных услугах.

Социальные институты могут рассматриваться как с точки зрения внешней организованной структуры, так и с внутренней стороны, поскольку включают в себя содержательную деятельность.

Пенсия – это ежемесячное денежное пособие, направленное в адрес граждан, достигших пенсионного возраста, из общественных фондов потребления.

Согласно законодательству каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом РФ.[8]