Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (Федеральное казначейство в управлении государственными финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность проблемы исследования. Внедрение казначейского метода исполнения федерального бюджета в Российской Федерации, организация и обеспечение исполнения федерального бюджета в Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета характеризуют качественно новый уровень организации исполнения бюджетов.

Использование современных казначейских технологий исполнения федерального бюджета в Российской Федерации обусловлено бюджетным законодательством и призвано обеспечить высокую точность и оперативность в учете и исполнении бюджетных средств.

Кассовое исполнение бюджета в Российской Федерации органами Федерального казначейства осуществляется при взаимодействии Казначейства Российской Федерации с Министерством финансов Российской Федерации, главными распорядителями (распорядителями) и получателями бюджетных средств, другими участниками и неучастниками бюджетного процесса, налоговыми органами, учреждениями Центрального банка Российской Федерации и другими кредитными организациями, в которых открыты балансовые счета казначейским органам.

Институт казначейства является одним из старейших финансовых институтов. Процесс его эволюции длился не одно столетие. Зарождение казначейской системы началось еще в начале ХIV века, когда формировалось централизованное московское государство и образовывались административно-судебные учреждения центрального и местного управления – приказы. Однако в этот период отсутствовала единая система учреждений, которая отвечала бы за финансовую систему, как в центре, так и на местах. В дальнейшем, в процессе развития российского государства и ряда проводимых бюджетных реформ казначейская системы исполнения федерального бюджета прошла сложнейшие этапы своего становления и развития.

На сегодняшний день Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, его кассовому обслуживанию, контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.


Все вышесказанное и обусловило актуальность темы исследования.

Степень разработанности изучаемой темы. В научно-практической литературе последних лет вопросам казначейского исполнения федеральных бюджетов уделяется большое внимание. Проблемам формирования и развития казначейской системы исполнения федерального бюджета посвящены труды Вассель Т.А., Веселовского С.Б., Ивановаой С.Б., Ковтун Л.Р., Леонтьева А.К., Лукашова А.И., Максимова А.В., Прокофьева С.Е., Сазонова С.П. и др.

Наряду с этим большинство вопросов методологического и практического характера, которые связаны с развитием казначейской системы исполнения федеральных бюджетов, пока не решены.

Недостаточное внимание в научной литературе уделено месту и роли органов Федерального казначейства в регулировании межбюджетных отношений, вопросам развития методов казначейского исполнения федеральных бюджетов, организации взаимодействия Федерального казначейства с другими участниками бюджетного процесса.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования.

Целью работы является разработка исследование роли Федерального Казначейства в управлении государственными финансами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать теоретические основы Федерального казначейства;
  • провести анализ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • выявить перспективы развития казначейской системы.

Предмет исследования составляют организационно-экономические и финансовые отношения, которые складываются в ходе казначейского исполнения федерального бюджета на современном этапе развития российской экономики.

Объектом исследования выступает система органов Федерального казначейства Российской Федерации и их деятельность по кассовому исполнению федеральных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ГЛАВА 1. Теоретические основы Федерального казначейства


1.1 Место Федерального казначейства в управлении государственными финансами

Федеральное казначейство (сокр. Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство – платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований[1].

Функции Казначейства России

  • обеспечение исполнения Федерального бюджета;
  • кассовое обслуживание;
  • учет поступлений;
  • ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности;
  • ведение и обслуживание государственных информационных систем;
  • обеспечение деятельности Федерального казначейства;
  • осуществление иных функций в установленной сфере деятельности.

В систему органов, имеющих полномочия по исполнению бюджета, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного финансового контроля, а также органы муниципального финансового контроля. Все из перечисленных структур выполняют свои собственные задачи. Они функционируют в границах установленных полномочий.

Главенствующую роль при исполнении бюджета имеют казначейские органы.

Российское Казначейство находится в ведении Минфина России (рис. 1).

Участники процесса кассового исполнения федерального бюджета

Главные администраторы доходов федерального бюджета:

  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная таможенная служба
  • Министерство финансов РФ
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Главные распорядители средств федерального бюджета:

  • Расходы на межбюджетные трансферты – 33 ГРБС
  • Расходы на безвозмездные перечисления организациям – 41 ГРБС
  • Расходы на обслуживание государственного долга – 1 ГРБС

Главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета:

  • Министерство финансов РФ
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

Центральный банк РФ

Министерство финансов РФ

Федеральная налоговая служба

Рис. 1. Взаимодействие участников процесса составления кассового плана исполнения федерального бюджета[2]

Это федеральный орган исполнительной власти (иными словами, федеральная служба), которая выполняет в соответствии с российским законодательством правоприменительные функции относительно обеспечения исполнения федерального бюджета, относительно кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней, контроля за осуществлением операций с бюджетными средствами со стороны главных распорядителей, распорядителей, а также получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство реализует свою деятельность посредством собственных территориальных органов. Деятельность Федерального казначейства осуществляется во взаимодействии с иными федеральными, региональными и муниципальными органами власти, ЦБ РФ, общественными объединениями, а также другими организациями (рис. 2).

Рис. 2. Место целей и задач развития Федерального казначейства в системе развития государственного управления[3]

Со времени образования российской казначейской системы технологии, применяемые Федеральным казначейством, претерпели значительные изменения. Особенно значимыми нововведениями являются:

  • введение инновационных платежных технологий, которое привело к централизации возложенных на казначейские органы функций;
  • внедрение кардинально нового программного обеспечения автоматизированной системы Федерального казначейства, что поспособствовало упрощению казначейских операций[4].

Такие обстоятельства вызвали необходимость обязательной оптимизации функциональной структуры российского казначейства. Стоит отметить, что сегодня процесс оптимизации уже практически закончен.

Что касается цели такой оптимизации, то она, прежде всего, заключается в повышении эффективности, а также в повышении результативности работы казначейской системы посредством предотвращения дублирования функций на различных уровнях органов российского казначейства, а также благодаря снижению чрезмерных административно-хозяйственных расходов[5].

Российское Казначейство представляет собой один из самых динамично развивающихся финансовых структур нашей страны. В процессе реализации Концепции структурной оптимизации, а также оптимизации функций Федерального казначейства устраняются функции, утратившие значимость и формируются принципиально новые функции.


В своей деятельности Федеральное казначейство руководствуется Бюджетным кодексом РФ, Конституцией Российской Федерации, конституционными федеральными законами, актами Правительства РФ и Президента РФ, федеральными законами, договорами РФ международного характера, правовыми нормативными актами Министерства финансов РФ, и Положением о федеральном казначействе РФ. 

На сегодняшний день органы Федерального казначейства руководствуются «Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1092 в редакции от 13 апреля 2016 года № 300[6], в которых изложены общие положения; требования к планированию деятельности по контролю; требования к проведению контрольных мероприятий (обследования, камеральной проверки, выездной проверки и реализация результатов проведения контрольных мероприятий) и требования к составлению и представлению отчетности о результатах проведения контрольных мероприятий.

1.2 Эволюция и современное состояние казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации

Выделим следующие этапы развития Федерального Казначейства в дореволюционной России[7].

1. Реформы в государственных финансах России характеризовались очень большой непоследовательностью в проведении – так например центристские тенденции в управлении, резко сменялись децентрализацией, что наносило вред государственному устройству. Вместе с тем в 20 век Россия вступила на экономическом подъеме, она имела вполне устойчивую систему в финансовом отношении. Бюджетные реформы в основном направлены на совершенствование управления бюджетом, на совершенствование развития взаимоотношений центрального финансового государственного аппарата и местными учреждениями.

2. Отличительной особенностью предреволюционного этапа является появление управляющей вертикальной системы, при такой системе Министерство финансов устанавливало правила составления, устанавливало правила утверждения и устанавливало правила исполнения государственных финансовых смет, публиковало каждый год отчеты исполнения бюджета. После того, как были упразднены ведомственные казначейства, Министерство финансов стало центральным органом, для исполнения бюджета. Департамент казначейства накануне революции был основным в Министерстве финансов и этот Департамент распоряжался движением финансовых средств, поступающих в государственные доходы, осуществлял центральное счетоводство по всем основным государственным доходам и всем расходам, проверку основных финансовых смет министерств и основных распорядителей, составление и утверждение проекта росписи по расходам и доходам.