Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (Федеральное казначейство в управлении государственными финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом контрольными мероприятиями, проведенными Федеральным казначейством в 2016 году, проверено распределение и использование средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов
и иных средств в сумме 5 040,9 млрд рублей (в 2015 году – 9 665,9 млрд рублей), что на 47,8 % меньше по отношению к 2015 году.[16]

Охват проверенных в 2016 году средств государственных внебюджетных фондов составил 1 374,1 млрд рублей (в 2015 году этот показатель составлял 202,2 млрд рублей), что в 6,8 раз больше показателя 2015 года.[17]

Динамика объема проверенных средств в финансово-бюджетной сфере за 2015–2016 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика объема проверенных средств в финансово-бюджетной сфере за 2015–2016 годы. [18]

Средства, распределение и использование которых проверены

Проверено средств

в 2015 году

Проверено средств

в 2016 году

Соотношение объема проверенных средств (2016/2015), %

млрд

рублей

доля от общего объема проверенных средств, %

млрд

рублей

доляот общего объема проверенных средств, %

Средства федерального бюджета, включая средства, выделенные из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, и иные виды предоставления средств из федерального бюджета

9 311,5

96,3

3 442,7

68,3

36,9

Средства государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных государственных внебюджетных фондов

202,2

2,1

1374,1

27,3

679,6

Другие средства, включая средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, средства, проверенные у регионального оператора

152,2

1,6

224,1

4,4

147,2

Всего:

9 665,9

100

5 040,9

100

52,1

Структура государственных финансовых ресурсов, на которых в 2016 году фокусировалась контрольная деятельность Федерального казначейства, свидетельствует о том, что средства федерального бюджета являлись основным предметом контрольных мероприятий.


За отчетный период общее количество проведенных контрольных мероприятий составило 5 014 единицы. Контрольные мероприятия проводились следующими методами:

– ревизии и выездные проверки – 4 673;

– камеральные проверки – 227;

– обследования – 114.[19]

Динамика количества проведенных в 2015–2016 годах плановых
и внеплановых контрольных мероприятий представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика количества проведенных в 2015–2016 годах плановых и внеплановых контрольных мероприятий.[20]

Показатели,

характеризующие количество

проведенных контрольных мероприятий

2015 год

2016 год

Динамика изменений количества проведенных контрольных мероприятий (2016/2015), %

ед.

доля в общем количестве контрольных мероприятий, %

ед.

доля в общем количестве контрольных мероприятий, %

Общее количество проведенных контрольных мероприятий, в т.ч.:

10 249

100

5 014

100

48,9

проведенных в соответствии с разделами I, II Плана ФК на 2016 год и разделом I Планов УФК на 2016 год

5 833

56,9

2 644

52,8

45,3

проведенных в соответствии с разделом II Планов УФК на 2016 год

3 916

38,2

1 008

20,1

25,7

внеплановых контрольных мероприятий

500

4,9

1 362

27,1

272,4

Общее количество контрольных мероприятий, проведенных
в отчетном году, составило 48,9 % от количества контрольных мероприятий, проведенных в 2015 году, что в годовом исчислении приближено к показателям 2015 года.

Увеличение доли внеплановых контрольных мероприятий в общем количестве проведенных контрольных мероприятий произошло по причине отнесения в отчетности к внеплановым мероприятиям контрольных мероприятий, проведенных, в том числе, Росфиннадзором, до утверждения Плана контрольных мероприятий на 2016 год.

В состав выявленных нарушений за 2016 год вошли и иные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации (их доля составляет 15,4 % от общего объема выявленных нарушений), включающие следующие нарушения (Приложение 2):


– нарушение порядка предоставления бюджетных средств,
в том числе порядка предоставления межбюджетных трансфертов;

– нарушение предоставления/получения бюджетных кредитов;

– нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи;

– нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств
на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление и другие.

Объем выявленных прочих нарушений составил 47,9 % от общего объема выявленных нарушений и вырос на 41,6 % по сравнению
с 2015 годом (6,3 процентов).[21]

Объем выявленных нарушений в 2016 году по сравнению
с 2015 годом по закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и ведению бухгалтерского (бюджетного) учета
и представления отчетности снизился на 5,1 % , что можно считать незначительным ввиду разницы общего количества контрольных мероприятий между годами.

За 2016 год Федеральным казначейством и его территориальными органами составлены 2 119 протоколов об административных правонарушениях по статьям КоАП.[22]

Глава 3. Перспективы развития казначейской системы

На сегодняшний день актуальной проблемой является развитие бюджетного процесса в РФ. Как известно, ведущую роль в этом процессе играет Федеральное Казначейство России. Основной целью настоящей статьи является рассмотрение развития системы Казначейства России на современном этапе.

Казначейство России находится в ведении Министерства финансов РФ и является федеральным органом исполнительной власти(федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию, исполнению бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.

Для эффективной реализации своих функций Казначейству необходимо формирование целостности исполнения бюджета и проработка теоретических и методологических вопросов самого механизма. Можно с уверенностью сказать, что Федеральное Казначейство является участником государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков". Цель данной программы заключается в обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка.


Перед Федеральным Казначейством ставят такие задачи, как обеспечение прозрачности и открытости информации о его деятельности; обеспечение соответствия процедур представления в Российской Федерации информации в сфере управления государственными и муниципальными финансами стандартам лучшей международной практики в сфере открытости государственных финансов; методологическое обеспечение повышения бюджетной грамотности граждан Российской Федерации; повышение уровня информационной открытости в части бюджетных данных.1

Безусловно, такие цели, как совершенствование нормативного правового регулирования и методологического обеспечения бюджетного процесса в Российской Федерации, планирования и исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и формирования бюджетной отчетности, являются важными в развитии казначейской системы.

Сдерживающим фактором реализации большинства намеченных преобразований служит отсутствие законодательного регулирования исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в новых условиях. Поскольку основным законом в системе бюджетного законодательства России является Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК), новые положения бюджетных правоотношений должны стать предметом правового регулирования БК. Здесь надо сказать о новой редакции БК, где предусмотрено формирование правовой основы системы бюджетных (казначейских) платежей, включая вопросы функционирования ее участников, форм расчетов и принципов совершения платежей. Это позволит трансформировать порядок кассового устройства исполнения бюджетов путем перехода от кассового к казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов и операций со средствами юридических лиц.

Кроме того, важным аспектом новой редакции БК является регулирование информационного обеспечения процедур по рассмотрению, составлению, утверждению и исполнению бюджета, а также по взаимодействию и реализации полномочий участников бюджетного процесса и получателей средств из бюджета. В этой связи в новую редакцию БК включены новые главы: «Казначейское обслуживание»; «Единый казначейский счет»; «Бюджетные платежи и система бюджетных платежей»; «Информационное обеспечение в сфере бюджетных правоотношений»; «Отчетность о государственных (муниципальных) финансах».

Нормы новых глав отражают ключевые аспекты построения казначейского обслуживания и системы бюджетных платежей, включая систему лицевых, казначейских и банковских счетов, прямое и косвенное участие в системе бюджетных платежей, движение денежных средств по поступлениям и выплатам на казначейских счетах с отражением платежных операций на лицевых счетах прямых участников системы бюджетных платежей.


В новую редакцию БК включены отдельные положения, определяющие основы функционирования единого казначейского счета (ЕКС), а также полномочия Федерального казначейства по управлению операциями со средствами и остатками средств на ЕКС и по прогнозированию движения средств на ЕКС. Также определены основные подходы к ведению бухгалтерского учета и совершенствованию системы счетов Федерального казначейства.

Как следует из Государственной программы, вектор развития системы управления общественными финансами направлен на расширение сферы автоматизации государственных функций и межведомственного взаимодействия путем внедрения универсальных web-сервисов в рамках создания Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами (ГИИСУОФ) «Электронный бюджет», а также трансформации Казначейства России в своего рода «бюджетный банк». Многие из направлений совершенствования деятельности Федерального казначейства, в том числе и его организационно-функциональная модель, в ближайшей перспективе будут определяться необходимостью реализации Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 г.

В связи с данной концепцией выделяют следующие направления развития:

  1. Построение единого казначейского (банковского) счета Федерального казначейства;
  2. Развитие инструментов управления свободными остатками денежных средств на едином казначейском (банковском) счете Казначейства России;
  3. Использование современных электронных платежных сервисов;
  4. Развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);
  5. Минимизация наличного денежного обращения.

Существует мнение, что дальнейший процесс реформирования системы бюджетных платежей должен происходить в условиях полномасштабного внедрения системы «Электронный бюджет», позволяющей обеспечить управление денежными средствами путем автоматизации ведения кассового плана бюджетов бюджетной системы РФ, управления ликвидностью ЕКС, осуществления бюджетных платежей, обработки банковской выписки.

Достижение заявленных целей по совершенствованию кассового обслуживания исполнению бюджетов бюджетной системы РФ, реформированию системы бюджетных платежей, повышению эффективности управления операциями и остатками средств на ЕКС возможно только путем внедрения соответствующих технологических инфраструктурных решений и оптимизации денежных и информационных потоков в секторе государственного управления.