Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (Федеральное казначейство в управлении государственными финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Начало войны в 1914 года заставило все мировые страны увеличивать военные расходы и содержать многочисленные армии. Существенно увеличилась роль финансов для обеспечения потребностей вооруженных сил, для создания финансовых резервов, которые создавались в виде золотых запасов и специальных фондов. В России начиная с 1914 года и по 1916 год на военные расходы нужно было около 25 миллиардов рублей[8], и эти расходы обеспечивались за счет краткосрочных займов у населения.

Далее последующий концептуальный период в истории нашей страны – советский – связан с произошедшими событиями, в октябре 1917 года и характеризуется революционной перестройкой управления существующей финансовой деятельностью.

При проведении политики революционных изменений был захват действующего Государственного банка и была проведена национализация большинства коммерческих банков, они потом были соединены в Народный банк, и в дальнейшем к Народному банку был присоединен также и Департамент государственного казначейства.

Проведение политики военного коммунизма, это период с 1918 года по 1921 год, характеризуется тотальным огосударствлением всех средств производства, а также и рабочей силы, централизованным распределением всех ресурсов, привела к полной ликвидации обращения денег, введению продразверстки и значительному ослаблению финансовой и кредитной системы. Этот исторический этап доказывает бесперспективность существования на тот период времени безденежного хозяйства.

С 1918 года по 1928 год казначейская система денежного обслуживания исполнения бюджета государства стала заменятся банковской при помощи отделений Государственного банка. В этих отделениях были организованы специальные отделы для исполнения бюджета. Название того периода было «банковский централизованный». В то время Государственный банк и вся сеть его банков обеспечивали учет поступающих доходов, производили учет расходов и остатков бюджета, а Министерство финансов Советского Союза отвечало за исполнение бюджета страны как по доходам, так и по расходам[9].

Поэтому, в период с 1917 год и по 1991 год казначейства как финансового органа в России не существовало, а все его функции были возложены на Государственный банк. Эта система действовала до 1990 года и обеспечивала высокий уровень централизации и последовательное следованию принципов единства кассы.

Децентрализация была проведена в период с 1990 год, по 1992 год и этот период связан с кардинальным изменением политического и бюджетного устройства страны, отказом от планирования в масштабе целой страны. В этот период была образована бюджетная система, которая состояла из трех равноправных составных частей: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.


Проведённые демократические преобразования привели к созданию другого бюджетного законодательства, в этом законодательстве, в частности, было закреплено разграничение полномочий всех федеральных органов с субъектами РФ по формированию, утверждению и также по исполнению своих бюджетов. Так, региональные финансовые органы и местные практически устранились от контроля за использованием средств утверждённого федерального бюджета, что приводило к отсутствию контроля за их исполнением. Суммы финансирования из бюджета поступали на счета распорядителей и перераспределялись потом посредством коммерческих банков. Такая многоступенчатость замедляла скорость движения денежных средств. Исполнение бюджета при банковской системе, которая была децентрализована осуществлялось посредством счетов отраслевых министерств и посредством счетов ведомств, при этом акцентировалось только выделение необходимых объемов бюджетных средств и осуществление расходов бюджетополучателями, а все коммерческие банки имели возможность использовать поступающие бюджетные средства на увеличение кредитных ресурсов[10].

Таким образом, становление и развитие рыночной экономики сопровождало разрушение банковской централизованной системы. Взамен Государственному банку был организован Центральный банк с обновленным объемом функций и полномочий. Ключевая задача его деятельности стала заключаться в организации денежно-кредитного обращения. Центральный Банк перестал фактически исполнять функции по кассовому исполнению бюджетов.

Следовательно, массовый переход к коммерческим банкам, которые начали исполнять бюджеты, послужил поводом для непрозрачного, неэффективного управления средствами бюджетов. Низкая оперативность при зачислении на бюджетные текущие счета доходов, предоставление искаженной информации банками об операциях со средствами бюджетов вызвали глубокий системный кризис в бюджетной сфере.

На сегодняшний день актуальной проблемой является развитие бюджетного процесса в РФ. Как известно, ведущую роль в этом процессе играет Федеральное Казначейство России. Основной целью настоящей статьи является рассмотрение развития системы Казначейства России на современном этапе.


Глава 2. Методика анализа кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральным Казначейством

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ), что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы[11].

В сформировавшейся мировой практике и в соответствии с историческим опытом можно увидеть преимущества над децентрализованным у централизованного типа исполнения бюджета (основанного на принципе единства кассы). К таким преимуществам можно отнести:

- актуальная (ежедневная) информация об остатках на счетах (в кассе) государства, необходимая правительству;

- ежедневная информация о движениях по бюджетным счетам средств, достоверные данные о сумме доходов, поступивших в бюджет, поступивших в любой период, а, для государства с федеративным устройством – о величине доходов поступивших в нижестоящие бюджеты;

- у правительства есть возможность при исполнении бюджета исключить кассовые разрывы;

- полная прозрачность по отношению к финансовым потокам, возникающим в ходе исполнения бюджета;

- возможность своевременного снижения рисков по размещению средств на счетах банков и получения существенного объема денежных средств от прибыли, полученной при инвестировании на финансовых рынках.

Процесс кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представлен в приложении 1.

Доходы бюджетов российской бюджетной системы формируются на уровне федерального, региональных, муниципальных бюджетов, а также бюджетов ГВФ.

На каждом уровне доходы могут быть сформированы как на налоговой основе, так и неналоговой.

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса РФ доходы – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками Формирование доходов осуществляется из следующих поступлений[12]:


1. налоговые доходы;

2. неналоговые доходы.

Органы Федерального казначейства (ОФК) осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета[13].

В случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования) в соответствии с соглашением об осуществлении этих функций, заключенным с учетом положений статьи 168 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, особенности кассового обслуживания таких бюджетов устанавливает Федеральное казначейство.

Если полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, осуществляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, заключенным согласно статье 215.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, то этот орган обязан представлять указанному в соглашении органу Федерального казначейства информацию о всех проведенных им кассовых операциях при исполнении всех обслуживаемых им бюджетов, учтенных по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства вправе представлять органам государственного (муниципального) финансового контроля, созданным законодательными (представительными) органами, по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов в порядке, установленном Федеральным казначейством.


Таким образом, кассовое обслуживание исполнения позволяет получить объективную информацию об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По результатам кассового обслуживания можно получить информацию обо всех кассовых операциях, проводимых в рамках исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы в разрезе кодов бюджетной классификации и главных распорядителей бюджетных средств.

2.2 Контроль Федерального Казначейства за целевым расходованием средств государственного бюджета

Схематично процесс контроля органов казначейства за целевым расходованием средств представит на рисунке 4.

Контроль органов Федерального казначейства за целевым расходованием средств федерального бюджета

Направления казначейского контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета

Полномочия и функции Федерального казначейства

Виды казначейского контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета

Проведение контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета

Результаты контроля органов Федерального казначейства за целевым расходованием средств федерального бюджета

Рис. 4. Процесс контроля органов казначейства за целевым расходованием[14]

Проведение в I полугодии 2016 года организационно-штатных мероприятий в соответствии с Указом Президента № 41 явилось причиной того, что плановая контрольная деятельность осуществлялась Федеральным казначейством в соответствии с Планом контрольных мероприятий на 2016 год и Планами контрольной работы УФК на 2016 год только
во II полугодии 2016 года, что привело к снижению количественных показателей по сравнению с показателями исполнения функции
по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществлявшейся Росфиннадзором в 2015 году.[15]

Так, в ходе реализации функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в 2016 году показатель охвата контрольными мероприятиями Федерального казначейства средств федерального бюджета, включая средства, выделенные из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, и иные виды предоставления средств
из федерального бюджета, снизился по сравнению с показателем, определенным по итогам осуществления функции по контролю и надзору
в финансово-бюджетной сфере в 2015 году, и составил 3 442,7 млрд рублей (в 2015 году этот показатель составлял 9 311,5 млрд рублей).