Файл: Понятие и сущность социально-психологического климата организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- выявить лидеров и обеспечить их поддержку

- обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

4. Психологические методы – они основываются на знании психологии человека, так же они известны как «методы убеждения». К основным элементам психологических методов относят:

- психологическое планирование

- типы личности, темперамент, черты характера, направленность личности

- интеллектуальные способности личности

- психологическое воздействие

- методы познания человека

- способы психологического воздействия

Именно психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. они направлены на конкретную личность рабочего или служащего. С них можно обратится к внутреннему миру человека, направить его потенциал на решение задач организации. Рассмотрим отдельно элементы психологических методов.

  1. Психологическое планирование позволяет более эффективно определить психологическое состояние сотрудников организации. Так же с помощью психологического планирования многие управленцы ставят цели развития предприятия, определяют критерии эффективности, разрабатывают психологические нормативы и т.д.
  2. Выделяют 4 основных темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. От типа личности зависит внутренний потенциал человека, то как он способен работать, насколько он будет преследовать общую цель организации, его потенциал. Благодаря темпераменту и типу личности можно определить назначение и место человека в коллективе, дальнейшую психологическую работу с ним для поддержания более благоприятной атмосферы.
  3. Без осознания своих интеллектуальных способностей человек не может грамотно понимать свои возможности, оценить свои профессиональные ориентации, планировать карьеру, организовать себе продвижение по служебной лестнице. Уровень интеллекта имеет три градации: высокий, средний, низкий. Логические способности, интеллектуальные, мышление, память определяют с помощщью различных психологических тестов и методик. Полученные результаты анализируют, дают человеку советы по его профессиональным навыкам, его будущей профессии.
  4. С помощью способов психологического воздействия можно определить приемы воздействия, разрешенные законом для координации личности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обманутое ожидание, комплимент, похвала, просьба, совет. Каждый из способов предполагает различное решение проблемы:

- внушение – это воздействие на человека, с целью изменением им его поведения, при внушении не происходит критической оценки ситуации.

- убеждение – это воздействии на психику человека с помощью различных аргументов для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

- подражание – способ воздействия с помощью личного примера, похвала самого себя. Требование что бы все делали как я!

- принуждение – применяется только в крайних случаях, когда другие формы не воздействуют на личность и не дают никаких результатов. При принуждении сотрудника заставляют, а иногда это происходит и против его воли, выполнять определенную работу.

- побуждение – ощущение позыва, когда на работника воздействую с помощью похвалы, подчеркивают его положительные качества, говорят об успешном выполнении поручений. Побуждение приводить к повышению осознания своей значимости в организации.

- осуждение – этот прием применяется к тем сотрудникам, которые не понимают общей цели, не стремятся выполнить задачи фирмы, допускают большое отклонение от моральных норм коллектива.

- требование, как и распоряжение может быть эффективно только в одном случае, когда у руководителя есть власть и он пользуется авторитетом.

- порицание эффективно применять только в том случае, если сотрудник воспринимает руководителя как «один из нас», в ином случает оно будет восприниматься как необязательное назидание: выслушал и забыл.

- командование – это быстрое и точное исполнение. При выполнении команд не рассуждают. Есть два вида команд:

1. Запретительные – они применяются в том случае, если надо немедленно прекратить нежелательное поведение, чаще всего подаются твердым, спокойцным голом, или немного на повышенных тонах с эмоциональным окрасом.

2. Побудительные – они нацелены на быстрое включение поведенческих механизмов человека.

- комплимент нередко сравнивают с лестью. Чаще всего это зависит от интонации человека, который делает комплимент (руководителя).

- похвала тесно связана с побуждением.

- просьба чаще всего распространения как форма общения между коллегами, нежели между подчиненными и руководителем. Под просьбой часто подразумевается совет для более эффективного решения рабочей задачи. Просьба руководителя практически всегда очень эффективно влияет на выполнение поставленных задач, так как подчиненные воспринимают её как уважение к своей личности со стороны руководителя, при просьбе от руководителя подчиненный понимает, что подвести его он не может.


Итак, социально-психологические методы представляют собой крайне сложный, но эффективный инструмент воздействия на различные социальные группы людей и личность человека. Грамотное управление персоналом заклюбчается в нормировании и верном применении тех или иных приёмов, входящих в социально-психологические методы. 

2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «Аргоник»

2.1  Общая характеристика ООО «Аргоник»

 

Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью «Аргоник». Сокращенное наименование: ООО «Аргоник». Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 2014 году.

Основной целью деятельности организации является услуги по сварочным работам, а так же изготовление металлических конструкций, получение экономических выгод (прибыли) для удовлетворения интересов участников и членов трудового коллектива ООО «Аргоник».

Основными задачами организации являются:

- оказание сварочных работ;

- изготовление металлических конструкций по индивидуальным чертежам;

- оказание токарных работ;

- автомотовело ремонт.

Конечно, помимо данных задач, ООО «Аргоник» как и любое другое предприятие выполняет ряд стандартных функций:

- ведение бухгалтерии

- налоговый учет

- кадровая работа

- учет коммерческих сделок

Структура организации ООО «Аргоник» является линейно-функциональной из-за небольших масштабов организации и специфики своей деятельности.

Генеральный директор

                 

Главный бухгалтер

       

Начальник производственной части

Коммерческий директор

Сварщики

Токарь-фрезеровщик

Монтажники

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Аргоник»

Деятельность каждого сотрудник определяется должностными обязанностями и регулируется трудовым договором в соответствии с трудовым законодательством в Российской Федерации.


Из представленной схемы на рисунке один можно увидеть, что на предприятии преобладают технические профессии, управленческое звено представлено всего тремя должностями. В силу того, что в штатном расписании мало единиц, это не дает развития карьерного роста – данная проблема является одной из главных в таких организациях.

Проведя исследование организационной культуры фирмы, можно отметить, что, благодаря, малому количеству сотрудников, между ними складываются тесные неформальные контакты. Такой вид общения в организациях играет очень значительную роль в управлении. Но не стоит забывать, что иногда такое общение может привести к нежелательным последствиям – процесс восприятия задач подчиненными, процесс исполнения поручений и т.д. Обратим внимание на уровень организационной культуры: часто в таких организациях он находится в среднем положении, т.к. руководители не стремятся практиковать совместные мероприятия для развития командного духа – в ООО «Аргоник» именно данная ситуация.

Что бы решить выявленные проблемы, необходимо провести ряд мероприятий:

  1. Карьерный рост – необходимо решить данную проблему, т.к. от этого зависит мотивация сотрудников. Если расширение штатного расписание невозможно, то можно внедрить систему разнообразного стимулирования сотрудников, поощрений как денежных, так и в виде благодарностей для компенсирования данного недостатка, ввести систему вознаграждения, материального и морального поощрения. (отсутствие карьерного роста).
  2. Для повышения уровня организационной культуры необходимо проведение различных мероприятий, направленных на развитие командного духа: тренинги, корпоративные праздники, семинары и т.д.

Без мотивации невозможно решить следующие задачи:

- стабилизация коллектива

- повышение производительности труда

- повышение квалификации рабочих

На фирме можно так же выделить и второстепенные цели, помимо основной:

  1. Создание рабочих мест
  2. Получение прибыли

Данные цели достигаются путем стремления фирмы к оказанию качественных услуг (услуги сварки, услуги по изготовление металлоконструкций). Данные услуги нужно оказывать так, что бы зарекомендовать себя на рынке услуг как одного из лучших производителей и работодателя.

Еще одной, не менее важной составляющей внутренней среды является производственный процесс, технологическое оснащение, маркетинг и т.д.

Систематизировать наиболее существенные элементы внутренней среды позволит свод-анализ слабых и сильных позиций во внутренней среде организации (таблица 1).


Таблица 1 - Сильные и слабые стороны внутренней среды ООО «Аргоник»

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокая техническая и технологическая оснащенность

Слабая маркетинговая кампания, отсутствие рекламы как таковой

Выгодное месторасположение (в центре г. Москвы – Волгоградский пр-т)

Отсутствие собственного здания (арендуются помещения у института картографии)

Наличие собственной автостоянки

Невозможность расширения своих площадей путем пристройки новых объектов

Из данной таблицы мы видим, что ООО «Аргоник» имеет одинаковое колличество слабых и сильных сторон. Для возможности решения выявленных недостатков можно порекомендовать следующие мероприятия:

  1. Обратить внимание на маркетинговую политику фирмы. Необходимо разработать концепцию рекламы
  2. Поиск средств на покупку собственного здания, что позволило бы значительно расширить производство.

Если проблема рекламы довольно-таки легко устранима и в наше время является мало затратной, то покупка собственного здания очень проблематична. Во-первых сложно найти подходящее здание с нужными помещениями, во-вторых на это нужны очень крупные затраты, которые в данный момент фирма не может себе позволить. Здесь стоит уделить больше внимания рекламы для ускорения привлечения клиентуры, тогда будет больше заказов и можно уже говорить о хорошем увеличении прибыли.

Для выявление возможностей и угроз фирмы изначально стоит увидеть как на фирму влияют различные факторы, такие как:

- экономические

- политические

- социальные

- технологические условия в регионе и в стране. Для этого обратимся в методике PEST анализа.

Таблица 2 - Матрица PEST – анализа

Политико-правовые факторы

1. Изменение правовых основ в плане регулирования коммерческой деятельности предприятий

Социальные факторы

1. Снижение уровня платежеспособности населения

2. Неблагоприятная ситуация в регионе в связи с низким уровнем жизни населения

Экономические факторы

1. Изменения в налоговом законодательстве, повышение ставок налога на имущество

2. Изменение в рыночной конъюнктуре

Технологические факторы

1.  Медленный процесс внедрения новых технологий, преобладание старых технологических процессов