Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Понятие и виды конфликтов в менеджменте).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования конфликтности в менеджменте
1.1. Понятие и виды конфликтов в менеджменте
1.2. Стадии конфликтности в менеджменте
1.3. Поведенческая стратегия в конфликтных ситуациях в менеджменте
Глава 2. Анализ конфликтности в управлении предприятием ООО «СпецСтройЭксперт»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «СпецСтройЭксперт»
2.2 Анализ состояния уровня конфликтов
Глава 3. Способы управлением поведения при предупреждении и урегулировании конфликтов
Данные для расчета взяты из материалов управленческой отчетности ООО «СпецСтройЭксперт», а также из анализа организационной структуры системы управления предприятия. Для расчета будем использовать следующие коэффициенты и формулы:
Коэффициент управляемости рассчитывается по формуле:
(1) |
Где Z – число уровней управления; m– число руководителей данного уровня управления; Нф и Hн – фактическое и нормативное число работников, приходящееся в среднем на одного руководителя данного уровня управления. За нормативное число работников на одного руководителя примем значение 7.
Норматив Куп = 0,5 – 1.
Куп2013 = 0,16
Куп2014 = 0,16
Куп2015 = 0,17
Далее рассчитаем коэффициент уровня механизации и автоматизации труда работников Км. а., характеризующий степень соответствия фактической стоимости средств механизации и оргтехники Сф нормативным требованиям в среднем на одного работника аппарата управления; рассчитывается по формуле:
(2) |
Сф – фактическая стоимость технических средств в управлении;
Чау – численность аппарата управления.
Км.а.2013 =
Км.а.2014 =
Км.а.2015 =
Далее рассчитаем коэффициент экономичности труда работника аппарата управления Кзу; рассчитывается по формуле:
(3) |
Зау – общая сумма затрат на управление;
Зпр – общая сумма затрат на производство услуг за год.
Кзу2013 =
Кзу2014 =
Кзу2015 =
Коэффициент экономической эффективности управленческой деятельности Кэ рассчитывается как отношение прибыли П (дохода) к численности аппарата управления Чау; по формуле:
(4) |
Кэ2013 =
Кэ2014 =
Кэ2015 =
Коэффициент результативности управления производством и реализацией услуг Кэу показывает отношение объема реализации услуг V к численности аппарата управления Чау; определяется по формуле:
(5) |
Кэу2013 =
Кэу2014 =
Кэу2015 =
Экономическая результативность деятельности (рентабельность) показывает коэффициент Кэр, рассчитываемый как отношение прибыли П (дохода) к общей сумме затрат на производство и реализацию услуг за год Зпр; по формуле:
(6) |
Кэр2013 =
Кэр2014 =
Кэр2015 =
Производительность труда – степень его эффективности, определяется отношением годового объема реализации услуг V к среднесписочной численности работников Чппр по формуле:
(7) |
ПТ2013 = = 596,07 тыс. руб.
ПТ2014 =
ПТ2015 =
Таблица 2
Расчет показателей эффективности системы управления ООО «СпецСтройЭксперт»
Коэффициенты |
значения |
отклонения, %% |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2018/ 2016 |
|
1. Коэффициент управляемости |
0,16 |
0,16 |
0,17 |
10% |
11% |
11% |
2. Коэффициент уровня механизации и автоматизации труда |
82,85 |
114,28 |
121,42 |
14% |
11% |
15% |
3. Коэффициент экономичности труда работника аппарата управления |
0,01 |
0,011 |
0,01 |
11% |
9% |
10% |
4. Коэффициент экономической эффективности управленческой деятельности |
304,85 |
549 |
236,28 |
18% |
4% |
8% |
5. Коэффициент результативности управления производством и реализацией продукции |
20011 |
21001 |
67155 |
10% |
32% |
34% |
6. Экономическая результативность деятельности (рентабельность) |
0,01 |
0,02 |
0,003 |
20% |
2% |
3% |
7. Производительность труда |
596,07 |
617,68 |
1975,2 |
10% |
32% |
33% |
Анализ показателей эффективности управления показал следующие тенденции: Коэффициент управляемости с 2016 года повысился на одну десятую, но все еще остается значительно ниже нормы. Повысилась производительность труда за счет роста полученных доходов в 2018 году. Снизилась рентабельность услуг за счет роста расходов организации.
Далее проанализируем финансово-экономические показатели деятельности ООО «СпецСтройЭксперт», таблица 3.
Таблица 3
Основные показатели финансово-экономической деятельности ООО «СпецСтройЭксперт» за 2016-2018 г.г.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2016 |
2017 |
2018 |
Отклонение 2018/2016 |
Доходы |
Тыс. руб. |
140077,00 |
147010,00 |
470086,00 |
330009,00 |
Расходы |
Тыс. руб. |
142211,00 |
143167,00 |
468432,00 |
326221,00 |
Стоимость основных производственных фондов |
Тыс. руб. |
14523,00 |
15623,00 |
16236,00 |
1713,00 |
Численность работающих |
Чел. |
235,00 |
238,00 |
238,00 |
3,00 |
Фонд оплаты труда |
Тыс. руб. |
124740,00 |
144620,00 |
144620,00 |
19880,00 |
Прибыль |
Тыс. руб. |
2134,00 |
3843,00 |
1654,00 |
-480,00 |
Рентабельность производства |
% |
101,52% |
97,39% |
0,35% |
-1,88% |
Рентабельность продаж |
% |
1,52% |
2,61% |
0,35% |
-1,17% |
Производительность труда |
Тыс. руб./чел. |
596,07 |
617,69 |
1975,15 |
1379,08 |
Фондоотдача |
Руб./руб. |
9,65 |
9,41 |
28,95 |
19,31 |
Средняя заработная плата |
Тыс. руб. |
44,23 |
50,64 |
50,64 |
6,40 |
Таким образом, рост объема реализации услуг в 2018 году составил 330009 тыс. руб., рост себестоимости – 326221 тыс. руб., в результате чего прибыль снизилась на 480 тыс. руб. Произошло снижение и рентабельности производства на 11,28%, рентабельности продаж на 1,17%. Рост производительности труда – 1379,08 тыс. руб./чел., рост фондоотдачи на 19,31 руб., рост средней заработанной платы на 6,40 тыс. руб. В целом показатели финансовой деятельности учреждения стабильны, кроме 2018 года, в результате которого значительно вырос объем реализованных услуг, и выросли соответственно расходы, что повлекло за собой снижение прибыли.
2.2 Анализ состояния уровня конфликтов
Создание хорошего психологического климата в коллективе является необходимым условием эффективной совместной деятельности работников. В деятельности ООО «СпецСтройЭксперт» особую роль играет стабильность рабочих отношений в администрации. Низкий уровень конфликтности подчиненных и администрации способствует эффективной работе всего учреждения.
С целью анализа состояния административных конфликтов в учреждении мы провели опрос. В опросе учувствовало 80 человек – сотрудники ООО «СпецСтройЭксперт»: руководители и исполнители. Результаты опроса представлены ниже.
Рис. 1. Как часто в ООО «СпецСтройЭксперт» возникают столкновения?
Таким образом, 61% сотрудников считают, что конфликты возникают с периодичностью, то есть они присутствуют всегда.
Рис. 2. Считаете ли Вы себя конфликтной личностью?
Таким образом, 55% респондентов считают себя конфликтной личностью, 30% - определенно нет, 13% определённо конфликтны по своей природе.
Рис.3. Как часто Вы оказываетесь участником столкновений на работе?
Таким образом, 35% респондентов периодически оказываются участниками конфликтов, 24% иногда приходиться участвовать в конфликте, 15% удается избегать конфликтов, 18% часто становятся участниками конфликтов.
Рис. 4. Как Вы считаете, насколько конфликты, которые возникают в ООО «СпецСтройЭксперт», управляемы?
Таким образом, 50% респондентов считают, что конфликты полностью поддаются регулированию, 35% считают, что иногда контролировать конфликты не удается, 10% считают, что часто контроль невозможен, и 5% считают, что в организации конфликты практически не управляемы.
Рис. 5. Виды конфликтов в ООО «СпецСтройЭксперт»?
Итак:
- административные – 25%;
- межличностными – 35%;
- внутриличностные – 30%.
Среди первой группы конфликтов наиболее распространены чисто административные конфликты, главная функция которых – качественное выполнение управленческой работы. Как правило, конфликты такого рода разрешаются, как говорят, в «рабочем порядке», т.е. в результате краткосрочного обсуждения возникшей проблемы и оперативного внесения изменений.
Рис.6. Как распределяются роли в разрешении возникших проблем (уровни управления)?
Таким образом, наибольшее влияние на разрешение проблем и конфликтов в организации оказывают: высший уровень управления (директор) – 55%, средний уровень управления (руководители подразделений) 30%.
Рис. 7. Какова причина конфликтов в организации между руководством и подчиненными?
Таким образом, основными причинами возникновения конфликтов в организации между руководством и подчиненными является слабая организационная культура – 41%, превышение полномочий руководителями – 15%.
Рис. 8. Какие реальные изменения необходимы в организации?
Таким образом, 45% сотрудников бы создали эффективную организационную культуру, 30% разработали бы алгоритм разрешения административных конфликтов и пути их предотвращения, 25% сотрудников усовершенствовали бы систему мотивации.
Рис. 9. Как часто в организации возникают проблемы с партнерами (другими организациями)?
Таким образом, проблем с партнерами почти никогда не возникает – 70% респондентов так считают. Компания достаточно хорошо ладит с партнерами.
Рис. 10. Как часто Вы не подчиняетесь руководству?
Таким образом, 66% респондентов почти никогда не нарушают дисциплину, не подчиняясь руководству, они выполняют свою работу согласно должностным инструкциям и требованиям руководителя.
Рис. 11. Как вы считаете, кто сможет достойно защищать Ваши интересы в случае возникновения конфликта между Вами и руководством?
Таким образом, 45% сотрудников считают, что их интересы могут защитить их конкретные работники (коллеги), 20% считают, что – высшее руководство, 12% – сторонние силы (личные связи), 10% – трудовая инспекция и суд, 3% – профсоюз.
Рис. 12. Приходилось ли вам защищать своего коллегу от несправедливых действий руководителя?
Таким образом, 48% респондентов регулярно защищают своих коллег, 43% респондентов – иногда, 10% никогда.
Рис. 13. Чьи интересы, прежде всего, нуждаются в защите в организации?
Таким образом, 73% сотрудников считают, что необходимо защищать в первую очередь интересы рядовых работников.