Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Понятие и виды конфликтов в менеджменте).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования конфликтности в менеджменте
1.1. Понятие и виды конфликтов в менеджменте
1.2. Стадии конфликтности в менеджменте
1.3. Поведенческая стратегия в конфликтных ситуациях в менеджменте
Глава 2. Анализ конфликтности в управлении предприятием ООО «СпецСтройЭксперт»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «СпецСтройЭксперт»
2.2 Анализ состояния уровня конфликтов
Глава 3. Способы управлением поведения при предупреждении и урегулировании конфликтов
Введение
Для нормального, плодотворного и психологически здорового функционирования организации члены и руководство данной организации должны научиться распознавать конфликт на начальной стадии его зарождения, уметь различать виды и типы конфликтов и в соответствие с этим владеть приёмами и методами разрешения и урегулирования конфликтных ситуаций.
Актуальность данной темы предопределяется тем обстоятельством, что в любой компании возникают производственные конфликты, и поэтому возникает необходимость в их регулировании.
Люди всегда мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие споры и утвердиться вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны всех против всех.
Однако сегодня, независимо от того или иного понимания природы конфликтов, нужно тщательно изучать и разрабатывать рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.
Потребность в изучении конфликтов, видов и способов их регулирования становиться все более острой. Не только в нашей стране, но и в мире в целом наблюдается рост конфликтов. Двадцатый век вошел в историю как век разрушительных революций, мировых войн, экономических кризисов и политического террора. Однако не следует считать, что в жизни нет ничего кроме противоречий и борьбы. Универсальность конфликтов еще не дает оснований для того, чтобы их абсолютизировать.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследованию управления административными конфликтами посвящены труды, таких авторов, как, Анцупов, А.Я. Балан В.П., Волков Ю.Г. и др. Однако можно отметить, что проблема исследования остается не до конца изученной, что обуславливает актуальность данного исследования.
Целью исследования является разработать рекомендации по управлению поведением в конфликтных ситуациях в ООО «СпецСтройЭксперт».
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды конфликтов в менеджменте;
- изучить стадии конфликтности в менеджменте;
- охарактеризовать поведенческую стратегию в конфликтных ситуациях в менеджменте;
- дать общую характеристика предприятия ООО «СпецСтройЭксперт»;
- провести анализ состояния уровня конфликтов;
- выявить способы управлением поведения при предупреждении и урегулировании конфликтов.
Предмет исследования – методология управления конфликтом в профессиональной деятельности.
Объект исследования – ООО «СпецСтройЭксперт».
Методологическая база исследования. При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, наблюдение.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме управления конфликтами на предприятии.
Глава 1. Теоретические основы формирования конфликтности в менеджменте
1.1. Понятие и виды конфликтов в менеджменте
Существуют различные определения конфликта, все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.
Приведем некоторые наиболее распространенные определения данного понятия в психологической науке.
«Психологический словарь» определяет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [5, с. 54].
В. В. Дружинин и его соавторы дают следующее определение конфликта: «Конфликт – способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем» [11, с. 7].
В.Г. Волков рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [10, с. 25].
А. Я. Анцупов предлагает следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1, с. 12].
Данное противостояние подобно нарастающей лавине, эмоционально подпитывающей враждующих, и является неотъемлемой, порою просто необходимой частью жизни.
Со стороны духовности – это явление имеет нездоровый характер, так как нормальным состоянием человека являются мир, любовь, спокойствие – картина, существовавшая в раю до грехопадения.
Суть конфликта состоит из различных точек зрения индивидуумов на одинаковую ситуацию, а также личностных и социально-психологических причин.
Последние включают в себя потери и искажения информации, отличия в методах оценивания деятельности друг друга, напряженные межличностные отношения, несбалансированное взаимодействие двух сторон, стремление к власти и психологическую несовместимость [15].
Общество без межличностных конфликтов на сегодняшний день являлось бы чем-то мифическим, неспособным к существованию, так как в нем не было бы выражено проявление индивидуальности и свободы каждого гражданина и способность отстаивания собственных интересов.
С глобальной точки зрения очень опасен конфликт, в котором государства используют оружие без перехода в стадию войны. Он представляет собой одну из форм разрешения политических, религиозных, территориальных, национально-этнических и других противоречий. В данном противостоянии, как правило, преследуются частные военно-политические цели.
Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания опасного инцидента или приграничного противоборства. Столкновения с использованием оружия могут происходить в территориальных рамках одного государства, нося внутренний характер. Участие одного или нескольких государств создает международные конфликты, зачастую имеющие политическую форму и различные типы. Наиболее часто встречается их разделение на симметричные и ассиметричные [10, с. 36].
Симметричные международные конфликты характеризуются примерно равным потенциалом участвующих сторон, ассиметричные, соответственно, резким различием силы и мощности государства.
Каждому понятно, что такое конфликт и какую он несет отрицательную энергетику, морально и материально выбивая человека из колеи.
Представляя угрозу для обеих сторон, конфликт:
- подрывает доверие противоборствующих сторон друг другу;
- имеет тенденцию углубления и расширения;
- меняет приоритеты, ставя под угрозу другие интересы;
- лишает поддержки; угрожает обеспечивающей стабильность и равноправие социальной системе;
- вместо тщательного обдумывания ситуации требует быстроты действий [5, с. 78].
Существуют и положительные стороны конфликта:
- происходит ускорение процесса самоосознания и расстановка приоритетов;
- обосновывается определенный набор ценностей;
- совершается объединение единомышленников; отодвигаются на второй план менее существенные конфликты;
- подталкивает к обсуждению путей выхода из ситуации;
- способствует возникновению контактов с другими лицами или группами, а также стимулированию разработки систем справедливого предотвращения сложившегося противостояния.
Конфликт бывает двух видов: скрытый и открытый.
Открытый можно определить сразу, так как негатив выражен налицо. Это общение на повышенных тонах, бурные высказывания претензий, резкие движения, неприкрытая злость, битье посуды и прочие шумные проявления.
Скрытый конфликт, характеризующийся отсутствием агрессивных действий, - явление опасное, так как может длиться продолжительный период, под тихой маской негатива. В связи с недостатком влияния или невозможностью вести открытое сопротивление оппоненту свойственно использовать косвенные, довольно действенные способы [8, с. 78].
Конфликтов тяжело избежать, если имеет место недосказанность, нерешенность проблемы в связи с двусмысленностью сложившейся ситуации, под страхом разрыва отношений, боязнью потери работы, друзей и возможностью остаться в одиночестве.
Стараясь не допустить такого исхода проблемы, человек избегает досадных и мучительных разговоров, выбирая молчание (а точнее, замалчивание); иными словами – надевает на себя маску и прячется в собственную скорлупу во избежание накаливания обстановки. Это не есть правильное решение, так как ситуация может усугубиться и повлечь эмоциональный взрыв [11, с. 33]. Состояние скрытого конфликта, способное продолжаться многие годы, может перевести его в замороженную стадию.
Таким образом, конфликт – это противоречие двух и более сторон, которое влечет за собой последствия различного характера.
1.2. Стадии конфликтности в менеджменте
Этапы развития профессионального конфликта могут развертываться по двум разным сценариям: борьба входит в стадию эскалации (первый вариант) или минует ее (второй вариант).
Периодами развития конфликта можно назвать следующие состояния:
Дифференциация – противоборствующие стороны разъединяются, пытаются отстаивать только свои интересы, используют активные формы противостояния.
Конфронтация – участники конфликта используют жесткие силовые методы борьбы.
Интеграция – оппоненты идут навстречу друг другу и начинают искать компромиссное решение [1, с. 11].
Кроме вариантов и периодов, можно выделить следующие основные этапы конфликта:
Предконфликт (скрытый этап). Конфликтное взаимодействие (противодействие в активной стадии, которое, в свою очередь, делится на три фазы: инцидент, эскалация, сбалансированное взаимодействие).
Разрешение (завершение противостояния).
Постконфликт (возможные последствия).
Предконфликт (основные фазы)
В латентном этапе развития можно выделить следующие фазы:
Возникновение конфликтной ситуации. На этом этапе между оппонентами возникает определенное противоречие, но они еще не осознают его и не предпринимают никаких активных действий к отстаиванию своих позиций.
Осознание конфликтной ситуации. В это время противоборствующие стороны начинают понимать, что столкновение неизбежно. При этом восприятие возникшего положения обычно носит субъективный характер. Осознание конфликтной объективной ситуации может быть, как ошибочным, так и адекватным (то есть правильным).
Попытка оппонентов разрешить наболевший вопрос коммуникативными способами, грамотным аргументированием своей позиции.
Предконфликтная ситуация возникает, если способы мирного разрешения проблемы успеха не принесли. Противоборствующие стороны осознали реальность возникшей угрозы и решили отстаивать свои интересы другими методами.
Конфликтное взаимодействие.
Инцидент – это преднамеренные действия оппонентов, желающих единолично завладеть объектом конфликта, невзирая на последствия. Осознание угрозы своим интересам заставляет противоборствующие стороны применять активные методы воздействия [11, с. 74].
Инцидент – это начало столкновения. Он конкретизирует расстановку сил и обнажает позиции конфликтующих сторон. На этой стадии оппоненты еще слабо представляют себе свои ресурсы, потенциалы, силы и средства, которые помогут им одержать верх. Это обстоятельство, с одной стороны, сдерживает конфликт, а с другой – заставляет его развиваться дальше.
На этой фазе противники начинают обращаться к третьей стороне, т. е. апеллировать в юридические органы для утверждения и защиты своих интересов. Каждый из субъектов противостояния старается привлечь к себе наибольшее количество сторонников.
Эскалация. Эта стадия характеризуется резким увеличением агрессивности противоборствующих сторон. При этом их последующие деструктивные действия гораздо интенсивнее, чем предыдущие.
Последствия сложно предсказать, если так далеко заходит конфликт. Этапы конфликта в своем развитии делятся на несколько ступеней:
- Резкое уменьшение когнитивной сферы в деятельности и поведении.
- Субъекты противостояния переходят к более агрессивным, примитивным способам противоборства.
- Вытеснение объективного восприятия оппонента универсальным образом «врага». Этот образ становится ведущим в информационной модели конфликта.
- Увеличение эмоционального напряжения.
- Резкий переход от разумных аргументов к личным выпадам и претензиям.
- Рост иерархического ранга запрещаемых и нарушаемых интересов, их постоянная поляризация.
- Интересы сторон делаются биполярными.
- Бескомпромиссное применение насилия в качестве аргумента.
- Утрата первоначального предмета столкновения.
- Генерализация конфликта, его переход в глобальную стадию.
- Вовлечение в противоборство новых участников.
- Вышеперечисленные признаки характерны как для межличностных, так и для групповых конфликтов. При этом инициаторы столкновения могут всячески поддерживать и формировать данные процессы при помощи манипулирования сознанием противоборствующих сторон [11, с. 33].