Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Понятие и виды конфликтов в менеджменте).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования конфликтности в менеджменте
1.1. Понятие и виды конфликтов в менеджменте
1.2. Стадии конфликтности в менеджменте
1.3. Поведенческая стратегия в конфликтных ситуациях в менеджменте
Глава 2. Анализ конфликтности в управлении предприятием ООО «СпецСтройЭксперт»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «СпецСтройЭксперт»
2.2 Анализ состояния уровня конфликтов
Глава 3. Способы управлением поведения при предупреждении и урегулировании конфликтов
Необходимо подчеркнуть, что в процессе эскалации сознательная сфера психики оппонентов постепенно утрачивает свою значимость.
Сбалансированное взаимодействие. В этой фазе субъекты конфликта понимают, наконец, что силовыми методами им проблему не разрешить. Они продолжают борьбу, но градус агрессивности постепенно снижается. Однако реальных действий, направленных на мирное урегулирование ситуации, стороны пока не предпринимают.
Разрешение конфликта
Этапы разрешения конфликта характеризуются прекращением активного противоборства, осознанием необходимости сесть за стол переговоров и переходом к активному взаимодействию.
Завершение активной фазы столкновения может быть спровоцировано несколькими факторами: коренной переменой системы ценностей конфликтующих сторон; явным ослаблением одного из оппонентов; очевидной бесперспективностью дальнейших действий; подавляющим превосходством одной из сторон; появлением в противостоянии третьей стороны, способной внести весомый вклад в решение проблемы.
Собственно, разрешение конфликта.
Стороны начинают вести переговоры, полностью отказываются от силовых методов борьбы. Способы разрешения противоборства могут быть следующими: изменение позиций конфликтующих сторон; устранение одного или всех участников противостояния; уничтожение объекта конфликта; эффективные переговоры; обращение оппонентов к третьей стороне, играющей роль третейского судьи. Конфликт может завершиться и другими путями: затуханием (угасанием) или перерастанием в противоборство другого уровня.
Постконфликтный этап
Частичное разрешение.
Этапы социального конфликта завершаются на этой относительно мирной стадии. Данное состояние характеризуется сохранением эмоциональной напряженности, переговоры происходят в атмосфере обоюдного высказывания претензий. На этом этапе противостояния часто возникает постконфликтный синдром, который чреват развитием нового спора. Нормализация, или полное разрешение конфликта. Эта фаза характеризуется полным устранением негативных установок и выходом на новый уровень конструктивного взаимодействия. Этапы управления конфликтом на данной стадии полностью завершаются. Стороны восстанавливают отношения и начинают продуктивную совместную деятельность.
Таким образом, конфликт представляет собой сложное взаимодействие между агрессивно настроенными оппонентами. Его развитие подчиняется определенным законам, знание которых может помочь участникам столкновения избежать возможных потерь и прийти к согласию мирным, конструктивным путем.
1.3. Поведенческая стратегия в конфликтных ситуациях в менеджменте
Профессиональная деятельность не может обходиться без конфликтов. Они неминуемо возникают и поражают особенно больно тогда, когда личность менее всего к ним готова. В этом и заключается их коварный механизм. Споры и ссоры отнимают порой столько времени и сил, что остается только удивляться.
Конфликтные ситуации – это настоящий пожиратель положительных эмоций, который приносит разочарование и нередко становится причиной апатии [5, с. 78].
Поведение в конфликте – очень важная вещь, от которой зависит дальнейшее самочувствие человека, его мироощущение. Замечено, что, например, тот, кто привык постоянно уступать, испытывает значительные трудности, когда требуется проявить характер, настоять на своем мнении.
Такая личность в большинстве случаев теряется, когда надо уверенно действовать. Кстати, чувство вины – главный показатель того, что человек готов принять на себя роль жертвы. Только вот нужно ли это делать?
Современная психологическая наука определяет конфликт как столкновение взглядов, убеждений, мнений двух или более оппонентов. Участники спора могут обладать противоречащей друг другу информацией, иметь различные подходы к решению той или иной задачи. Не научившись слушать стороннее мнение, нередко люди заботятся только о том, чтобы удовлетворить собственный интерес, не считаясь с тем, насколько это затрагивает возможности другого человека [14].
Ситуация становится особенно трудной, когда чувства не находят выхода, а попросту замалчиваются. Образуется так называемый вакуум, сквозь который сложно услышать и понять друг друга. Как начинается столкновение сторон Конфликт и конфликтная ситуация, как правило, не возникают в один момент. Требуется достаточно большое количество времени, чтобы отрицательные эмоции накопились в избытке и стали просто невыносимыми.
Первая фаза – это период терпеливого ожидания. Она может длиться годами. Возникновение конфликтной ситуации происходит постепенно. В это время у человека случается накопление разрушительной и неблагоприятной энергии. Когда-нибудь эта чаша переполняется. Наступает фаза так называемого прорыва, когда внезапно высказываются впечатления, суждения друг о друге.
Услышать о себе такое – более чем неприятно, да и отношения можно испортить раз и навсегда. Поэтому так важно не накапливать в себе раздражение, злость и обиду, а вовремя решать все разногласия. Возможно, это сделать непросто, требуются определенная смелость и уверенность в себе, но оно того стоит.
Дело в том, что у каждого из нас имеются собственные уникальные представления по поводу того, как устроен этот мир. Когда другой человек вдруг разрушает привычные границы нашего понимания, иначе говоря, вмешивается в него, возникает чувство, что все вокруг рушится. Личность теряет опору под ногами.
Признать правоту другого человека для многих - настоящее испытание. И даже если где-то в глубине души кроется сомнение, упрямый человек продолжает упорно отстаивать собственную позицию.
Управление конфликтными ситуациями начинается с осознания того, что «я могу быть неправым». Когда личность способна понять и услышать противоположную точку зрения, усвоить для себя в ней какой-то урок, то можно говорить о конструктивном способе решения сложной проблемы.
Конфликтные ситуации – это те обстоятельства жизни, которые требуют от нас невероятных усилий и учат внимательным образом относиться к самому себе, а также учитывать желания других. Противоречия могут, как копиться внутри человека (тогда это настоящая «война» с самим собой), так и находить столкновения с близкими людьми. И в том, и в другом случае личность чувствует себя не лучшим образом: возможны расстройство сна, потеря аппетита, снижение настроения [11, с. 12].
Решение конфликтных ситуаций в рамках сосредоточенности человека на себе должно происходить обязательно под влиянием специалиста - психолога. Одному справиться человеку очень трудно.
Управление конфликтными ситуациями в данном случае заключается в том, чтобы суметь встать над собственной гордостью и научиться в чем-то уступать, понимать позицию другого.
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
1. Соперничество (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами.
Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
2. Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
3. Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными [10, с. 22].
4. Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов [11, с. 33].
5. Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
Руководитель должен использовать различные стратегии разрешения конфликтов, учитывая характер ситуации и индивидуально-психологические особенности участников конфликта. Однако стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным.
Глава 2. Анализ конфликтности в управлении предприятием ООО «СпецСтройЭксперт»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «СпецСтройЭксперт»
ООО «СпецСтройЭксперт» – общество с ограниченной ответственностью. ООО «СпецСтройЭксперт» сосредоточена на двух направлениях: оказание риэлтерских услуг в столичном регионе и создание малоэтажных жилых комплексов.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основной целью деятельности общества является извлечение прибыли, удовлетворение общественных потребностей и насыщение рынка продукцией (работами, услугами), производимой обществом.
Основная цель деятельности организации – получение прибыли за счет реализации объектов недвижимости и оказания сопутствующих услуг.
Организационная структура ООО «СпецСтройЭксперт» относиться к линейно-функциональному типу. Все подразделения объекта взаимосвязаны между собой и объединены одной общей целью. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. По каждой подсистеме формируются иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.
Основными преимуществами такой структуры являются:
- простота формы;
- оперативность в передачи информации;
- структура ориентирована на широкое делегирование полномочий в принятии управленческих решений;
- отношения между подразделениями.
Проанализируем эффективность системы управления ООО «СпецСтройЭксперт» через систему показателей, данные, для расчета которых приведены в таблице 1. Доходы учреждение получает от оказания платных образовательных услуг.
Таблица 1
Данные для расчета показателей эффективности системы управления ООО «СпецСтройЭксперт»
Показатель |
значения |
отклонения, %% |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2018/ 2016 |
|
Число уровней управления |
6 |
6 |
6 |
10% |
10% |
0% |
Число руководителей данного уровня управления |
6 |
6 |
6 |
10% |
10% |
0% |
Фактическое число подчиненных для данного уровня управления |
18 |
19 |
19 |
11% |
10% |
11% |
Фактическая стоимость технических средств в управлении |
580 |
600 |
650 |
10% |
11% |
0% |
Численность аппарата управления |
7 |
7 |
7 |
10% |
10% |
0% |
Общая сумма затрат на управление |
1 630 |
1 710 |
4 830 |
10% |
28% |
0% |
Общая сумма затрат на производство и реализацию услуг |
142211 |
143167 |
468432 |
10% |
33% |
0% |
Прибыль |
2134 |
3843 |
1654 |
18% |
4% |
0% |
Выручка |
140077 |
147010 |
470086 |
10% |
32% |
0% |
Среднесписочная численность |
235 |
238 |
238 |
10% |
10% |
0% |