Файл: История педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2019

Просмотров: 11946

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Российской Федерации

ББК 74.03

Предисловие

Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Глава 1. Возникновение воспитания

К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания

Концепции происхождения воспитания

Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

Появление организованных форм воспитания

Вопросы и задания

Литература

Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока

Общий взгляд

"Дома табличек"

Школа в Древнем Египте

Воспитание и обучение в Древней Индии

Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

Вопросы и задания

Литература

Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья

Воспитание и школа в Древней Греции

Философы Древней Греции о воспитании

Воспитание и образование в эпоху Эллинизма

Воспитание и школа в Древнем Риме

Педагогические идеи Древнего Рима

Воспитание и обучение у ранних христиан

Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира

Вопросы и задания

Литература

Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв.

Общий взгляд

Воспитание у восточных славян

Вопросы и задания

Литература

Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Глава 5. Воспитание и школа в Византии

Общий взгляд

Педагогическая мысль

Система воспитания и образования

Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение

Вопросы и задания

Литература

Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке

Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.)

Воспитание и обучение в Средневековой Индии

Воспитание и школа в Средневековом Китае

Вопросы и задания

Литература

Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

Общий взгляд

Философско-педагогическая мысль

Воспитание и обучение

Вопросы и задания

Литература

Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации

Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации

Школа в XV – начале XVII в.

Вопросы и здания

Литература

Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.)

Общий взгляд

Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)

Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.)

Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.)

Вопросы и задания

Литература

Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ

Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.)

Общий взгляд

Педагогическая мысль начала Нового времени

Педагогическая мысль эпохи Просвещения

Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции

Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений

Вопросы и задания

Литература

Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в.

Общий взгляд

Школьные реформы первой половины XVIII в.

Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в.

Вопросы и задания

Литература

Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в.

Общий взгляд

Педагогические идеи в философии

Классики педагогики ХIХв.

Полемика вокруг школы

Главные направления развития школы

Вопросы и задания

Литература

Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в.

Общий взгляд

Развитие школьного дела в первой четверти XIX в.

Школьная политика второй четверти ХIХв.

Педагогическая мысль в первой половине XIX в.

Вопросы и задания

Литература

Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в.

Общий взгляд

Школьные реформы 1860-х гг.

Период реакции в школьной политике

Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в.

Вопросы и задания

Литература

Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в.

Общий взгляд

Основные педагогические течения

Итоги школьных реформ к середине ХХв.

Попытки модернизации общеобразовательной школы

Вопросы и задания

Литература

Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом

Общий взгляд

Основные направления развития педагогической мысли

Приоритеты и проблемы воспитания и образования

Школьные системы

Практика школьного обучения и воспитания

Реформирование обучения и воспитания

Вопросы и задания

Литература

Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв.

Общий взгляд

Школьные реформы

Педагогические направления и идеи

Вопросы и задания

Литература

Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода

Общий взгляд

Школа и школьная политика

Развитие педагогической науки

Вопросы и задания

Литература

Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в.

Общий взгляд

Школьная система

Полемика о путях образования и воспитания

Практика образования и воспитания

Вопросы и задания

Литература

Содержание

Рассказ повествовал о новых приключениях героев легенды. Детям предлагалось прокомментировать приключения. До обеда проводились два занятия с перерывом на чай, после обеда -факультативы в виде различной прикладной деятельности. Обучение концентрировалось вокруг "темы года"("Дом", "Сад", "Путь" и т.п.). Тема "Дом", например, расширяла понятия дома - от жилища до дома-города, дома-государства, дома-Земли, дома-Мира.

Работа с детьми среднего возраста (10-12 лет) строилась также вокруг произвольно избираемых "тем года". Это было эпизодическое преподавание путем интенсивного погружения в нетрадиционные курсы интегративного характера ("зерно", "узор" и пр.). Систематическое преподавание стандартных общеобразовательных дисциплин предусматривалось лишь с 13 лет.

Школы России постепенно оснащаются новейшей техникой, но темпы оснащения ниже, чем на Западе и в Японии. Так, к 1991 г. кабинеты информатики и вычислительной техники были созданы только в 14 % средних школ бывшего СССР.

Немалый опыт накоплен учебным телевидением. До 1996 г. Москва регулярно выходила в телеэфир по каналу "Российские университеты" с учебно-образовательными передачами на самые разные темы.

Сегодня поддерживаются и по-новому осмысливаются традиции внешкольного образования и воспитания. В 1990-х гг. действовала сеть внешкольных образовательных учреждений. Ведущее место среди них занимали Дома творчества (бывшие Дворцы пионеров). В этот период корректировались подходы к внешкольному воспитанию и образованию. Так, была пересмотрена концепция школы как координатора воспитательной работы по месту жительства, педагогических усилий семьи и общественности. Перспективная, на первый взгляд, концепция оказалась несостоятельной. Погруженные в учебную рутину учителя были не в силах брать на себя всю тяжесть внешкольной работы. У школ не оказалось и финансовых, и организационных рычагов, чтобы сделаться центрами внешкольного воспитания и обучения.

Поэтому было решено организовать межведомственные воспитательные центры. Предполагалось, что они будут привлекать к работе с детьми не только профессионалов, но и общественность. Интересный опыт деятельности подобных центров был осуществлен в конце 1980-х гг. в г. Альметьевске. Здесь в каждом микрорайоне были учреждены социально-педагогические комплексы. Возглавили комплексы руководители предприятий. Членами советов комплексов стали руководители школ, различных учреждений микрорайона. В комплексах оборудовали "семейные мастерские", помещения для спортивных занятий, клубы "Хозяюшка", куда приходили родители с детьми. Учителя давали консультации по вопросам воспитания, выступали с лекциями, руководили подростковыми клубами.

На рубеже 1980-1990-х гг. в школах появились ученические кооперативы. В бывшем Советском Союзе в 1989 г. их насчитывалось около 2 тыс. Их членами являлись обычно учащиеся 7-13 лет. Руководили кооперативами учителя труда или родители. Школьники изготовляли одежду, обувь, тренажеры и пр. В течение учебного года учащиеся работали 2-3 раза в неделю, а в каникулы ежедневно. Кооперативы продавали свою продукцию, часть прибыли шла на нужды школ.


Острый кризис переживают детские организации, которые должны играть важную роль во внешкольном воспитании. В 1991 г. после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых.

В течение 1991-1992 гг. возникло объединение "Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций". На протяжении 1990-х гг. появились скаутские и другие детские организации.

Масштабы их деятельности сравнительно невелики. Например, в Москве в 1995 г. в организациях скаутов, пионеров и юнногвардейцев насчитывалось всего лишь около 5 тыс. членов. Организации ищут новые содержание и формы работы. Скауты проводят слеты-джамбори. Например, летом 1997 г. состоялся слет по поводу 850-летия Москвы. Скаутов ждали культурная программа и оздоровительный лагерь под Ногинском.

Руководители детского движения разрабатывают новые программы внешкольной деятельности детей и подростков. В числе программ - "Возрождение", "Я сам" и "Четыре плюс три". Так, программа "Возрождение" предусматривает девять взаимосвязанных проектов. Один из них - "Сталкер" преследует цели помочь детям и подросткам освоить методы предвидения и преодоления трудностей, познакомить с аномальными явлениями.


Вопросы и задания


1. В чем, на ваш взгляд, заключаются перемены в понимании демократизма образования в постсоветской России?

2. Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже XX-XXI вв.

3. Расскажите об учителях и педагогическом образовании в России на современном этапе.

4. Какие идеи гуманистического воспитания предлагают современные отечественные педагоги? В чем вы усматриваете обновление стратегии воспитания в России?

5. С какими проблемами сталкивается современная российская школа при обучении и воспитании молодого поколения?

6. Расскажите о реформах программ общеобразовательной школы России в 1990-х гг.

7. Как осуществляется дифференциация обучения в российской школе?

8. Расскажите об авторитарном и демократическом проявлениях воспитания в отечественной школе.

9. Как осуществляются нравственное, поликультурное, гражданское, физическое воспитание в российской школе?

10. Что вы можете рассказать о деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений России 1980–1990-х гг.?

11. Расскажите о месте внешкольного воспитания в системе формирования молодого поколения россиян. Укажите способы и возможности такого воспитания, которые существуют у нас в стране.


Литература


Гершунский Б.C. Философия образования для XXI века. - М., 1998.

Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. – М., 1998.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.

Днепров Э.Д. Школьная реформа между "вчера" и "завтра". - М., 1996.

Доктрина образования в России / Е.П. Белозерцев и др. – М., 1996.


Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. - М., 1997.

Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. - М., 1996.

Содержание


ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ 2

Российской Федерации 2

ББК 74.03 2

Предисловие 3

Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 4

Глава 1. Возникновение воспитания 4

К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания 4

Концепции происхождения воспитания 4

Зарождение воспитания как особого вида деятельности 4

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье 5

Появление организованных форм воспитания 5

Вопросы и задания 6

Литература 6

Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 6

Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока 6

Общий взгляд 6

"Дома табличек" 8

Школа в Древнем Египте 10

Воспитание и обучение в Древней Индии 12

Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае 15

Вопросы и задания 17

Литература 17

Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья 18

Воспитание и школа в Древней Греции 18

Философы Древней Греции о воспитании 21

Воспитание и образование в эпоху Эллинизма 25

Воспитание и школа в Древнем Риме 26

Педагогические идеи Древнего Рима 27

Воспитание и обучение у ранних христиан 29

Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира 30

Вопросы и задания 30

Литература 31

Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. 31

Общий взгляд 31

Воспитание у восточных славян 32

Вопросы и задания 33

Литература 33

Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 33

Глава 5. Воспитание и школа в Византии 33

Общий взгляд 33

Педагогическая мысль 34

Система воспитания и образования 35

Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение 37

Вопросы и задания 38

Литература 38

Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке 38

Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.) 38

Воспитание и обучение в Средневековой Индии 42

Воспитание и школа в Средневековом Китае 44

Вопросы и задания 46

Литература 46

Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья 46

Общий взгляд 46

Философско-педагогическая мысль 47

Воспитание и обучение 48

Вопросы и задания 56

Литература 56

Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации 56

Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации 56

Школа в XV – начале XVII в. 62

Вопросы и здания 68

Литература 68

Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.) 68

Общий взгляд 68

Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.) 69

Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.) 72

Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.) 77

Вопросы и задания 79

Литература 79

Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ 79

Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.) 79

Общий взгляд 79

Педагогическая мысль начала Нового времени 80

Педагогическая мысль эпохи Просвещения 84

Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции 92

Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений 93

Вопросы и задания 97

Литература 98

Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в. 98

Общий взгляд 98

Школьные реформы первой половины XVIII в. 99

Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. 102

Вопросы и задания 105

Литература 106

Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. 106

Общий взгляд 106

Педагогические идеи в философии 107

Классики педагогики ХIХв. 109

Полемика вокруг школы 112

Главные направления развития школы 115

Вопросы и задания 123

Литература 124

Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. 124

Общий взгляд 124

Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. 124

Школьная политика второй четверти ХIХв. 126

Педагогическая мысль в первой половине XIX в. 128

Вопросы и задания 130

Литература 130

Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. 130

Общий взгляд 130

Школьные реформы 1860-х гг. 131

Период реакции в школьной политике 132

Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. 133

Вопросы и задания 143

Литература 143

Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 143

Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. 143

Общий взгляд 144

Основные педагогические течения 144

Итоги школьных реформ к середине ХХв. 150

Попытки модернизации общеобразовательной школы 151

Вопросы и задания 154

Литература 154

Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом 155

Общий взгляд 155

Основные направления развития педагогической мысли 155

Приоритеты и проблемы воспитания и образования 156

Школьные системы 157

Практика школьного обучения и воспитания 158

Реформирование обучения и воспитания 161

Вопросы и задания 163

Литература 163

Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. 164

Общий взгляд 164

Школьные реформы 164

Педагогические направления и идеи 169

Вопросы и задания 172

Литература 173

Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода 173

Общий взгляд 173

Школа и школьная политика 173

Развитие педагогической науки 177

Вопросы и задания 183

Литература 183

Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в. 184

Общий взгляд 184

Школьная система 184

Полемика о путях образования и воспитания 187

Практика образования и воспитания 189

Вопросы и задания 198

Литература 198

Содержание 199



Учебное издание

Джуринский Александр Наумович
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ


Зав. редакцией В.Л. Салахетдинова

Редактор Т.Е. Слизкова

Художник обложки Ю.В. Токарев

Компьютерная верстка Б.В. Колосов

Корректор Т.С. Сивова


Изд. лиц. № 064380 от 04.01.96.

Гигиенический сертификат

77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98.

Сдано в набор 10.09.98. Подписано в печать 08.12.98.

Формат 60x901/16 - Печать офсетная. Печ. л. 27,0.

Тираж 30000 экз. (2-й завод 15 001-30 000 экз.)

Заказ № 2819.


«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел.: 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел/факс 932-56-19.

E-mail: vlados@dol.ru

http: //www.vlados.ru


Государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного

Знамени полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации

по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.

201