ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2019
Просмотров: 11604
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Глава 1. Возникновение воспитания
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания
Концепции происхождения воспитания
Зарождение воспитания как особого вида деятельности
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье
Появление организованных форм воспитания
Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока
Воспитание и обучение в Древней Индии
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья
Воспитание и школа в Древней Греции
Философы Древней Греции о воспитании
Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
Воспитание и школа в Древнем Риме
Педагогические идеи Древнего Рима
Воспитание и обучение у ранних христиан
Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира
Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв.
Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Глава 5. Воспитание и школа в Византии
Система воспитания и образования
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение
Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке
Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.)
Воспитание и обучение в Средневековой Индии
Воспитание и школа в Средневековом Китае
Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья
Философско-педагогическая мысль
Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации
Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.)
Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.)
Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ
Педагогическая мысль начала Нового времени
Педагогическая мысль эпохи Просвещения
Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в.
Школьные реформы первой половины XVIII в.
Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в.
Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в.
Педагогические идеи в философии
Главные направления развития школы
Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в.
Развитие школьного дела в первой четверти XIX в.
Школьная политика второй четверти ХIХв.
Педагогическая мысль в первой половине XIX в.
Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в.
Период реакции в школьной политике
Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в.
Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в.
Основные педагогические течения
Итоги школьных реформ к середине ХХв.
Попытки модернизации общеобразовательной школы
Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом
Основные направления развития педагогической мысли
Приоритеты и проблемы воспитания и образования
Практика школьного обучения и воспитания
Реформирование обучения и воспитания
Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв.
Педагогические направления и идеи
Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода
Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в.
Полемика о путях образования и воспитания
Многие философы-педагоги Византии (Варлаам, Никифор Григора, Акиндин, Гемист Плифон и др.), будучи профессорами европейских университетов, приняли непосредственное участие в становлении школы и педагогических идей Западной Европы. В свою очередь в Магнаврской школе преподавали профессора Парижского университета.
Византийские идеи о воспитании и обучении проникали в Западную Европу и через арабское посредничество.
Однако постепенно культурное влияние Византии на Западную Европу ослабевало, что было связано прежде всего с расколом христианской церкви на православную и католическую.
Воздействие византийской образованности испытали Персия и Закавказье. Так, после закрытия в 529 г. Афинской Академии многие ее преподаватели перебрались ко двору персидского шаха Хосрова и организовали там дворцовую школу. В интеллектуальных кругах средневековой Армении были хорошо известны педагогические и религиозные труды Василия Кесарийского, Григория Назианского, Григория Нисского. В одном из монастырей Абхазии закончил свой жизненный путь Иоанн Златоуст.
Византия сказала свое слово при становлении воспитания и образования в Арабо-исламском и Славянском мирах. Так, арабы, завоевав в VII в. многие провинции Византии, восприняли существовавшие в них образовательные традиции. Значительное число наставников знаменитого Дома мудрости, созданного в Багдаде (832 г.), были христианами - выходцами из Византии. Византийский мыслитель и педагог Иоанн Дамаскин являлся первым визирем дамасского халифа.
Византийцы Кирилл (ок. 827-869) и Мефодий (ок. 815-885) создали славянскую письменность. В свое время они учились в Магнаврской школе. В 863 г. братья основали в Велиграде - столице Великоморавского княжества первое учебное заведение, где преподавание велось на славянском языке. Славянские первоучители впервые перевели с греческого языка на славянский богословские и школьные тексты. В Болгарии последователи Кирилла и Мефодия открыли школы, содержание и организация обучения которых восходили к византийской традиции.
Заботами Владимира и других князей в Киевской Руси после принятия православного христианства (988) возникали "школы учения книжного", где преподавались семь свободных искусств и применяли методы обучения, во многом созвучные антично-византийской традиции. Немало сделали для развития школьного дела в Киевской Руси Кирилл и Мефодий.
В Славянском мире особым вниманием пользовались труды Иоанна Дамаскина. В русскую культуру органично вошли педагогические идеи Василия Кесарийского, Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и др.
Вопросы и задания
1. Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью?
2. Расскажите об особенностях генезиса образования в Византии.
3. Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии. Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли.
4. Какими были система и типы учебных заведений в Византии?
5. В чем вы усматриваете влияние византийской образованности на Русь и средневековую Западную Европу?
Литература
Авилушкина С.С. К вопросу о месте "Хроники" Михаила Глики в системе византийского образования // Проблемы социальной истории и культуры средних веков. - Л., 1987.
Гранстрем Е.М. Наука и образование // История Византии. - М., 1967.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. -Разд. III.-Гл.1
История педагогики. - М., 1995. - Ч. 1. - Гл. 4.
Культура Византии. IV - первая половина VII в. - М., 1984.
Культура Византии. Вторая половина VII - XII в. - М., 1989.
Культура Византии . XII - первая половина XV в. - М., 1991.
Самодурова З.Г. Социальный состав учащихся Византии VII-XII вв. // Византийский временник. - М., 1990-1991. - ТТ. 51-52.
Липшиц Е.З. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - первая половина IX в. - М.-Л., 1961.
Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке
Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.)
Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII-VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Ислам - последняя по возникновению из мировых религий - складывался под влиянием христианства. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими нравственными заповедями.
Ислам вырос на базе взаимосвязанных культур стран Арабского халифата, Византии, Индии, Китая. Арабское завоевание не означало полного разрыва с культурными и педагогическими традициями эллинизма и Византии. Исламский мир воспринял и освоил античную философию, в частности идеи Платона и Аристотеля, заимствовав из нее рационалистический взгляд на человека.
Эволюция культуры, образования, педагогической мысли исламского средневекового мира прошла ряд этапов. В раннюю эпоху (VII-X вв.) проблемы воспитания в исламском мире специально не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появляются в XI в. (Авиценна, Абу Хамид аль Газали и др.).
Время своеобразного восточного Ренессанса наступило в IX-XII вв. Вырос престиж знаний. Арабо-мусульманские ученые глубоко изучили философско-педагогическое наследие Античности. Выдвигались идеи гармоничного развития личности. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека. Они стремились учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось общественной сущности человека. Главная цель воспитания виделась прежде всего в обретении высоких духовных и нравственных качеств.
Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке проблемы гармонического развития личности. Они сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд.
Открывает список ученых-энциклопедистов Исламского мира основатель арабской философии Абу Юсуф Якуб ибн Исхак Кинди (801-873). Он предложил концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Считая науку выше религии, Кинди полагал, что в процессе воспитания надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект.
Арабский мир высоко чтил ученого и философа алъ Фараби (870-950). Аль Фараби глубоко и оригинально рассматривал основные педагогические проблемы. Противник клерикализма, он утверждал, что лишь безумцы могут полагать, что высшее благо находится вне существующего мира. Цель воспитания, по Фараби, - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела. Осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания.
Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей.
Приемы делились на "жесткие" и "мягкие". Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Ели же подопечный педагога злобен, нерадив, своенравен, вполне оправданы наказания - "жесткое" воспитание.
В более чем ста пятидесяти трактатах другого выдающегося мыслителя Востока алъ Бируни (970-1048) во множестве содержатся важные и плодотворные педагогические идеи: наглядности и системности, развития познавательных интересов и др. Бируни утверждал, что главная цель воспитания -нравственное очищение от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать.
Названный современниками "владыкой наук", советник правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сина (Авиценна в латинской транскрипции) (980-1037) немало лет посвятил преподавательской деятельности и оставил множество работ, среди которых выделяется "Книга исцеления". В нее вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений".
Ибн Сина мечтал о всеобъемлющем воспитании и развитии, и прежде всего, средствами музыки, поэзии, философии. Такой путь виделся в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества. Совместное обучение должно было проходить на разных уровнях в соответствии со способностями учеников. Фундаментом всякого образования Авиценна называл овладение чтением и письмом. Общее развитие должно было предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии, например, учить составлять отчетность и иные документы. Затем надлежало вводить в собственно профессию: подросток должен был начать трудиться и зарабатывать деньги.
Большое внимание проблемам воспитания уделял один из наиболее выдающихся философов Востока алъ Газали (1056/59-1111). Четырехтомный компендиум ученого "Воскрешение наук о вере" посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Аль Газали подчеркивал необходимость с раннего возраста учить ребенка вести себя за столом, быть неприхотливым в быту, закаляться путем физических упражнений.
Душа ребенка приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют определенные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от родителей и продолжает традиции семейного воспитания. Нравственное начало, полагал аль Газали, формируется путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам. По мере приобретения образования, укрепления интеллекта вырастает роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания. Наблюдая проступки других, можно увидеть и собственные недостатки и составить суждение о них. Чтобы преодолевать нравственные пороки, необходимы Божья помощь, долготерпение и постоянные душевные усилия. Если дурная привычка укоренилась слишком сильно, ее можно "проэкранировать", заменив менее вредной, а затем и вовсе избавиться от нее. Возможно при этом применение телесного наказания, хотя увлекаться им не следует. Наказывать надо наедине, чтобы не унижать ребенка в его собственных глазах и глазах окружающих. Предпочтительнее, однако, действовать убеждением, но заботиться о том, чтобы не докучать воспитаннику увещеваниями.
Нравственное самосовершенствование – одна из постоянных тем восточных философов. Она же является ведущей, например, в трактатах по психологии, логике и этике "мудреца мудрецов" ибн Баджа (латинизированное имя Авенпаце (конец XI в.-1139).
Популяризатор идей Аристотеля и одновременно оригинальный ученый из Андалузии ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс) (1126-1198) как педагог известен прежде всего благодаря трактату "Система доказательств". Последовательный рационалист, ибн Рушд обосновывал важные дидактические принципы сознательности, научности, наглядности.
Разнообразные идеи о воспитании и образовании содержат более 150 трактатов иранского философа Насирэддина Туей (1202-1273). В его педагогических трудах "Обучение мудрости", "Книга мудрости", "О воспитании обучающихся", "Наставление обучающемуся на пути учебы" и др. представлены размышления о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического воспитания. Знание, полагал Туей, служит тем снадобьем, которым пользуется человек на всем своем жизненном пути. Чтобы заполучить такое снадобье, необходимо четко уяснить цель и способ достижения знания.
Ярким представителем плеяды мыслителей средневекового Востока был арабский ученый Абдуррахман Ибн Халдун (1332-1406). Разделяя взгляды Аристотеля, Ибн Халдун утверждал, что человек реализует себя в отношениях с другими людьми. Упорядочить свои отношения в рамках общества человеку позволяет разум, который формируется в результате наблюдений, обобщений и опыта - "того, чему учит время".
Халдун подчеркивал, что овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий. Научное знание - своеобразный навык, приобретаемый посредством длительных упражнений. Желательно избегать изучение нескольких предметов одновременно. Нужно, чтобы учащиеся переходили от одного предмета к другому. Вначале следует дать краткий очерк предмета, затем сосредоточиться на деталях, а в итоге рассмотреть неясное и спорное. Обучение должно усложняться постепенно, иначе ученик испытывает утомление, теряет надежду овладеть знанием. На высшей ступени образования самым эффективным приемом обучения Ибн Халдун называл дискуссии, полагая, что они наилучшим образом дают навык выражения мысли. Он горячо поддерживал древний обычай приобретать знания в путешествиях, общаясь со многими учителями.
Ибн Халдун органично увязывал обучение с общим развитием, с нравственным воспитанием. Он высоко оценивал, например, обучение математике, логика которой развивает интеллект, воспитывает привычку к аккуратности и дисциплине. Ибн Халдун отвергал традицию, по которой следовало начинать обучение с Корана. Предпочтительней, говорил он, начинать с изучения арабского языка и литературы. Малые дети не в состоянии понять Коран, поэтому, чтобы заставить их учиться, прибегают к насилию, а насилие запугивает, подавляет самостоятельность, порождает лживость.
Главным ретранслятором образованности в Исламском мире являлся арабский язык. Арабская письменность была создана в VII в. на основе арамейского письма. Овладение арабской письменностью было непременным условием для образованного человека и учителя.
По исламской традиции, обучение начиналось в семье. Важной вехой такого обучения являлась церемония бисмаллах. По достижении возраста 4 года, 4 месяца и 4 дня ребенок должен был произнести молитвенное "бисмаллах" и несколько стихов из Корана.
Считалось, что ответственность за проступки детей лежит прежде всего на преподавателе. "Начало воспитания моих детей есть твое собственное воспитание", - писал один из родителей, обращаясь к учителю.
По средневековым восточным представлениям, между обучением и воспитанием существовала неразрывная взаимосвязь: без воспитанности знание что огонь без дров, без знания воспитанность - как дух без тела. В обучении и воспитании практиковали поощрения и наказания. Существовал, например, обычай, согласно которому лучший ученик проезжал верхом по улицам, а товарищи осыпали его сладостями. Чаще, однако, использовали наказания. Предусматривалась определенная регламентация наказаний. Арабский писатель Мухаммед Ибн Сухнун (817-880) в трактате "Поведение учителя" советовал наставникам избегать вспыльчивости и не превращать физическое наказание в избиение. Так, в соответствии с традицией, число ударов ограничивалось тремя. Подчеркивалось, что недопустимо применять физическое наказание к детям младше 10 лет, а также поручать исполнение наказания старшему ученику.
Образование в Исламском мире делилось на два уровня (в отдельных странах имелись непринципиальные различия).
В городах и крупных селениях существовали частные религиозные школы начального обучения (китаб). Учитель договаривался с родителями учеников о вознаграждении за свой труд. Плата, как правило, была невысокой. В раннюю эпоху (по крайней мере до XII в.) школы не имели особых помещений; занятия проходили в мечетях, реже в доме или лавке. Учились шесть дней в неделю (кроме пятницы), утром по средам и четвергам повторяли пройденное. Изучали прежде всего арабскую грамоту. Обучение строилось на чтении и запоминании текстов Корана. Применялись также диктанты. Содержание обучения, прежде всего соблюдение канонов ислама, контролировали местные духовные и светские власти. Учителю помогали старшие ученики.