Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Оперативно-розыскная деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На настоящий момент в структуре ФЗ содержится 6 глав:

  • Глава 1 Общие положения
  • Глава 2 Проведение оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 3 Органы, осуществляющие ОРД
  • Глава 4 Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД
  • Глава 5 Финансовое обеспечение ОРД
  • Глава 6 Контроль и надзор за ОРД

Каждая глава представленного ФЗ включает в себя перечень определенных статей, которые в совокупности и составляют основу оперативно-розыскной деятельности.

2.2 Статьи, определяющие деятельность ОРД

В настоящем ФЗ содержится достаточно множество статей, определяющих деятельность оперативно-розыскной деятельности.

Во-первых, ст.1 дает нормативное понятие ОРД, что закладывает фундаментальное понимание о том, что же такое оперативно-розыскная деятельность.

Следующая глава: проведение оперативно-розыскных мероприятий, на мой взгляд, является определяющей во всей деятельности ОРД. Прежде всего, статья 6 определяет исключительный перечь оперативно-розыскных мероприятий:

1. Опрос;

2. Наведение справок;

3. Сбор образцов для сравнительного исследования;

4. Проверочная закупка;

5. Исследование предметов и документов;

6. Наблюдение;

7. Отождествление личности;

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10. Прослушивание телефонных переговоров;

11. Снятие информации с технических каналов связи;

12. Оперативное внедрение;

13. Контролируемая поставка;

14. Оперативный эксперимент;

15. Получение компьютерной информации.

При этом приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом (абз.2 ст.6 ФЗ).

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.


Следующие значимые статьи, определяющие основу деятельности ОРД – ст.7 основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и ст.8 - условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Прежде всего, рассмотрим основания для проведения ОРМ.

В соответствии со ст.7 ФЗ такими основаниями являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При этом данный перечень может быть изменен только настоящим ФЗ и УПК РФ.

Помимо оснований для проведения ОРМ, необходимы еще и условия для их осуществления.

Так, на основании ст.8 ФЗ можно сделать вывод о том, что гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом отметим, что проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения либо при наличии информации:


1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.


Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий органов, осуществляющих ОРМ, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Также немало важная статья, определяющая деятельность ОРД – ст.13 ФЗ. На основании данной статьи можно рассмотреть органы, осуществляющие ОРД на территории РФ.

Такими оперативным подразделениям являются:

1. Органы внутренних дел Российской Федерации;

2. Органы федеральной службы безопасности;

3. Федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;

4. Таможенные органы Российской Федерации;

5. Служба внешней разведки Российской Федерации;

6. Федеральная служба исполнения наказаний.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.


И последние статьи, которые также определяют сущность ОРД, ст.20-22, контроль и надзор за деятельностью ОРД.

Так, в соответствии со ст. 20 ФЗ контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

За деятельностью ОРД осуществляется контроль и надзор. Так в соответствии со ст.21 ФЗ прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.

Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии со ст.22 ФЗ руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в данном ФЗ содержится достаточное количество статей, определяющих сущность ОРД в целом.

Заключение

В результате проделанной работы следует обобщить изученный материал и сделать определенные выводы.