Файл: «Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.»(Практика управления малыми предприятиями в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
Источник: [31, с.29].
Оценим эффективность управления на предприятии (таблица 5).
Таблица 5-Оценка эффективности управления
Цели, которые хотя бы частично |
Цели, которые вообще отсутствуют на сегодняшний день в управленческом арсенале |
1 |
2 |
1. Помощь организации в подборе и удержании необходимой |
1. Развитие высокоэффективных рабочих систем, которые включают в себя системы вознаграждений и стимулирования на основе результатов труда, четко структурированные процессы найма и отбора персонала |
2. Максимальное использование и развитие способностей людей, а также повышение их вклада в отличительные способности организации, лежащие в основе ее конкурентного преимущества |
2. Культивирование среды, благоприятной для командной работы, и обеспечение гибкости рабочих процессов |
3. Становление действенной |
3. Содействие организации в разработке сбалансированного и адаптивного подхода к удовлетворению потребностей |
4. Создание климата, |
4. Создание условий для оценки и |
5. Управление разнообразием, |
5. Создание условий для проведения политики равных возможностей применительно ко всем сотрудникам организации |
6. Этический подход к правлению, |
6. Поддержание и укрепление физического и морального благополучия работников |
Источник: [24, с.56].
Согласно практике, эффект от работы с персоналом формируется также в процессе интервью с работниками, увольняющимися из компании[30, с.26].
Отличие (выгода) такого интервью от привычного собеседования с работником в том, что возможно получить более открытое его представление о компании, так как связь с ней интервьюируемым теряется [20, с.21].
Например, в некоторых организациях увольняющимся предлагают ответить на вопросы о (по возможности) объективной информации о причинах увольнения, преимуществах и недостатках предприятия и рабочего места, обоснованных предложениях по исправлению кажущейся недостаточно позитивной ситуации Источник [31, с.29].
По полученным результатам видно, что приведенные структурные недостатки имеют место в данной организации. Перечень должностных обязанностей заместителя директора слишком широк, что приводит к перегруженности руководителя, к выполнению тех видов работ, с которыми лучше бы справились другие. Негативно сказывается на работе предприятия и отсутствие специалиста, отвечающего за мониторинг изменения во внешнем окружении и поиск финансирования для нововведений.
Моральная мотивация в данной структуре высокая. Это объясняется тем, что существует система стимулов, в виде квартальной, годовой премии, которая зависит от результатов деятельности [26, с.81].
Таким образом, в результате проведенного анализа было выявлено, что 50% целей стратегического управления остается без должного внимания руководства (см. таблицу 6). В качестве основных причин такого состояния следует выделить: наличие более актуальных с точки зрения руководства задач, трудоемкость процессов создания системы управления, отсутствие аналогичного опыта и специалистов в данной области, возможный рост затрат, а также отсутствие в организации системы измеряемых показателей в области управления [3].
Необходимо отметить, что образование и изменение системы стимулирования трудовой деятельности персонала в ООО «Лесопереработка» является процессом, распределенным во времени (таблица 6).
Таблица 6-Результаты проведенного анализа
Отсутствующие |
Причины невнимания к целям в управлении |
1 |
2 |
1 |
Наличие более актуальных с точки зрения руководства задач, трудоемкость процесса, отсутствие аналогичного опыта и специалистов в конкретной области, возможный рост затрат |
2 |
Среда, благоприятная для командной работы, может мешать развитию здоровой конкуренции. |
3 |
Ценному сотруднику резко повышают заработную плату только после того, как он пишет заявление об увольнении. В части других заинтересованных сторон подход более сбалансирован и адаптивен. Причины схожи с теми, что указаны в п. 1 |
4 |
Отсутствие четких критериев оценки работы (достижений) сотрудников. В случае низкой активности сотрудник подвергается критике, но в то же время высокая активность никак не поощряется |
5 |
Действует принцип: польза организации от каждой должности разная, соответственно, и возможности предоставляются разные |
6 |
Оценка состояния персонала (лояльности, непроизводственных потерь из-за больничных, текучести и проч.) не проводится -соответственно, если нет четких показателей (особенно связанных с эффективностью работы организации), нет и |
Источник: [23, с.29].
Таким образом, система управления в ООО «Лесопереработка» базируется на различных методах управления, каждый из которых вносит свою лепту в построенную систему. По полученным результатам видно, что приведенные структурные недостатки имеют место в данной организации, поэтому третья глава нашего исследования посвящена разработке мероприятий по совершенствованию методов управления в организации.
3.Мероприятия по совершенствованию методов управления
в организации
Охарактеризуем стратегию развития ООО «Лесопереработка», используя "подход организационной типологии" по шкале от 0 - min, 10 - max (см. таблицу 7).
Таблица 7- характеристика стратегии развития ООО «Лесопереработка»
Тип |
предприятие |
"Защитники" |
0 |
"Аналитики" |
7 |
"Разведчики" |
3 |
"Реактивные" |
0 |
Источник: [28, с.33].
ООО «Лесопереработка» в большей степени проникает на новые рынки, подражая конкурентам, и при этом сохраняет прочную базу. В меньшей степени ООО «Лесопереработка» представлен как "разведчик" - постоянно ищет новые рынки сбыта услуг и открывает новые направления деятельности [10, с.87]. В других типах организационной стратегии ООО «Лесопереработка» не представлен.
Оценим подход к управлению, используя модель "четыре подхода к управлению" (см. таблицу 8).
Таблица 8- Оценка подхода к управлению
Рынок трудовых |
Внешний |
"Крепость" |
"Бейсбольная команда" |
Внутренний |
"Клуб" |
"Академия" |
|
Вклад в |
Индивидуальный вклад |
Источник: [28, с.35].
Предприятие в большей степени "академия": основная часть руководителей - в прошлом наши рядовые сотрудники. Текучесть кадров достаточно низкая, но в то же время плохие работники из организации увольняются. Возможны быстрые карьерные взлеты. В то же время присутствуют черты и "бейсбольной команды", но в меньшей степени - показатель 3. Привлекаются "звезды" со стороны, для этого руководство ведет постоянный мониторинг внешнего окружения [28, с.33].
Проведем сопоставление данных подходов, используя модель "соответствие между организационной стратегией и подходом к управлению" (см. таблицу 9).
Таблица 9 - Модель "соответствие между организационной стратегией и подходом к управлению"
Тип организационной |
Разведывательная |
Аналитическая |
Защитная |
Реактивная |
Подход к управлению |
"Бейсбольная |
"Академия" |
"Клуб" |
"Крепость" |
Приоритеты управления |
Наем персонала |
Развитие |
Удержание |
Сокращение |
Экспертная оценка |
3 |
7 |
0 |
Источник: [31, с.29].
В большей степени предприятие не находится на переднем крае инновации, ориентировано на стандартные технологии и хорошее качество продукции и услуг. Акцент в управлении на 70% делается на развитие персонала и на 30% - на найме "звезд" для развития новых направлений.
Оценим соответствие стратегии предприятия и стратегии в области управления, используя "подход на основе жизненного цикла организации". В настоящее время предприятие находится на этапе "роста"[30, с.26].
С точки зрения управления этот этап характеризуется началом процессов формализации методов привлечения, отбора и развития персонала, управления эффективностью и вознаграждением, а также повышения приверженности персонала миссии и целям организации. Хотя в целом понимание актуальности данной работы у руководства предприятия есть, тем не менее формальных процедур пока не выработано. Эта работа ведется, но в "вялотекущем" режиме. В качестве характерного примера можно привести разработку системы оплаты труда в зависимости от комплекса показателей, которые позволяют всесторонне оценить эффективность деятельности работника. Данная система была разработана 2 года назад, но с тех пор не внедрена в практику, а проходит периодическую доработку [5, с.83].
Рассмотрим также согласованность системы управления со стратегией компании, используя модель "оценка степени внутренней интеграции УЧР в организации":
1. Сформулируем стратегические цели ООО «Лесопереработка», используя "общие стратегии по Портеру":
- ООО «Лесопереработка» старается получить устойчивое преимущество, основанное на лидерстве по затратам, выпуская продукцию и предоставляя услуги хорошего качества по ценам более низким, чем у конкурентов;
- в части выпускаемой продукции ООО «Лесопереработка» придерживается стратегии получения конкурентного преимущества, основанного на дифференциации [15, с.84].
2. Из данных целей вытекают следующие стратегические императивы:
А) низкие затраты при хорошем качестве;
Б) удобство обслуживания по предоставляемым услугам.
3. Поддерживаются ли эти стратегические императивы основными видами деятельности по управлению в ООО «Лесопереработка»? Проведем оценку по шкале 0 - min, 10 - max (см. таблицу 10).
4. Выделение зон рассогласования.
Как таковой системы аттестации в организации нет, что ставит под удар выполнение императива А в части хорошего качества оказываемых услуг [22, с.83].
В части обучения персонала оценки одинаковые и невысокие по той причине, что единой системы обучения нет, целесообразность и направления обучения определяются в частном порядке.
Таблица 10 – Оценка стратегических императив основных видов деятельности по управлению в ООО «Лесопереработка»
Основные виды деятельности по управлению |
Стратегический императив |
|||
А |
Б |
|||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
|
Наем персонала |
7 |
3 |
3 |
7 |
Аттестация персонала |
0 |
0 |
0 |
0 |
Обучение персонала |
4 |
6 |
4 |
6 |
Мотивация персонала |
5 |
5 |
2 |
|
Формирование приверженности |
3 |
7 |
3 |
7 |
Мотивация персонала в основном материальная и напрямую не зависит от результатов труда. Если говорить, что ставка делается на совместителей и почасовиков, то приверженность формируется в достаточно невысокой степени. Можно сделать вывод: в целом организационная стратегия ООО «Лесопереработка» соответствует стратегии в области управления [5, с.85].
Далее выделим ключевые мероприятия в области управления и оценим их согласованность друг с другом (см. таблицу 11).