Файл: Эффективность менеджмента организации (Менеджмент в энергетике).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ менеджмента в организации
1.1. Специфика положения руководителя и его функции
1.2. Качества эффективного менеджера и стили руководства
Глава 2. АНАЛИЗ эффективности МЕНЕДЖмента НА ПРИМЕРЕ ООО «ДСК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Применение психодиагностической методики для менеджеров структурных подразделений
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖмента в ООО «ДСК»
3.1. Рекомендации по совершенствованию личностных и деловых качеств менеджеров
3.2. Мероприятия по повышению профессиональной эффективности менеджеров в ООО «ДСК»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Грамотное, квалифицированное управление – это неотъемлемая часть современного развивающегося предприятия. Целью такого управления, называемого также менеджментом предприятия, является обеспечение доходности бизнеса путем рациональной организации хозяйственного процесса, планомерного управления производством и развития технико-технологической базы, а также эффективного использования кадровых ресурсов при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Особенностью менеджмента на современном этапе становления рыночной экономики в России является его направленность на ведение хозяйственной деятельности в сложных условиях дефицитности ресурсов, кризисных явлений во многих отраслях, региональных хозяйствах и национальной экономике в целом. В таких условиях роль фактора управления и управленческого мастерства руководителя, результативности его профессиональной деятельности многократно возросла, поскольку усиление позиций предприятия в сложной конкурентной борьбе напрямую зависит от качества управления. В связи с этим особое внимание в научных исследованиях следует уделять руководителю, его профессиональной эффективности.
Исходя из вышеизложенного, тема данного исследования представляется особенно актуальной.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы – исследование эффективности менеджмента организации. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы профессиональной деятельности руководителя;
- провести анализ эффективности менеджмента на примере ООО «ДСК»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности менеджмента в исследуемой организации.
Объект и предмет исследования. Объект исследования – менеджмент организации. Предметом исследования является эффективность менеджмента организации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения и гипотезы, изложенные в работах отечественных ученых в области менеджмента: С.Р. Филоновича, О.В. Евтихова, О.Д. Волкогоновой и др., а также основные теории управления и научной организации труда, системного, процессуального и ситуационного подходов в управлении, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие трудовую и финансово-хозяйственную деятельность предприятий.
Методы исследования. В процессе исследования применялся диалектический метод познания, использовались методы индукции и дедукции, методы обобщения, сравнения и аналогии, психодиагностические методы опроса и анкетирования, методы анализа и синтеза.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка использованной литературы. Также материал дополнен 4 приложениями, содержащими схему, регистрационный бланк ответов разработанной психодиагностической методики и ключ к ней, а также анкету опроса персонала. Во введении определена актуальность исследования, его цели и задачи. В первой главе раскрыты теоретические основы профессиональной деятельности руководителя. Во второй главе проводится анализ эффективности менеджмента на примере ООО «ДСК». В третьей главе разрабатываются мероприятия по повышению эффективности менеджмента данной организации. В заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ менеджмента
в организации
1.1. Специфика положения руководителя и его функции
Менеджмент представляет собой сложное и многогранное явление, которому сложно дать однозначное толкование. Это и сфера научного знания, и область практической деятельности по управлению организацией, и даже искусство: не зря еще некий древний мудрец сказал, что «искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств» [24]. При любом подходе к рассмотрению сущности менеджмента центральной фигурой будет менеджер – управленец, руководитель организации.
С экономико-правовой точки зрения, руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также учредительными документами организации осуществляет управление этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Данная трактовка законодательно закреплена в ст. 273 Трудового кодекса РФ [2]. Иначе говоря, руководители – это «категория работников, возглавляющих определенную организацию или подразделение и осуществляющих на основе принципов единоначалия руководство подчиненными им работниками» [13]. Принципиально важная характеристика указанного рода деятельности – профессионализация труда, то есть достижение трудовыми функциями такого уровня сложности, для которого необходимо овладение специализированными знаниями, умениями и навыками. Это связано с тем, что руководители в своей деятельности сталкиваются с разноплановыми проблемами и должны применять широкий спектр методов и организационных принципов для их решения, учитывая фактор неопределенности и риска.
Специфика положения руководителя в организации состоит в следующем.
Во-первых, он сосредоточивает в себе функции реальной власти, отвечает как за себя, так и за общие результаты в той мере, в какой может повлиять на них.
Во-вторых, руководитель является воплощением справедливости, поэтому выполняет для коллектива роль арбитра, образца, на который стоит равняться [15].
В-третьих, руководитель имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии все более уменьшающиеся возможности общения, ибо, как правило, исключен из ближайшего окружения и первичного коллектива, дистанцирован от сотрудников нижнего уровня [17].
Согласно современной теории менеджмента, суть работы руководителя проявляется в выполнении ряда функций. Среди них можно отметить
такие, как [8]:
- Стратегическая функция. Она выражается в постановке главенствующих целей, выработке стратегии долгосрочного развития организации.
- Инновационная функция. Руководитель создает условия для внедрения инноваций, направляет и контролирует процесс разработки новых видов продукции и услуг.
- Административная функция. Она объединяет несколько подфункций:
- контрольная (оценка результатов деятельности организации);
- организационная (распределение полномочий, задач, ресурсов);
- направляющая (координация работы исполнителей);
- кадровая (подбор персонала, расстановка сотрудников, организация повышения их профессиональной квалификации);
- стимулирующая (мотивирование, вдохновение коллектива, поощрение и наказание).
- Коммуникационная функция. Установка внутренних и внешних связей, проведение совещаний, переговоров, разрешение конфликтов.
- Социальная функция. Руководитель поддерживает в коллективе комфортный морально-психологический климат, устанавливает нормы поведения, заботится о своих подчиненных [24].
Таким образом, именно руководитель отвечает за ключевые процессы и состояние своей организации. Он является ее главой, осуществляет текущее управление, оперативно решает возникающие вопросы, но главное – руководитель определяет стратегические цели бизнеса, задает вектор развития для всей организации. Не секрет, что в первую очередь он является причиной того, что компания демонстрирует несостоятельность и неэффективность, а сам он при этом является носителем проблем, которые не позволяют ему вести организацию к победе в конкурентной борьбе.
1.2. Качества эффективного менеджера и стили руководства
Лидерство как одна из современных концепций менеджмента в своей главной идее исходит из того, что «именно через лидерское поведение руководителю удается наилучшим образом объединить, воодушевить и мотивировать людей на выполнение общей задачи» [9]. В конце XX века в теорию и практику менеджмента была привнесена идея ситуационного лидерства, говорящая о том, что получение власти основано на личности носителя этой власти. Обуславливается это тем, что лидерство по своей сути является умением наиболее эффективно использовать в конкретной ситуации не только должностную основу власти, но и другую – личностную, за счет которой «власть над людьми» превращается во «власть от людей» [8].
По мнению выдающегося отечественного ученого и педагога
Г.М. Андреевой, проблема лидерства и руководства является одной из ключевых проблем социальной психологии, ибо «оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции» [4]. Важно сделать уточнения и указать на различия между терминами «лидер» и «руководитель». Они таковы:
1) Лидер выдвигается группой стихийно, неформально; руководитель всякой реальной социальной группы назначается либо избирается формально, под контролем высших инстанций [16] .
2) Феномен лидерства менее стабилен, выдвижение лидера во многом зависит от настроения группы; руководитель же – это социальный феномен, он представляет группу в высших макроструктурах, и его положение более стабильно.
3) Руководство, в отличие от лидерства, использует более широкий набор санкций, которых в руках лидера нет.
Хотя по происхождению и некоторым чертам своей деятельности лидер и руководитель различаются, в характеристиках их деятельности существует много общих черт, что и дает право при рассмотрении проблемы описывать эту деятельность как идентичную. И действительно, лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать своих подчиненных, нацеливать их на решение определенных задач и заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены [4]. Лидерство не существует вне руководства, не заменяет его, а дополняет.
Говоря о том, каким же должен быть идеальный лидер, в современной теории менеджмента выделяют семь важнейших свойств лидерства [24]:
- Искренность. У настоящего лидера то, что он произносит на публику, и то, что делает на самом деле, совпадает. Это порождает веру людей в его честность и справедливость.
- Решительность. Предварительно выслушав различные мнения и поняв точку зрения своих подчиненных и коллег, лидер самостоятельно принимает окончательное решение, опираясь на свое собственное суждение о том, что на данный момент правильно.
- Концентрация. Результативность лидера напрямую зависит от способности фокусироваться на решении приоритетных задач [7].
- Личное участие. Эффективный руководитель внимателен к своим подчиненным и вникает во все существенные процессы, которые происходит в его организации.
- Умение работать с людьми – жесткость и мягкость. Настоящий лидер способен найти оптимальное сочетание между «кнутом» и «пряником» и чередовать требовательность, жесткость с мягкостью и внимательностью, заботой о коллективе [22].
- Коммуникации. Лидеры поощряют и поддерживают стабильные коммуникации внутри группы, а также с внешней средой и уделяют этому достаточно времени.
- Всегда вперед. Эффективный руководитель всегда развивается как личность и как профессионал, изучает новое, приобретает опыт и постоянно ставит новые амбициозные цели, «заражая» своим энтузиазмом коллектив.
Таким образом, можно заключить, что эффективное лидерство требует от руководителя наличия многих разноплановых качеств и умений. К сожалению, на практике не все менеджеры обладают этими качествами, а также превратно понимают свою начальствующую роль. В итоге управление во многих организация далеко от описанного идеала. Это обуславливается тем, что все черты личности руководителя, его убеждения являются той призмой, через которую преломляется управленческое воздействие руководителя [21].
Характер лидера, его ценности и убеждения, опыт – все это является факторами, влияющими на формирование стиля руководства. Не менее важны последователи лидера и ситуация, в которой он проявляет себя. Наглядно составляющие стиля руководства показаны на рисунке 1.
Таким образом, мы видим, что руководителя «создает» не только уникальный набор его лидерских качеств, но и его последователи («короля делает свита»), и сама ситуация. Эта комбинация факторов во главе с особенностями личности лидера и формирует уникальный лидерский стиль, присущий каждому конкретному руководителю [16].
Стиль руководства
Лидер
Тип его характера
Ценности / позиции / убеждения
Должность
Опыт
Последователи
Тип их характера
Ценности / позиции /
убеждения группы
Слаженность группы
Ситуация
Характер задачи
Характер производства
Жизненный цикл
Социально-экономические и
политические условия
Организационные переменные
Корпоративная культура
Рисунок 1 – Составляющие стиля руководства [18]
Тем не менее, несмотря на уникальность каждого управленческого воздействия, существуют определенные закономерности, позволяющие выделить среди всего многообразия управленческих стилей однородные и сгруппировать их в категории [24].
На основе практических экспериментов, проведенных американскими психологами К. Левиным, Р. Липпитом и Р. Уайтом в рамках школы групповой динамики, была разработана одна из самых популярных теорий лидерства. Данная теория постулирует существование 3 типов руководителей [16]:
- Авторитарный лидер. Характеризуется единоличным управлением, предъявлением большого числа требований к подчиненным, он строг и формален в обращении с персоналом, ориентирован на результат. Социально-психологические факторы игнорирует. В общении с подчиненными соблюдает дистанцию [15]. Считает наказание основным методом стимулирования.
- Демократический лидер. Такой лидер опирается на свой коллектив, поощряет дискуссии, инициативу, творчество, сознательность и умеренную самостоятельность. Ориентирован не только на результаты, но и на способы их достижения. Принимая решения, советуется с коллективом [19]. Сторонник разумной дисциплины, равномерно распределяет ответственность.
- Лидер либерального (попустительского) типа пассивен, безразличен к происходящему в коллективе, отличается низкой требовательностью, отсутствием дисциплины [5]. Не желает брать на себя ответственность. Контроля над ситуацией и подчиненными не имеет, предоставляет им свободу действий.