Файл: Эффективность менеджмента организации (Менеджмент в энергетике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Грамотное, квалифицированное управление – это неотъемлемая часть современного развивающегося предприятия. Целью такого управления, называемого также менеджментом предприятия, является обеспечение доходности бизнеса путем рациональной организации хозяйственного процесса, планомерного управления производством и развития технико-технологической базы, а также эффективного использования кадровых ресурсов при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Особенностью менеджмента на современном этапе становления рыночной экономики в России является его направленность на ведение хозяйственной деятельности в сложных условиях дефицитности ресурсов, кризисных явлений во многих отраслях, региональных хозяйствах и национальной экономике в целом. В таких условиях роль фактора управления и управленческого мастерства руководителя, результативности его профессиональной деятельности многократно возросла, поскольку усиление позиций предприятия в сложной конкурентной борьбе напрямую зависит от качества управления. В связи с этим особое внимание в научных исследованиях следует уделять руководителю, его профессиональной эффективности.

Исходя из вышеизложенного, тема данного исследования представляется особенно актуальной.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – исследование эффективности менеджмента организации. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  • раскрыть теоретические основы профессиональной деятельности руководителя;
  • провести анализ эффективности менеджмента на примере ООО «ДСК»;
  • разработать мероприятия по повышению эффективности менеджмента в исследуемой организации.

Объект и предмет исследования. Объект исследования – менеджмент организации. Предметом исследования является эффективность менеджмента организации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения и гипотезы, изложенные в работах отечественных ученых в области менеджмента: С.Р. Филоновича, О.В. Евтихова, О.Д. Волкогоновой и др., а также основные теории управления и научной организации труда, системного, процессуального и ситуационного подходов в управлении, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие трудовую и финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

Методы исследования. В процессе исследования применялся диалектический метод познания, использовались методы индукции и дедукции, методы обобщения, сравнения и аналогии, психодиагностические методы опроса и анкетирования, методы анализа и синтеза.


Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка использованной литературы. Также материал дополнен 4 приложениями, содержащими схему, регистрационный бланк ответов разработанной психодиагностической методики и ключ к ней, а также анкету опроса персонала. Во введении определена актуальность исследования, его цели и задачи. В первой главе раскрыты теоретические основы профессиональной деятельности руководителя. Во второй главе проводится анализ эффективности менеджмента на примере ООО «ДСК». В третьей главе разрабатываются мероприятия по повышению эффективности менеджмента данной организации. В заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ менеджмента
в организации

1.1. Специфика положения руководителя и его функции

Менеджмент представляет собой сложное и многогранное явление, которому сложно дать однозначное толкование. Это и сфера научного знания, и область практической деятельности по управлению организацией, и даже искусство: не зря еще некий древний мудрец сказал, что «искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств» [24]. При любом подходе к рассмотрению сущности менеджмента центральной фигурой будет менеджер – управленец, руководитель организации.

С экономико-правовой точки зрения, руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также учредительными документами организации осуществляет управление этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Данная трактовка законодательно закреплена в ст. 273 Трудового кодекса РФ [2]. Иначе говоря, руководители – это «категория работников, возглавляющих определенную организацию или подразделение и осуществляющих на основе принципов единоначалия руководство подчиненными им работниками» [13]. Принципиально важная характеристика указанного рода деятельности – профессионализация труда, то есть достижение трудовыми функциями такого уровня сложности, для которого необходимо овладение специализированными знаниями, умениями и навыками. Это связано с тем, что руководители в своей деятельности сталкиваются с разноплановыми проблемами и должны применять широкий спектр методов и организационных принципов для их решения, учитывая фактор неопределенности и риска.


Специфика положения руководителя в организации состоит в следующем.

Во-первых, он сосредоточивает в себе функции реальной власти, отвечает как за себя, так и за общие результаты в той мере, в какой может повлиять на них.

Во-вторых, руководитель является воплощением справедливости, поэтому выполняет для коллектива роль арбитра, образца, на который стоит равняться [15].

В-третьих, руководитель имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии все более уменьшающиеся возможности общения, ибо, как правило, исключен из ближайшего окружения и первичного коллектива, дистанцирован от сотрудников нижнего уровня [17].

Согласно современной теории менеджмента, суть работы руководителя проявляется в выполнении ряда функций. Среди них можно отметить
такие, как [8]:

  1. Стратегическая функция. Она выражается в постановке главенствующих целей, выработке стратегии долгосрочного развития организации.
  2. Инновационная функция. Руководитель создает условия для внедрения инноваций, направляет и контролирует процесс разработки новых видов продукции и услуг.
  3. Административная функция. Она объединяет несколько подфункций:
  • контрольная (оценка результатов деятельности организации);
  • организационная (распределение полномочий, задач, ресурсов);
  • направляющая (координация работы исполнителей);
  • кадровая (подбор персонала, расстановка сотрудников, организация повышения их профессиональной квалификации);
  • стимулирующая (мотивирование, вдохновение коллектива, поощрение и наказание).
  1. Коммуникационная функция. Установка внутренних и внешних связей, проведение совещаний, переговоров, разрешение конфликтов.
  2. Социальная функция. Руководитель поддерживает в коллективе комфортный морально-психологический климат, устанавливает нормы поведения, заботится о своих подчиненных [24].

Таким образом, именно руководитель отвечает за ключевые процессы и состояние своей организации. Он является ее главой, осуществляет текущее управление, оперативно решает возникающие вопросы, но главное – руководитель определяет стратегические цели бизнеса, задает вектор развития для всей организации. Не секрет, что в первую очередь он является причиной того, что компания демонстрирует несостоятельность и неэффективность, а сам он при этом является носителем проблем, которые не позволяют ему вести организацию к победе в конкурентной борьбе.


1.2. Качества эффективного менеджера и стили руководства

Лидерство как одна из современных концепций менеджмента в своей главной идее исходит из того, что «именно через лидерское поведение руководителю удается наилучшим образом объединить, воодушевить и мотивировать людей на выполнение общей задачи» [9]. В конце XX века в теорию и практику менеджмента была привнесена идея ситуационного лидерства, говорящая о том, что получение власти основано на личности носителя этой власти. Обуславливается это тем, что лидерство по своей сути является умением наиболее эффективно использовать в конкретной ситуации не только должностную основу власти, но и другую – личностную, за счет которой «власть над людьми» превращается во «власть от людей» [8].

По мнению выдающегося отечественного ученого и педагога
Г.М. Андреевой, проблема лидерства и руководства является одной из ключевых проблем социальной психологии, ибо «оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции» [4]. Важно сделать уточнения и указать на различия между терминами «лидер» и «руководитель». Они таковы:

1) Лидер выдвигается группой стихийно, неформально; руководитель всякой реальной социальной группы назначается либо избирается формально, под контролем высших инстанций [16] .

2) Феномен лидерства менее стабилен, выдвижение лидера во многом зависит от настроения группы; руководитель же – это социальный феномен, он представляет группу в высших макроструктурах, и его положение более стабильно.

3) Руководство, в отличие от лидерства, использует более широкий набор санкций, которых в руках лидера нет.

Хотя по происхождению и некоторым чертам своей деятельности лидер и руководитель различаются, в характеристиках их деятельности существует много общих черт, что и дает право при рассмотрении проблемы описывать эту деятельность как идентичную. И действительно, лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать своих подчиненных, нацеливать их на решение определенных задач и заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены [4]. Лидерство не существует вне руководства, не заменяет его, а дополняет.

Говоря о том, каким же должен быть идеальный лидер, в современной теории менеджмента выделяют семь важнейших свойств лидерства [24]:

  1. Искренность. У настоящего лидера то, что он произносит на публику, и то, что делает на самом деле, совпадает. Это порождает веру людей в его честность и справедливость.
  2. Решительность. Предварительно выслушав различные мнения и поняв точку зрения своих подчиненных и коллег, лидер самостоятельно принимает окончательное решение, опираясь на свое собственное суждение о том, что на данный момент правильно.
  3. Концентрация. Результативность лидера напрямую зависит от способности фокусироваться на решении приоритетных задач [7].
  4. Личное участие. Эффективный руководитель внимателен к своим подчиненным и вникает во все существенные процессы, которые происходит в его организации.
  5. Умение работать с людьми – жесткость и мягкость. Настоящий лидер способен найти оптимальное сочетание между «кнутом» и «пряником» и чередовать требовательность, жесткость с мягкостью и внимательностью, заботой о коллективе [22].
  6. Коммуникации. Лидеры поощряют и поддерживают стабильные коммуникации внутри группы, а также с внешней средой и уделяют этому достаточно времени.
  7. Всегда вперед. Эффективный руководитель всегда развивается как личность и как профессионал, изучает новое, приобретает опыт и постоянно ставит новые амбициозные цели, «заражая» своим энтузиазмом коллектив.

Таким образом, можно заключить, что эффективное лидерство требует от руководителя наличия многих разноплановых качеств и умений. К сожалению, на практике не все менеджеры обладают этими качествами, а также превратно понимают свою начальствующую роль. В итоге управление во многих организация далеко от описанного идеала. Это обуславливается тем, что все черты личности руководителя, его убеждения являются той призмой, через которую преломляется управленческое воздействие руководителя [21].

Характер лидера, его ценности и убеждения, опыт – все это является факторами, влияющими на формирование стиля руководства. Не менее важны последователи лидера и ситуация, в которой он проявляет себя. Наглядно составляющие стиля руководства показаны на рисунке 1.

Таким образом, мы видим, что руководителя «создает» не только уникальный набор его лидерских качеств, но и его последователи («короля делает свита»), и сама ситуация. Эта комбинация факторов во главе с особенностями личности лидера и формирует уникальный лидерский стиль, присущий каждому конкретному руководителю [16].

Стиль руководства

Лидер

Тип его характера

Ценности / позиции / убеждения

Должность

Опыт

Последователи

Тип их характера

Ценности / позиции /
убеждения группы

Слаженность группы

Ситуация

Характер задачи

Характер производства

Жизненный цикл

Социально-экономические и
политические условия

Организационные переменные

Корпоративная культура

Рисунок 1 – Составляющие стиля руководства [18]

Тем не менее, несмотря на уникальность каждого управленческого воздействия, существуют определенные закономерности, позволяющие выделить среди всего многообразия управленческих стилей однородные и сгруппировать их в категории [24].

На основе практических экспериментов, проведенных американскими психологами К. Левиным, Р. Липпитом и Р. Уайтом в рамках школы групповой динамики, была разработана одна из самых популярных теорий лидерства. Данная теория постулирует существование 3 типов руководителей [16]:

  1. Авторитарный лидер. Характеризуется единоличным управлением, предъявлением большого числа требований к подчиненным, он строг и формален в обращении с персоналом, ориентирован на результат. Социально-психологические факторы игнорирует. В общении с подчиненными соблюдает дистанцию [15]. Считает наказание основным методом стимулирования.
  2. Демократический лидер. Такой лидер опирается на свой коллектив, поощряет дискуссии, инициативу, творчество, сознательность и умеренную самостоятельность. Ориентирован не только на результаты, но и на способы их достижения. Принимая решения, советуется с коллективом [19]. Сторонник разумной дисциплины, равномерно распределяет ответственность.
  3. Лидер либерального (попустительского) типа пассивен, безразличен к происходящему в коллективе, отличается низкой требовательностью, отсутствием дисциплины [5]. Не желает брать на себя ответственность. Контроля над ситуацией и подчиненными не имеет, предоставляет им свободу действий.