Файл: Нормативный договор ( Природа нормативного договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соотношение норм международного права и международных договоров России наряду с ч. 4 ст. 15 Конституции закрепляется в п. "б" ст. 86, п. "г" ст. 106, ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации".

Российское законодательство в ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" закрепляет следующие процедуры включения положений международно-правовых актов, международных соглашений России в российскую правовую систему:

а) согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;

б) подписание международного договора;

в) обмен документами, образующими договор;

г) ратификация;

д) утверждение;

е) принятие;

ж) присоединение;

з) иные способы выражения согласия по договоренности сторон.

Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре.

Так, правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию международных договоров обладают только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (единственное исключение из этого положения установлено ст. 16 Закона).

Закон предъявляет такие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора[22].

Таким образом, международно-правовые договоры, заключенные и ратифицированные Российской Федерацией, в иерархии источников права современной России занимают место между Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами[23].

Приведем пример из международной практики, в которой применяются нормы заключенных международных договоров.

В соответствии с юрисдикцией, определенной в учредительных документах, Экономический Суд осуществляет единообразное применение соглашений государств-участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров.

Свои полномочия Экономический Суд реализует посредством вынесения решений и консультативных заключений по рассматриваемым делам.

Цель настоящего обобщения заключается в том, чтобы на примерах показать практику исполнения компетентными органами государств-участников СНГ и органами Содружества решений Экономического Суда по делам о толковании.


В решении от 31 января 2005 года № 01-1/5-04 о толковании положений Соглашения об учреждении Межгосударственного банка от 22 января 1993 года, Устава Межгосударственного банка от 22 января 1993 года и Соглашения между Межгосударственным банком и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории Российской Федерации от 30 июля 1996 года Экономический Суд пришел к выводу, что положения абзаца седьмого статьи 3 Соглашения об учреждении Межгосударственного банка и пункта 7 статьи 2 Устава Межгосударственного банка предоставляют Межгосударственному банку право на совершение банковских операций, не только прямо предусмотренных этими учредительными документами, но и других операций по решению Совета Банка при условии их соответствия целям и задачам Банка.

Такая деятельность Межгосударственного банка является уставной, отвечающей целям создания Банка как международного расчетного и кредитно-финансового учреждения.

Межгосударственный банк вправе осуществлять также деятельность, разрешенную специальными международными соглашениями.

Межгосударственный банк освобождается от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории Российской Федерации, в отношении деятельности, вытекающей из учредительных документов Межгосударственного банка.

В то же время Экономический Суд отмечает, что Банк не освобождается от взимаемых на территории Российской Федерации платежей и сборов, уплата которых является обязательным условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий, и не относящихся к категории налогов.

В соответствии с международным договором Межгосударственному банку предоставлены льготы по ввозу и вывозу имущества и предметов для служебного пользования (часть вторая статьи 6 Соглашения между Межгосударственным банком и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории Российской Федерации от 30 июля 1996 года).

Указанные льготы относятся к налоговым льготам по таможенному законодательству не распространяются на осуществление экономической деятельности при ввозе Межгосударственным банком на таможенную территорию Российской Федерации имущества не для служебного пользования.

На запрос Экономического Суда Межгосударственный банк сообщил, что указанное решение повлияло на принятие в Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок реализации международными организациями, в том числе и Межгосударственным банком, предоставленных им налоговых льгот.


В частности, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 июля 2006 года № 455 «Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации».

Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 9 апреля 2007 года № 4938/33н «Об утверждении Перечня международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов», внесены дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 12 статьи 165).

Таким образом, можно сделать вывод, что решение Экономического Суда способствовало урегулированию спорных вопросов в деятельности Межгосударственного банка, в том числе во взаимоотношениях с государственными органами Российской Федерации, а также устранению неоднозначного понимания объема полномочий, предоставляемых Межгосударственному банку как международному юридическому лицу для реализации его целей[24].

Заключение

При выполнения данной работы были подвергнуты анализу особенности нормативного договора. В заключении подведем итоги и сделаем соответствующие выводы.

Нормативный договор – это:

-правовой акт, при помощи которого изъявляется воля различных субъектов права;

-в договорных отношениях стороны имеют одинаковые права и обязанности;

-договор подразумевает соглашение сторон по всем существенным его пунктам;

участники имеют солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств;

-в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие государства и его органов, то есть субъектов публичной власти;

-предоставительно-обязывающий характер, нормативного договора;

-нормативный договор содержит правила поведения общего характера;

-согласно договоренности - субъекты, чьи отношения регламентирует нормативный договор, должны издать правовые акты, заключить соглашения, совершить юридически значимые действия;

-особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров и особый порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением;


-официальное опубликование нормативного договора.

Признаками правовой нормы являются:

1) экономическая, социально-политическая обусловленность;

2) нормальность;

3) повторяемость;

4) типичность;

5) общеобязательность.

Сторонами нормативно-правового договора могут быть:

1) государство или иное публично-правовое образование в лице своих органов;

2) международные организации или транснациональные корпорации;

3) работодатель;

4) иные лица, уполномоченные на согласование и установление норм права.

Этапы договорного правотворческого процесса:

а) подготовка и согласование проекта договора;

б) заключение договора;

в) введение договора в действие.

Группы нормативных договоров:

а) между государственными субъектами права (непосредственное государственное правотворчество);

б) между государственными и негосударственными субъектами права (совместное правотворчество);

в) между негосударственными субъектами права (санкционированное негосударственное правотворчество).

Коллективный договор является одним из самых древних корпоративных актов. Трудовые отношения стали наемными, возник рынок труда, законами которого и должны, прежде всего, регулироваться трудовые отношения.

Все больше применяются нормативные соглашения, регламентирющие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, условия и оплату труда, социальные гарантии для работников.

Условия соглашений носят общеобязательный характер и распространяются на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые предоставили полномочия конкретным лицам разработать и заключить соглашения от их имени.

Коллективные договоры и соглашения являются видами нормативных договоров и содержат правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к предмету трудового права и признаются его источниками.

Международный договор порождает ряд правоотношений, к которым относятся отношения, которые регулируются нормами международного права, внутригосударственные правоотношения.

Во внутригосударственных отношениях участвуют органы государственной власти, субъекты федерации, органы местного самоуправления, иногда юридические и физические лица.

В процессе реализации договора государство определяет механизмы, которые следует задействовать для выполнения международных обязательств.

В настоящее время реализация международных договоров нашей страны законодательно не до конца урегулирована, основная масса возникающих ситуаций разрешается практикой органов власти, а люди порой вообще не имеют понимания и знаний о международных договорах, затрагивающих их права и свободы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.)

2.Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995г. N 101-ФЗ: принят Государственно й Думой 16 июня 1995 года. (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007г. N 318-ФЗ, от 25.12.2012г. N 254-ФЗ, от 12.03.2014г. N 29-ФЗ).

3.Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001г. N 197-ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года (в ред. от 01.04.2019г).

4.Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

5.Болгова О.С. Особенности развития нормативного договора в истории российского права// Известия РГПУ им.А.И.Герцена 2009 № 97 12 с.

6.Гайворонская Я.В. Концепция нормативности права в отечественном правоведении (советский и постсоветский периоды): Дис. ... к.ю.н. СПб., 2009. 190 с.

7.Головина С.Ю. Трудовой договор как юридическая конструкция//Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013.№3. С.65.

8.Гриценко Е. В. Роль нормативных договоров во взаимоотношениях органов регионального и муниципального управления //Вестник ИГЭА. 2008. № 3.

9.Иванов В. В. К вопросу об общей теории договора// Государство и право. 2005. № 12.

10.Иванов В. В. Общая теория договора//М.:Юрист, 2006.

11.Корецкий А.Д. Теоретико-правовые основы учения о договоре. М., 2008. 390 с.

12.Кулапов В.Л.. Юридический словарь общетеоретических категорий и терминов 1994г.

13.Лазарев В. В. Теория государства и права. — М., 2004.

14.Любашиц В. Я., Смоленский М. Б., Шепелев В. И. Теория государства и права. —Ростов-на-Дону, 2009.

15.Мальцев Г. В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М.: Изд-во РАГС, 2000.

16.Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - Изд. 3-е, перераб. И доп. - М.: Эксмо, 2010. – 480 с.

17.Поленина СВ., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Воздействие глобализации на правовую систему России // Государство и право. 2004г.

18.Потапов М.Г. Теория государства и права: учеб. пособие: в 2 ч. / М.Г. Потапов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006 - ч.1. -440с.