Файл: Нормативный договор ( Природа нормативного договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому оптимально использовать  классификацию нормативных договоров, позволяющую выбирать тот вид договора, который лучше отражает права и обязанности каждой стороны и содержание регулируемых им отношений.

В итоге можно сделать вывод, что любой нормативный договор, занимая то или иное место в рамках каждой классификации, приобретает нужные ему свойства и находит верное соотношение с другими нормативными договорами.

2. Виды нормативных договоров

2.1. Внутригосударственные нормативные договоры

В системе права Российской Федерации выделяется группа договоров, предмет и содержание которых прямо касается компетенции государственных органов (договоры о компетенции), их правовой режим имеет публично-правовой характер, так называемые внутрифедеральные договоры.

Внутрифедеральные договоры имеют значимую роль в качестве источника действующего права и все обширнее входят в практику России.

В первую очередь это: федеративный договор, различные договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о взаимной передаче своих полномочий и предметов ведения, соглашения между субъектами Российской Федерации.

Рассмотрев развитие договорного права в России можно сделать вывод о настойчивой необходимости подписания договоров между федеральным центром и субъектами федерации, продиктованного вытекающими обстоятельствами:

1)наличием в Конституции РФ п. 3 ст. 11, предусматривающего разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ не только основным законом и федеральным законодательством, но и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий;.

2) спецификой экономического, географического положения ряда субъектов РФ;

3) предусмотренными Конституцией РФ нормами, закладывающими фактическое неравноправие субъектов федерации.

В рамках внутрифедеральных договоров особо выделяются конституционно-правовые (государственно-правовые) и административно-правовые договоры, причем деление проводится по отраслевой принадлежности и имеет практическое значение, в особенности при решении вопроса ответственности.


В специальной литературе наиболее энергично и продуктивно среди прочих видов нормативных правовых договоров изучается коллективный договор.

Под содержанием коллективного договора разумеются согласованные участниками условия (положения), позволяющие урегулировать социально-трудовые отношения на конкретном предприятии.

Эти условия устанавливают права и обязанности сторон и ответственность за их неисполнение.

Выделяют три типа условий коллективного договора: нормативные, обязательственные и организационные.

Нормативные условия вводят в коллективный договор в ситуациях:

-если законом прямо предусмотрен коллективно-договорный порядок их определения;

-если общие положения закона уточняются и конкретизируются применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения);

-если в законе имеется очевидный пробел, и разрешение вопросов коллективно-договорным путем не противоречит общим принципам права.

Часть 4 ст.41 ТК РФ[17] устанавливает, что нормативные положения включаются в коллективный договор, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

К примеру, коллективным договором определяются конкретные размеры оплаты труда в ночное время (ст.154 ТК РФ); работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором (ст. 119 ТК РФ); гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации (ст.173 ТК РФ).

Нормативные условия закрепляют локальные нормы трудового права о всевозможных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации (например, компенсация расходов на отпуск, компенсация части процентов по ипотеке, компенсация расходов на питание, сотовую связь, компенсация транспортных расходов, доплаты к пенсии.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут быть прописаны льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с принятыми в законах, иных нормативных правовых актах, соглашениях (ч.3 ст.41 ТК РФ).

Организационные условия- это условия о сроках действия коллективного договора; порядке внесения изменений и дополнений; контроле за его выполнением; ответственности за нарушение условий коллективного договора.


Главное содержание коллективного договора- это нормативные и обязательственные положения. Но могут добавлять и различную информацию. Она не вырабатывается сторонами, а отбирается из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых, региональных) в той части, в какой она содержит общие нормы по вопросам регулирования труда, социально-экономических отношений, характерные и для работников данной организации.

Структуру коллективного договора участники устанавливают самостоятельно. В нее входят разделы об оплате труда, охране труда, о повышении квалификации, продолжительности рабочего времени и времени отдыха и др.

Неотъемлемой частью коллективного договора являются его приложения.

Например, согласно ст.190 ТК РФ приложением к коллективному договору являются Правила внутреннего трудового распорядка[18].

В системе правовых актов коллективные договоры и соглашения осуществляют функции, которые должны обеспечить исполнение возможностей договорного регулирования трудовых отношений на максимальном уровне.

Таких функция в теории трудового права выделено пять.
Первая функция – конкретизация норм права, которые содержатся в законах и иных нормативных правовых актах, в том числе отраслевых соглашениях любого уровня. Конкретизация необходима, когда применение первоначальных норм за­труднено или невозможно без соответствующих уточнений.

Вторая – повышение уровня трудовых прав и гарантий для работников по сравнению с теми, что установлены законами, иными нормативными правовыми актами.Эта функция считается основной и отражена в части 3 статьи 41 Трудового кодекса РФ.

Третья – компенсирование пробелов в законе. Она определена тем, что общественные, в том числе социально-трудовые отношения постоянно развиваются. Между возникновением вопроса, который нужно решить, и принятием соответствующих правовых решений может пройти определенный временной период. Коллективный договор позволяет компенсировать пробел оперативно и с учетом особенностей конкретного учреждения, организации.

Четвертая функция – первичное правовое регулирование. Оно необходимо, когда законами, иными нормативными правовыми актами установлено, что те или иные вопросы социально-трудовых отношений являются предметом регулирования коллективного договора, соглашения.

Наконец, пятая функция. Практика заключения и использования коллективных договоров влияет на формирование правового сознания и, как следствие, на содержание государственного правового регулирования. Проще говоря, в коллективном договоре впервые может появиться норма, которая в дальнейшем станет нормой закона.


Таким образом, перечень, который мы имеем сейчас в законодательстве, оформился из практики договорного регулирования.

О нормативном характере коллективного договора позволяют говорить также следующие особенности:

-правом на его принятие обладают работники и работодатель, их представители;

-он принимается после проведения коллективных переговоров;

-действует в течение определенного периода времени (заключается на срок не более трех лет).

-начальный момент действия договора связывается с подписанием его сторонами либо с днем, установленным в самом договоре. По истечении указанного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий;

-занимает особое место в иерархии источников трудового права и выполняет специфическую роль в правовом регулировании трудовых отношений;

-защита прав, предусмотренных этим актом, осуществляется в судебном порядке. При этом если нарушаются права одного работника, то для защиты используется процедура индивидуального трудового спора, если положения договора не выполняются по отношению ко всему коллективу работников, может возникнуть коллективный трудовой спор[19].

2.2. Международные нормативные договоры

В странах существуют различные порядки взаимодействия международного и внутреннего права, и во всех случаях они определяются правом государства.

В теории международного права принято выделять три основных подхода к рассмотрению соотношения юридической силы законов и международных договоров, закрепляемых в конституциях и законах государств:

а) установление примата международного договора над внутригосударственным законом (Франция);

б) установление примата внутригосударственного закона над договором (Ирландия);

в) признание равной юридической силы закона и договора (США).

В Конституции России сказано: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15).

Этот тезис отражен в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ч. 2 ст. 5).

Данные выражения дают основание утверждать, что в российской правовой системе имеют приоритет международные договоры над законами[20].

В соответствие с ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О международных договорах"[21] международными договорами РФ считаются договоры, заключенные от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства России (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).


В Законе перечислены виды международных договоров, подлежащих ратификации. К ним отнесены, в частности, договоры, устанавливающие "иные правила, чем предусмотренные законом" (п. "а" ч. 1 ст. 15).

Ратификация международных договоров осуществляется путем принятия специальных федеральных законов (ст. 14, 17).

Рассуждая о видах договоров, нужно сообщить, что в соответствие с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" международными договорами Российской Федерации считаются договоры, заключенные от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени правительства (межправительственные договоры), от имени исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

По смыслу Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" все перечисленные виды договоров являются международными договорами Российской Федерации и в случае коллизии с национальным законодательством имеют приоритет над ним.

При этом положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.

Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

Тем не менее не стоит забывать, что в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 15 указанного Закона международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, подлежат ратификации.

Ратификация - это форма выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, исполняемая в виде федерального закона.

Иначе говоря, приоритет над национальным законодательством имеет только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный.

Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права.

Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему.

Верховный Суд РФ отметил, что речь идет о международном договоре, "решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона".