Файл: Нормативный договор ( Природа нормативного договора).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
Перечень и связь указанных выше объективных признаков нормативности довольно условный.
Но в то же время все признаки нормативности неразрывно связаны друг с другом, они не существуют сами по себе, а проявляются как единое целое - "социальной нормативности как социального закона, как объективного свойства социальной реальности..."[8].
Следовательно, "нормативность есть первичное, исходное свойство социальной материи, предопределяемое его внутренней потребностью в упорядоченности и способности к самоорганизации"[9].
Тем не менее все же не нужно преуменьшать роль субъективного фактора, потому как объективные процессы не могут существовать бессубъектно.
Как высказывался советский и российский учёный-юрист В.С. Нерсесянц, кроме объективного процесса формирования норм существует еще субъективный процесс, связанный с осознанием их формулирования (устно или письменно) соответствующими авторитетными и властными инстанциями коллектива, общества, государства[10].
Такой подход показывается более широким, так как анализирует норму не только как форму, но и ее природу, разрешает побороть имеющиеся заблуждения узкого позитивистского подхода, а также гармонично соединяет объективное, обусловленное социальной необходимостью, и субъективное, связанное с "осознанно-целенаправленным процессом формулирования", начала.
Осмысление дилеммы "объективное-субъективное" разрешает глубже изучать генезис социальных норм, в том числе и правовых.
Итак, выделим следующие признаки нормативного договора:
правовой акт, с помощью которого определяются обособленные согласованные воля и волеизъявление различных субъектов права;
в договорных взаимоотношениях участвуют стороны, располагающие одинаковым объемом прав и обязанностей (характерно равенство сторон);
договор предполагает соглашение сторон по всем существенным его условиям;
стороны несут взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;
в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие государства и его органов, то есть субъектов публичной власти;
предоставительно-обязывающий характер нормативного договора;
нормативный договор содержит правила поведения общего характера;
согласно договоренности - субъекты, чьи отношения регулирует нормативный договор, должны издать правовые акты, заключить соглашения, совершить юридически значимые действия;
особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением;
официальное опубликование нормативного договора.
1.2. Классификация и содержание нормативного договора
Отличительной чертой нормативно-правового договора является то, что он регулирует взаимоотношения по управлению разнообразного уровня, что сказывается на его субъектном составе.
Участниками нормативно-правового договора бывают:
1) государство или иное публично-правовое образование в лице своих органов;
2) международные организации или транснациональные корпорации;
3) работодатель,
4) иные лица, уполномоченные на согласование и установление норм права.
В международно-правововом договоре отличительной чертой является то, что он, являясь одним из основных источников международного права, в то же время выступает источником права других видов права в зависимости от предмета и метода правового регулирования. В нем главным образом проявляется признак согласования волеизъявления участников.
В конституционно- правовых договорах проявляется такая отличительная черта, что иногда разумнее говорить не о нормативно-правовом договоре как об акте в целом, обозначая его в качестве источника права, а о «частях» нормативно-правового договора, так как источниками права являются, по сути, не акты, а конкретные нормы.
В административном договоре более сильно проявляется признак публичного характера по сравнению с другими видами нормативно-правовых договоров, так как административное правоотношение является публичным по своему характеру и характеризуется спецификой характера юридических связей между субъектами, основанном на властном подчинении одной стороны другой.
В самом общем плане допустимо выделить три этапа договорного правотворческого процесса:
а) подготовка и согласование проекта договора;
б) заключение договора;
в) введение договора в действие.
Подготовка и согласование проекта договора – первый этап договорного правотворчества.
Иинициатором разработки проекта договора может быть как один, так и несколько сторон предполагаемого договора.
Разработка проекта также может быть осуществлена одним из субъектов самостоятельно, но совместная разработка может быть более плодотворной.
В интересах участников договора начать согласование условий и формулировок текста проекта, чтобы избежать в последующем "множественных толкований".
Тем более что итоговый вариант проекта в любом случае будет сформирован на основе всевозможных согласительных процедур (консультаций, переговоров и т.п.)[11].
На втором этапе осуществляется подписание договора, и это означает что участники пришли к согласию.
Заключение договора может происходить и в форме обмена документами, из которых он состоит (в международном договорном правотворчестве).
Заключительный этап, это когда договор вводится в действие, включает в себя различных процедуры, после которых заключенные договоры вступают в юридическую силу: ратификация, утверждение, принятие - для международных договоров; ратификация, регистрация - для отдельных видов внутригосударственных договоров и т.п., а также официальное опубликование или иные способы доведения содержания его норм до получателей.
Профессор Ф.В. Тарановский приводил три случая действия договора как источника права:
а) межгосударственные отношения;
б) централизация государства - "договоры между родами, племенами, общинами, сословиями, суверенами";
в) "при сильно развитой государственной власти и упрочнившейся монополии государственного законодательства" предусматриваемые диспозитивными законодательными нормами возможности для субъектов права определить свои отношения взаимным соглашением[12].
Здесь Ф.В. Тарановский, наверное, имел в виду применение договора при санкционированном негосударственном правотворчестве.
Профессор Ю.И. Гревцов различал нормативно - правовые международные договоры, договоры субъектов Федерации и нормативно - правовые договоры общественных организаций.
Заметим, что от договоров он отделял нормативно - правовые акты, принимаемые совместно органами государства и общественными и кооперативными организациями[13].
Прочие авторы предпочитали и отдают предпочтение классификации договоров только по отраслевой принадлежности.
О проблеме классификаций договоров нужно отметить следующее:
- проекция договорного правотворчества на формы правотворческой деятельности не должна увязываться с конкретными целевыми, институциональными, отраслевыми и прочими элементами.
- договорный способ правотворчества возможен при всех формах правотворческой деятельности, кроме референдумного правотворчества.
Нормативные договоры можно классифицировать по нескольким основаниям. Один критерий мы уже выделили: форма правотворческой деятельности, при которой применяется договор.
Следовательно, существуют три группы нормативных договоров:
а) между государственными субъектами права (непосредственное государственное правотворчество), например: межгосударственные договоры;
б) между государственными и негосударственными субъектами права (совместное правотворчество), например: соглашения о социальном партнерстве;
в) между негосударственными субъектами права (санкционированное негосударственное правотворчество), например: коллективные договоры (в трудовом праве).
Специфика договорного правотворчества, определяющаяся характером договорного акта как оформления выражения согласованных волеизъявлений субъектов права, актуализирует вопрос о классификации нормативных договоров по составу субъектов.
Здесь можно выделить равностатусные и разностатусные (неравностатусные) договоры.
Равностатусные заключаются между субъектами права, имеющими формально или фактически равный правовым статус: между государствами, между субъектами федеративных государств, между государственными органами.
Разностатусные заключаются между субъектами права, изначально неравными (вплоть до отношений подчинения) по своему статусу: между федеративным государством и его субъектом, между субъектом федеративного государства и муниципальным образованием, между государственным органом и профессиональными союзами и т.п.
Профессор А.С. Автономов указывает, что "разностатусность участников договора отнюдь не означает их обязательного неравноправия в конкретных отношениях... имеются ситуации, когда, к примеру, Российская Федерация и ее субъекты способны выступать в качестве равноправных договаривающихся сторон... соответствующие договоры могут заключаться... в рамках ст. 72 Конституции РФ"[14].
Действительно, договоры - дополняющие и конкретизирующие конституционное разграничение предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - можно считать равноправными.
Но при этом соглашения, заключаемые в развитие таких договоров (на основании ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции[15]), - о передаче органами исполнительной власти Российской Федерации осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - по определению не могут быть равноправными.
Не вызывает сомнений, что федеральные органы исполнительной власти при передаче осуществления своих полномочий вправе осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации в рамках этих полномочий, вплоть до отмены их решений[16].
Обобщив вышесказанное, можно подвести итог: разностатусные нормативные договоры могут быть как равноправными, так и неравноправными.
В качестве основных принципов классификационного разграничения также возможно применение различных критериев, отражающих те или иные нюансы действия договорных актов.
Такое разделение договоров условно, поскольку договором, как и любым другим нормативным актом, могут быть одновременно установлены и организационно - компетенционные нормы, и учредительные нормы, и нормы - правила и т.д.
По своему действию в пространстве нормативные договоры бывают межгосударственные и внутригосударственные.
Среди последних следует выделять:
общегосударственные (Федеративный договор 1992 г.),
межрегиональные (Договор об основах взаимоотношений Красноярского края и Эвенкийского автономного округа 1997 г.),
внутрирегиональные (договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления).
По критерию действия в отношении круга субъектов:
договоры общего действия (Договор Российской Федерации и Республики Татарстан 1994 г.),
различные специальные договоры (Соглашение о разграничении полномочий между Правительством РФ и администрацией Красноярского края в сфере развития угольной отрасли на территории Красноярского края 1999 г.).
По критерию действия во времени: срочные и бессрочные договоры.
Наконец, нормативные договоры действительно можно делить по отраслевой принадлежности:
международные,
государственно - правовые ("конституционно - правовые"),
административные,
хозяйственные,
финансовые,
налоговые,
природоресурсные,
трудовые и т.д.
Таким образом, после выделения ряда оснований его классификации для указанной части исследования выбран, критерий отраслевой принадлежности.
Такой подход позволяет рассмотреть тот или иной вид нормативного договора более обстоятельно, комплексно, а также показать его место в рамках вышеуказанных классификаций.
В настоящее время в рамках закона существует большое количество видов договоров, их разнообразие растет. В этих условиях должна быть строгая зависимость формы от содержания, а взаимоотношения участников- от этих элементов.
На сегодняшний день можно сообщить о том, что единства в использовании наименований договора и связи наименования с содержанием нет.
Обычно использование наименований обусловливает выработавшейся практикой, областью использования, видовой принадлежностью, но в интересах четкости правоотношений нужно стремиться к их унификации.
Специфику того или иного вида нормативного договора необходимо отчетливо представлять и учитывать в процессе их подготовки, принятия, реализации.