Файл: Нормативный договор ( Природа нормативного договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень и связь указанных выше объективных признаков нормативности довольно условный.

Но в то же время все признаки нормативности неразрывно связаны друг с другом, они не существуют сами по себе, а проявляются как единое целое - "социальной нормативности как социального закона, как объективного свойства социальной реальности..."[8].

Следовательно, "нормативность есть первичное, исходное свойство социальной материи, предопределяемое его внутренней потребностью в упорядоченности и способности к самоорганизации"[9].

Тем не менее все же не нужно преуменьшать роль субъективного фактора, потому как объективные процессы не могут существовать бессубъектно.

Как высказывался советский и российский учёный-юрист В.С. Нерсесянц, кроме объективного процесса формирования норм существует еще субъективный процесс, связанный с осознанием их формулирования (устно или письменно) соответствующими авторитетными и властными инстанциями коллектива, общества, государства[10].

Такой подход показывается более широким, так как анализирует норму не только как форму, но и ее природу, разрешает побороть имеющиеся заблуждения узкого позитивистского подхода, а также гармонично соединяет объективное, обусловленное социальной необходимостью, и субъективное, связанное с "осознанно-целенаправленным процессом формулирования", начала.

Осмысление дилеммы "объективное-субъективное" разрешает глубже изучать генезис социальных норм, в том числе и правовых.

Итак, выделим следующие признаки нормативного договора:

правовой акт, с помощью которого определяются обособленные согласованные воля и волеизъявление различных субъектов права;

в договорных взаимоотношениях участвуют стороны, располагающие одинаковым объемом прав и обязанностей (характерно равенство сторон);

договор предполагает соглашение сторон по всем существенным его условиям;

стороны несут взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие государства и его органов, то есть субъектов публичной власти;

предоставительно-обязывающий характер нормативного договора;

нормативный договор содержит правила поведения общего характера;

согласно договоренности - субъекты, чьи отношения регулирует нормативный договор, должны издать правовые акты, заключить соглашения, совершить юридически значимые действия;


особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением;

официальное опубликование нормативного договора.

1.2. Классификация и содержание нормативного договора

Отличительной чертой нормативно-правового договора является то, что он регулирует взаимоотношения по управлению разнообразного уровня, что сказывается на его субъектном составе.

Участниками нормативно-правового договора бывают:

1) государство или иное публично-правовое образование в лице своих органов;

2) международные организации или транснациональные корпорации;

3) работодатель,

4) иные лица, уполномоченные на согласование и установление норм права.

В международно-правововом договоре отличительной чертой является то, что он, являясь одним из основных источников международного права, в то же время выступает источником права других видов права в зависимости от предмета и метода правового регулирования. В нем главным образом проявляется признак согласования волеизъявления участников.

В конституционно- правовых договорах проявляется такая отличительная черта, что иногда разумнее говорить не о нормативно-правовом договоре как об акте в целом, обозначая его в качестве источника права, а о «частях» нормативно-правового договора, так как источниками права являются, по сути, не акты, а конкретные нормы.

В административном договоре более сильно проявляется признак публичного характера по сравнению с другими видами нормативно-правовых договоров, так как административное правоотношение является публичным по своему характеру и характеризуется спецификой характера юридических связей между субъектами, основанном на властном подчинении одной стороны другой.

В самом общем плане допустимо выделить три этапа договорного правотворческого процесса:

а) подготовка и согласование проекта договора;

б) заключение договора;

в) введение договора в действие.

Подготовка и согласование проекта договора – первый этап договорного правотворчества.

Иинициатором разработки проекта договора может быть как один, так и несколько сторон предполагаемого договора.

Разработка проекта также может быть осуществлена одним из субъектов самостоятельно, но совместная разработка может быть более плодотворной.


В интересах участников договора начать согласование условий и формулировок текста проекта, чтобы избежать в последующем "множественных толкований".

Тем более что итоговый вариант проекта в любом случае будет сформирован на основе всевозможных согласительных процедур (консультаций, переговоров и т.п.)[11].

На втором этапе осуществляется подписание договора, и это означает что участники пришли к согласию.

Заключение договора может происходить и в форме обмена документами, из которых он состоит (в международном договорном правотворчестве).

Заключительный этап, это когда договор вводится в действие, включает в себя различных процедуры, после которых заключенные договоры вступают в юридическую силу: ратификация, утверждение, принятие - для международных договоров; ратификация, регистрация - для отдельных видов внутригосударственных договоров и т.п., а также официальное опубликование или иные способы доведения содержания его норм до получателей.

Профессор Ф.В. Тарановский приводил три случая действия договора как источника права:

а) межгосударственные отношения;

б) централизация государства - "договоры между родами, племенами, общинами, сословиями, суверенами";

в) "при сильно развитой государственной власти и упрочнившейся монополии государственного законодательства" предусматриваемые диспозитивными законодательными нормами возможности для субъектов права определить свои отношения взаимным соглашением[12].

Здесь Ф.В. Тарановский, наверное, имел в виду применение договора при санкционированном негосударственном правотворчестве.

Профессор Ю.И. Гревцов различал нормативно - правовые международные договоры, договоры субъектов Федерации и нормативно - правовые договоры общественных организаций.

Заметим, что от договоров он отделял нормативно - правовые акты, принимаемые совместно органами государства и общественными и кооперативными организациями[13].

Прочие авторы предпочитали и отдают предпочтение классификации договоров только по отраслевой принадлежности.

О проблеме классификаций договоров нужно отметить следующее:

- проекция договорного правотворчества на формы правотворческой деятельности не должна увязываться с конкретными целевыми, институциональными, отраслевыми и прочими элементами.

- договорный способ правотворчества возможен при всех формах правотворческой деятельности, кроме референдумного правотворчества.

Нормативные договоры можно классифицировать по нескольким основаниям. Один критерий мы уже выделили: форма правотворческой деятельности, при которой применяется договор.


Следовательно, существуют три группы нормативных договоров:

а) между государственными субъектами права (непосредственное государственное правотворчество), например: межгосударственные договоры;

б) между государственными и негосударственными субъектами права (совместное правотворчество), например: соглашения о социальном партнерстве;

в) между негосударственными субъектами права (санкционированное негосударственное правотворчество), например: коллективные договоры (в трудовом праве).

Специфика договорного правотворчества, определяющаяся характером договорного акта как оформления выражения согласованных волеизъявлений субъектов права, актуализирует вопрос о классификации нормативных договоров по составу субъектов.

Здесь можно выделить равностатусные и разностатусные (неравностатусные) договоры.

Равностатусные заключаются между субъектами права, имеющими формально или фактически равный правовым статус: между государствами, между субъектами федеративных государств, между государственными органами.

Разностатусные заключаются между субъектами права, изначально неравными (вплоть до отношений подчинения) по своему статусу: между федеративным государством и его субъектом, между субъектом федеративного государства и муниципальным образованием, между государственным органом и профессиональными союзами и т.п.

Профессор А.С. Автономов указывает, что "разностатусность участников договора отнюдь не означает их обязательного неравноправия в конкретных отношениях... имеются ситуации, когда, к примеру, Российская Федерация и ее субъекты способны выступать в качестве равноправных договаривающихся сторон... соответствующие договоры могут заключаться... в рамках ст. 72 Конституции РФ"[14].

Действительно, договоры - дополняющие и конкретизирующие конституционное разграничение предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - можно считать равноправными.

Но при этом соглашения, заключаемые в развитие таких договоров (на основании ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции[15]), - о передаче органами исполнительной власти Российской Федерации осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - по определению не могут быть равноправными.

Не вызывает сомнений, что федеральные органы исполнительной власти при передаче осуществления своих полномочий вправе осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации в рамках этих полномочий, вплоть до отмены их решений[16].


Обобщив вышесказанное, можно подвести итог: разностатусные нормативные договоры могут быть как равноправными, так и неравноправными.

В качестве основных принципов классификационного разграничения также возможно применение различных критериев, отражающих те или иные нюансы действия договорных актов.

Такое разделение договоров условно, поскольку договором, как и любым другим нормативным актом, могут быть одновременно установлены и организационно - компетенционные нормы, и учредительные нормы, и нормы - правила и т.д.

По своему действию в пространстве нормативные договоры бывают межгосударственные и внутригосударственные.

Среди последних следует выделять:

общегосударственные (Федеративный договор 1992 г.),

межрегиональные (Договор об основах взаимоотношений Красноярского края и Эвенкийского автономного округа 1997 г.),

внутрирегиональные (договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления).

По критерию действия в отношении круга субъектов:

договоры общего действия (Договор Российской Федерации и Республики Татарстан 1994 г.),

различные специальные договоры (Соглашение о разграничении полномочий между Правительством РФ и администрацией Красноярского края в сфере развития угольной отрасли на территории Красноярского края 1999 г.).

По критерию действия во времени: срочные и бессрочные договоры.

Наконец, нормативные договоры действительно можно делить по отраслевой принадлежности:

международные,

государственно - правовые ("конституционно - правовые"),

административные,

хозяйственные,

финансовые,

налоговые,

природоресурсные,

трудовые и т.д.

Таким образом, после выделения ряда оснований его классификации для указанной части исследования выбран, критерий отраслевой принадлежности.

Такой подход позволяет рассмотреть тот или иной вид нормативного договора более обстоятельно, комплексно, а также показать его место в рамках вышеуказанных классификаций.

В настоящее время в рамках закона существует большое количество видов договоров, их разнообразие растет. В этих условиях должна быть строгая зависимость формы от содержания, а взаимоотношения участников- от этих элементов.

На сегодняшний день можно сообщить о том, что единства в использовании наименований договора и связи наименования с содержанием нет.

Обычно использование наименований обусловливает выработавшейся практикой, областью использования, видовой принадлежностью, но в интересах четкости правоотношений нужно стремиться к их унификации.
Специфику того или иного вида нормативного договора необходимо отчетливо представлять и учитывать в процессе их подготовки, принятия, реализации.