Файл: Законы и подзаконные акты ( Понятие нормативно-правового акта: его отличие от других правовых актов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие нормативно-правового акта: его отличие от других правовых актов
1.1. Понятие и признаки нормативно-правового акта в РФ
1.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов в РФ
2.1.Закон как вид нормативно-правового акта
Нормативно-правовой акт – это юридический акт, который был принят уполномоченным на то органом, и содержащий нормы права, то есть общие предписания и предписания постоянного действия, которые рассчитаны на многократное применение.[6]
Нормативные акты издаются уполномоченными органами, имеющими нормотворческие полномочия, в строго регламентированной форме. Нормативный акт считается официальным документом, носителем соответствующей, юридически значимой информации.
В первую очередь, они обладают правотворческим характером: в них правовые нормы или устанавливаются, или отменяются, или изменяются.
Во-вторых, нормативные акты должны быть изданы исключительно в пределах полномочий правотворческого органа, в обратном случае, по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми могут возникнуть противоречия.
В-третьих, нормативные акты во всех случаях выражаются в документальной форме и должны обладать обязательными реквизитами: разновидность нормативного акта, дата, номер, место принятия, наименование органа, его принявшего. Письменная форма призвана достичь единообразное понимание требований норм права, что очень важно, так как за их невыполнение возможно использование санкций.
В-четвертых, каждый акт нормативного характера должен соответствовать нормам Конституции РФ и не противоречить актам, которые в сравнении с ним, обладают большей правовой силой.
В-пятых, все нормативные акты в обязательном порядке должны быть доведены до сведения физических и юридических лиц, то есть официально обнародованы, и только после этого государства вправе требовать их неукоснительного исполнения, учитывая принцип презумпции знания закона, и налагать соответствующе санкции.
По правовой силе все нормативно-правовые акты делятся на две группы: законы и подзаконные акты.[7]
1.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц
Согласно общему правилу федеральные и федеральные конституционные законы вступают в юридическую силу после истечения десяти дней с момента их официального обнародования (в «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете»), если в самом законе отсутствуют указания на другую процедуру вступления его в юридическую силу.
К примеру, Уголовный кодекс РФ[8], принятый в мае 1996 года, вступил в действие 1 января 1997 года. Эта норма находится в ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания»[9]. Такие законы принимаются и на уровне субъектов РФ: в них речь ведется, безусловно, о законах регионального уровня.
Акты нормативного характера (либо некоторые нормы права) прекращают собственное действие по следующим основаниям:
1)истечение срока действия нормативного акта (положения), на который он рассчитывался;
2)прямое указание на отмену действия нормативно-правового акта (положения), находящееся во вновь изданном нормативном акте (к примеру, в законе «О введение в действие УК РФ» предписывается признать утратившими силу с 1.01.1997 года Уголовный кодекс РСФСР, который был принял в 1960 году со всеми дальнейшими изменениями);
3)принятие другого нормативного акта (положения) равной либо большей правовой силы, регламентирующей данную область общественных отношений (к примеру, после принятия Закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» в 1994 году утратил правовую силу действовавший до этого Указ Президента РФ, или принятие Уголовного кодекса РФ 1996 года);
4)изменение обстоятельств, утеря актуальности нормативного акта (положения), то есть его устаревание.
Необходимо отметить, что действие нормативного акта во времени непосредственно связано с такими понятиями, как переживание закона и его обратная сила.
Обратной силой закона признается распространение действия положения этого закона на действия, события, которые возникли до его вступления в правовую силу.
В правовой науке и сложившейся практике имеется общее положение: закон не имеет обратной силы. Однако, в нем имеются некоторые исключения:
1)закон, который отменяет и смягчает правовой ответственность, обладает обратной силой. К примеру, уголовный закон, который смягчает уголовное наказание, обладает обратной силой. Здесь обратная сила закона базируется на принципе гуманизма;
2)в самом законе имеется указание на то, что его положения обладают обратной силой.
Переживанием закона признается продолжение действие законодательных норм после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает его на конкретный период действие положений старого закона.[10]
Действие нормативных актов в пространстве подлежит осуществлению на основании двух базовых принципов:
1)территориального;
Территориальный принцип подразумевает действие нормативно-правового акта в рамках государственных либо административно-территориальных границ деятельности нормотворческого органа (как правило, данная территория вытекает из уровня субъекта законотворчества).
В государствах на федеративной основе регламентирование правоотношений подлежит осуществлению на основании приоритета норм общефедерального законодательства. Акты общих федеральных органов действуют в рамках территориальных границ федерации. Акты субъектов федерации регламентируют отношения в пределах их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в рамках административных границ каждого из данных органов.
Между тем, федеральные законы могут регулировать территорию, на которую они непосредственно действуют (к примеру, законы о Крайнем Севере).
- экстерриториального.
Экстерриториальность действия нормативно-правовых актов предполагает распространение актов права этого субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции. К примеру, при исследовании судов некоторых сделок внешнеторгового характера, по определенным делам о наследстве допустимо применение зарубежного законодательства.
Помимо этого, согласно российскому законодательству при исследовании вещных гражданских споров суд либо другой орган, специально управомоченный разрешить образовавшийся конфликт, должны использовать акты права тех органов государства, на территории которых располагается оспариваемое имущество.
Действие нормативных актов в пространстве напрямую зависит:
1)от уровня органа государства, который принял этот акт;
2)от правовой силы акта.
Нормативные акты распространяют собственное действие:
1)на территорию своего государства (обычно, федеральные законы, федеральные конституционные законы, другие акты высших государственных органов власти и управления);
2)на территорию субъекта РФ (акты государственных органов управления и власти субъекта РФ, которые не вправе отменять либо приостанавливать на собственной территории действие общефедеральных законов);
3)на территорию, определенную в самом нормативном акте;
4) на локальную территорию (учреждения, предприятия, организации).
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц напрямую зависит от гражданства и уровня субъекта законотворчества.
На территории РФ нормативные акты действуют по отношению ко всем ее гражданам, органам государства, общественным объединениям, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Между тем, имеются специализированные нормативные акты, которые распространяют действие лишь на некоторые категории граждан либо должностных лиц (пенсионеров, военнослужащих, преподавателей, врачей, государственных служащих, депутатов, прокуроров, судей, многодетных матерей и т.п.).
Здесь следует иметь в виду и принцип гражданства, в соответствии с которым граждане РФ, где бы они ни находились, должны соблюдать законы РФ. Если гражданин РФ совершил преступное деяние на территории зарубежного государства, он несет уголовно-правовую ответственность по российским законам, даже если данное деяние не считается преступным в том государстве, где он его совершил.
Федеральные и федеральные конституционные закона распространяют собственное действие в равной степени по отношению ко всем лицам, которые находятся на территории РФ, органов государства, местного самоуправления, должностных лиц, учреждений, предприятий и организаций.
В определенных случаях закон прямо определяет круг лиц, на которых распространяется его действие. Так, одни нормы права действуют лишь по отношению к гражданам РФ, иные распространяются на должностных лиц (к примеру, положения УК РФ об ответственности за должностные и воинские преступления).
Из общего положения о распространении закона на всех лиц имеются и исключения. Так, граждане иностранного государства, которые пользуются дипломатическим иммунитетом, не подлежат привлечению к уголовно-правовой ответственности. Ответственность данных лиц за совершенные правонарушения решается дипломатическим способом. Они также не вправе в принудительном порядке быть вызваны в суд для предоставления показаний. Неприкосновенность дипломатических представителей зарубежных стран определяется необходимостью обеспечения их независимости и свободы, без которых немыслимо выполнение возложенных на них обязанностей.
Несмотря на то, что по отечественному законодательству гражданам иностранного государства и лицам без гражданства, наравне с гражданами, предоставляется обширный круг прав и свобод и на них возлагаются обязанности, в определенных правоотношениях они не могут признаваться носителями субъективных прав и выполнять правовые обязанности. К примеру, они не могут избирать и быть избранными в органы власти государства, местного самоуправления, состоять на службе в ВС РФ и ОВД РФ. Однако, Конституция РФ гарантирует им базовые права и свободы в соответствии с общепризнанными положениями и принципами международного права.
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов в РФ
2.1.Закон как вид нормативно-правового акта
Ценность закона и права является многоаспектной категорией, в которой невозможно четко определить границы и элементы структуры. Так, типичным является разделение в зависимости от концепций правопонимания. Отдельные ученые выделяют категории ценности объективного и субъективного права[11]. По нашему мнению, оптимальным является разделение на такие аспекты ценности права: а) как явление, смысл которого состоит в реализации идеи права (собственная ценность права); б) как особый социальный регулятор общественных отношений (инструментальная ценность закона); в) как достижение культуры человечества (историко-культурная ценность).
На сегодняшний день аксиологические исследования в области права стали перспективным направлением, все больше ученых обращаются к указанной научной плоскости. Как утверждают исследователи, познание ценностей не является актом равнодушного приспособления к безразличному предмету законодательного акта; закон есть акт участия в существовании ценности, пребывание ценности в жизни и жизнь в ценности[12]. Основным из аспектов ценности закона является его роль как социального регулятора. Он занимает основное, важнейшее место во всей системе социального воздействия на жизнь человека, государства и общества. Благодаря своим свойствам и качествам регулятора закон выступает регламентом общественных отношений, позволяет правильно сочетать интересы личности, государства и социума в целом.
Не вызывает возражений констатация того, что одним из самых действенных средств, инструментов, с помощью которых утверждается государство, реализуется его социальная сущность и направленность, является именно право, а не закон как более узкая категория. С помощью его наставлений государственная политика в любой сфере – экономической, политической, социальной – находит выражение и направления развития. Но, от того, насколько будут понятны, поддержаны определенными социумами и индивидами, обществом в целом правовые наставления, выраженные в законе столь успешными могут оказаться те или иные государственные мероприятия, направления деятельности, ракурсы трансформационных процессов, а следовательно, будет реализована так называемая социальная ценность современного государства[13].