Файл: Законы и подзаконные акты ( Понятие нормативно-правового акта: его отличие от других правовых актов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие нормативно-правового акта: его отличие от других правовых актов
1.1. Понятие и признаки нормативно-правового акта в РФ
1.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов в РФ
2.1.Закон как вид нормативно-правового акта
Одним из важнейших вопросов понимания правоотношений было соотношение нормы права и правовых отношений. Согласно теории позитивного права, правовые отношения есть форма общественных отношений, создаются нормой права. При этом подразумевается, что понятие «норма права» тождественно понятию «норма закона». Такой подход был идеологически оправдан в советский период, когда под «нормой права» понимали именно «норму закона». Но уже тогда, в частности, Р.О. Халфина делала довольно многозначительное предостережение, признавая справедливым приведенное выше положение о связи правовых отношений и нормы права только при условии, что норма права должна правильно отражать объективные требования, предъявляемые этим содержанием его форме[14].
Следует еще раз подчеркнуть, что большинство авторов как советского периода, так и современного при анализе категории правоотношений, как и раньше, исходят из позитивистского его понимания, основанного на обеспечительной и принудительной роли государства. По сути, при таком подходе право сводится к совокупности нормативных актов, а сосредоточением интереса юриспруденции является не правовое отношение, а «законоотношения», возникающие якобы под влиянием правовых законодательных норм. Однако в тех случаях, когда, оставаясь на позициях позитивизма, наука пыталась взять в расчет реальную действительность, она сталкивалась с неразрешимыми противоречиями.
Пытаясь найти выход в такой ситуации, предложено рассматривать право как целостность, в которой объективно существуют четкие (или структурные) противоположности: нормы и правоотношения. Исходя из этого, считается: «правовые отношения - это ситуация единораздельных противоположностей, бытия адекватного режима осуществления норм субъектами, которые взаимодействуют с правами, взаимообуславливающими обязанностями, интересами, ответственностью в контексте правовых интересов, которые выражены в объекте»[15]. Автор считает, что правовые отношения, будучи постоянно действующими, выступают одной из причин динамики права, так же, как и парная противоположность правоотношениям (норма права) начинает движение именно через правовые отношения. Одно из функциональных назначений правовых отношений заключается в том, что они, будучи частью права, объединяют в себе, как в целостную систему, позитивное и социальное право, образуя в итоге бинарную (суммарную) единую систему.
На наш взгляд, такой подход основан на том же позитивизме, поскольку под термином «норма права» автор понимает «норму закона». Однако автор настаивает на связи нормы права (закона) с правовыми отношениями, поскольку, принятая норма права, которая приобрела силу, представляет собой юридический факт и тем самым неоспоримо порождает правовые отношения. Достаточно убедительно иллюстрировал эту мысль Г.Ф. Шершневич: «Не потому существует норма о праве требовать возврата долга, что кредиторы обычно требуют, а наоборот, кредиторы требуют свой долг потому, что существует такая норма»[16]. С таким подходом категорически не согласны другие авторы, считая, что никакие нормы сами по себе не способны ни создать общественное отношение, ни придать им нового качества. Известный советский ученый-правовед Е.Б. Пушканис, отрицая позицию Г.Ф. Шершневича, писал: «нельзя сказать, что отношения между кредитором и должником порождаются существующим в этом государстве принудительно. Другое дело, когда государство ставит своей идеологическим задачей создание «нового общества» и «нового человека»[17].
Р.О. Халфина исходит из того, что правовые нормы формулируются не произвольно, по желанию представителей господствующего класса, а на основе познания обществом объективных законов его развития[18]. Здесь стоит отметить, что история юридической науки социалистического периода продемонстрировала идеологизацию, жесткую предопределенность в рамках созданного политической и научной элитой марксистско - ленинского мировоззрения самого процесса познания социально-экономического развития общества.
При этом следует отметить, что «ясному формулированию» обязательно предшествует этап осмысления, то есть познания, что в определенной мере совпадает с концепцией ученых социалистического периода. Возникают вопросы: важно ли, какая идеология движет законодателем при формулировании правовых норм, если под последними понимать нормы закона? Все ли нормы закона можно считать правовыми, даже когда они отражают то, что реально складывается в социальной реальности, если исходить из того, что правоотношения по своей природе имеют экономический, политический, социальный, нравственный смысл? Не случайно выдающиеся правоведы начала ХХ в., в частности, Н.М. Коркунов, Е.Н. Трубецкой, Ф.В. Тарановский, не использовали термин «правовые отношения», а «юридические отношения». Так, Н.М. Коркунов писал: «...юридические отношения есть те самые житейские, бытовые отношения, только регулируемое юридической нормой»[19].
Законодательство в данном понимании выступает как межинституциональная надстройка, как вторичный фактор, опосредованно влияющий на все процессы, происходящие в обществе. Имеется в виду не регулирующее влияние, о чем указывалось выше, а обеспечение реального и эффективного уровня взаимодействия элементов социальной системы и в то же время установление социальных ориентиров, формирование ценностных приоритетов всего общества. Несмотря на то, что социальная система является сложной совокупностью взаимосвязанных внутренними связями социальных явлений и процессов, становится очевидным, что данная структура требует прочного и эффективного связующего элемента, который устанавливает баланс и равновесие в указанной системе.
Подробно этот вопрос исследован во многих работах. Обычно раскрывают три основные направления фундаментального влияния права через закон на социум, которые и формируют социальное содержание права[20].
Первым элементом является экономическая составляющая. С экономической стороны право и законодательство связано с развитием производства и обращения. Товарное производство и обращение выделили и сформировали свободную личность, которая обладает автономными правами, основывается на принципах самостоятельности и независимости.
Второй элемент – политический. С политической стороны право связано с необходимостью предоставить государственной воле общеобязательное значение посредством законодательной деятельности. Закон для государства является наиболее целесообразным и эффективным средством, при помощи которого происходит реализация основных его функций. Вместе с тем, несомненно и то, что развитие демократических институтов в политически организованном обществе невозможно без собственно права. Но именно в законе демократические институты находят адекватные способы выражения и закрепления. Демократия в политически организованном обществе невозможна без верховенства закона и права. Чем большей степени развития достигает государственно-организованное общество, тем большее значение приобретает в нем закон как форма выражения и закрепления принципов демократии, а любой антидемократический курс выступает как нарушение принципов права и законности.
Третий фактор является многосторонним и характеризуется полезностью и положительным влиянием, которые именно право несет в общество. В доктрине данное явление определяется как собственная ценность права. Можно выразить специфичность собственной ценности права в максимальной степени обеспечения организованности, согласованности и устойчивости общественных отношений, в высоком уровне удовлетворения особых общественных и личных потребностей[21].
Социальная ценность права проявляется на уровне становления ценностно-мотивационных основ общественной жизни. Этот процесс происходит путем усвоения индивидами базовых установок и принципов правового поведения через интеграцию правомерного шаблона поведения, выраженного системой законов-источников, в сознание гражданина. Этот процесс имеет название правовой социализации.
По своей сути правовая социализация – это адаптация мировоззренческих основ личности в соответствии с законодательными требованиями с целью установления надлежащего и безопасного уровня сосуществования.
Удовлетворение основных интересов, например: благосостояния, мира, справедливости и т. д. выступает целью существования и развития любого общества в любом историческом периоде. Обеспечение же общественных интересов будет означать полное удовлетворение всех индивидуумов (субъективный интерес) и их утверждение в обществе ценностей. Представляется, что такое идеализированное состояние общества, в котором будут обеспечены интересы абсолютно всех ее членов (индивидуумов), и является высшей целью существования человеческой цивилизации. Человечество же в своем развитии не смогло изобрести более эффективный способ регулирования общественных отношений, чем закон. Именно с помощью законодательного обеспечения в регулировании разнообразных общественных отношений, последние приобретают упорядоченность и определенность. А потому, с одной стороны, важность законотворчества как метода реализации права как социального регулятора, прежде всего в качестве регулятора поведения, обусловлено существованием общества и включением отдельного индивидуума в данное общество, которое порождает большое количество отношений и связей индивидуума с другими членами общества. А с другой стороны, любые отношения, в которые вступает отдельный индивидуум, имеют целью удовлетворение последним своего интереса (субъективного) и не всегда удовлетворение такого интереса, например корыстного интереса, заключающегося в достижении материального благополучия, который не будет нарушать интересы других членов общества. И в таком понимании закон выступает тем правовым критерием, который призван в определенной степени согласовать интересы субъектов общественных отношений.
Способность закона быть регулятором общественных отношений - главное его полезное свойство. Именно за наличие этого свойства и праву, и законотворчеству принадлежит огромная инструментальная ценность - законотворчество является необходимым и полезным для общества феноменом, важной составляющей нормативной основы его бытия.
Выводы. Вполне очевидно, что общественная ценность закона как выразителя права является важной и комплексной: она предполагает, во-первых, воплощение законодательством групповой, общей, индивидуальной воли и интересов всех участников огромной совокупности общественных правоотношений, во-вторых, закрепляя за законом возможность быть самым эффективным средством для обеспечения порядка и стабильности разнообразных по природе отношений, в-третьих, правоотношения придают особенное значение закону для содействия развитию тех правоотношений, в которых заинтересованы и общество, и отдельные индивиды.
Среди огромного числа правовых источников важное место занимают законы органов государства. Для краткости их зачастую называют нормативными актами.
Под нормативно-правовыми актами следует понимать выражения решения компетентных органов государства в письменной форме, где содержатся правовые нормы.
Это – правотворческие акты, при помощи которых и благодаря которым определяются либо же отменяются нормы права.
Все без исключения акты нормативно-правового характера являются государственными актами по своему содержанию. Они издаются либо санкционируются лишь государственными органами.
Отличительные особенности нормативно-правового акта определяет то, что он, выступает в качестве источника правовых норм, а с другой стороны – разновидностью юридических актов.
Нормативно-правовые акты классифицируются, в первую очередь, на законы и подзаконные правовые акты.
Закон является нормативно-правовым актом, который обладает высшей правовой силой, он принимается в строго установленном порядке, определяющий самые важные отношения в обществе.[22]
Понятие закона раскрывается на протяжении долгого периода времени в деятельности ученых-теоретиков и практиков. Порой понятие закон используется как синоним понятия права, любого правового источника.
По этой причине еще в 19 веке предлагалось делить закон на формальный и материальный. В материальном смысле – в качестве синонима всех правовых источников, а в формальном – как акт, которые был принят согласно с определенной процедурой органом законодательной власти.
Смешение данных значений может привести к отрицательным последствиям. Подобное возникло, к сожалению, в Конституции РФ 1993 года. Во всех конституциях в настоящий момент времени установлен принцип независимости судей. Это определяется в формуле: «Судьи являются независимыми и подчиняются лишь закону».