Файл: Законы и подзаконные акты ( Понятие нормативно-правового акта: его отличие от других правовых актов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В отечественной юриспруденции проблема источников права не является совсем уж новой. Источники права были давно и в настоящее время остаются предметом самого тщательного изучения, как общей правовой теории, так научных дисциплин по отраслям. С началом формирования в государстве современной правовой науки возросло количество вопросов, непосредственным образом связанных с источниками права.

Актуальность темы законов и подзаконных актов многократно подчеркивалась учеными, занимающимися наукой юриспруденции. Абсолютно справедливо отмечается, что в некоторых случаях то, что говорится по поводу правовых источников, выступает в качестве вторичного продукта, отзвуком поисков нового термина юридической природы права. Однако и принижать значение и актуальность проблем правовых источников, как в теории, так и на практике, не стоит.

Задачи, которые связаны со становлением гражданского общества государства правового типа в Российской Федерации, заставляют по-другому посмотреть на многие привычные юридические понятия, на предмет их соответствия тенденциям развития общества, права и государства. Очень актуально данное утверждение по отношению к понятию правовых источников, традиционно относящихся к числу самых неясных в понятийном аппарате юридической науки, однако активным образом применяющиеся в рамках российской юриспруденции.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с нормативно-правовым актом в РФ.

Предмет исследования – особенности законов и подзаконных актов в РФ.

Цель данной работы – комплексное исследование законов и подзаконных актов в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать понятие и признаки нормативно-правового акта в РФ;

2) рассмотреть действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц;

3) изучить закон как вид нормативно-правового акта;

4)исследовать подзаконные акты и определить особенности иных нормативно-правовых актов.

Степень изученности темы. Рассматриваемая тема достаточно масштабно освещается в научной и учебной литературе. Данная курсовая работа во многом опирается на мнения и позиции таких известных теоретиков права, как Нерсесянц В. С., Марченко М.Н., Комаров С. А., Авакьян С.А. и др. Помимо этого рассматриваемой теме уделяли внимания правоведы Бошно С.В., Воронина М.Ф., Дивин И.М. и др.


Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.

Структура работы весьма традиционна. Она состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Понятие нормативно-правового акта: его отличие от других правовых актов

1.1. Понятие и признаки нормативно-правового акта в РФ

В настоящее время нормативно-правовой акт считается доминирующей формой в отечественном праве. Он является единственным, кто определяет ту либо другую системы права. Именно он предопределяет роль и иерархическую системную взаимосвязь иных источников права. Лишь нормативные правовые акты задают основу всего механизма в целом. Важность данного понятия требует его закрепления в актах законодательства.

Если говорить об иных источниках: обычаях, судебных прецедентах, юридических доктрин и других форм права, нельзя не отметить тот факт, что на современном этапе развития в РФ они занимают резервную, альтернативную либо вспомогательную роль при регулировании тех либо других общественных отношений.

Самые значительные особенности были определены в Постановлении Пленума ВС РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»[1]. В частности, в пункте 9 определено, что нормативный правовой акт:

1)издан в регламентированном порядке управомоченным органом власти государства, органом местного самоуправления либо должностным лицом;

2)содержит нормы права (правила поведения);

3)обязателен для неопределенного круга лиц;

4)рассчитан на неоднократное использование;

5)направлен на урегулирование отношений в обществе или на преобразование либо прекращение существующих правоотношений.


Учитывая вышеизложенное понимание характерных признаков нормативно-правового акта, определенных ВС РФ, можно определить, что в какой-то мере Постановление выразило опыт, который был накоплен исследованием судебных дел, связанных с оспариванием индивидуальных и нормативных актов права.[2]

Необходимо выделить следующие отличительные особенности нормативно-правовых актов:

1)волевое содержание нормативно-правового акта;

2)официальный характер, выражающийся в издании от имени государства, органа либо организации;

3)всеобщий и обязательный характер;

4)документальный характер;

5)принятие в соответствии с регламентированной процедурой;

6)издание уполномоченными лицами и органами;

7)регулирование отношений в обществе;

8)гарантирование силой государства на принудительной основе.

Следовательно, отличительные особенности нормативно-правового акта находятся в постоянной динамике. Остались неизменными такие факторы, как его связь с государственными органами власти, обеспечение принудительной государственной силой. Несмотря на это, физические и юридические лица довольно часто не видят в нормативно-правовых актах абсолютной истины, что выступает в качестве серьезной проблемы. Это говорит только о том, что требуются новые подходы к подобной доктрине нормативно-правовых актов, которая сумеет придать ей правовой силы и будет общедоступна. Одним из наилучших способов, по нашему мнению, является принятие закона, регламентирующие правотворческий процесс и систему юридических актов, в целом.[3]

Если говорить о путях повышения эффективности действий актов нормативно-правового характера в отечественном обществе следует говорить про продвижение и развитие эффективности государства и системы права в целом.

В Конституции Российской Федерации установлено, что «человек, его права и свободы признаются высшей ценностью», а «базовые права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежит каждому с момента рождения».

Защита прав и свобод человека и гражданина является главной государственной функцией. Одновременно в качестве носителя независимости, суверенитета и источника власти государства признается многонациональный народ, а в конечном итоге человек и гражданин, который объединен в большую социальную общность – население РФ, российский народ. Следовательно, основания системы права перерастает в государственность.


К стратегическим целям развития отечественной политической государственности и системы в настоящее время следует отнести:

1)строительство такого механизма государства и права, который реально был бы направлен на действительное обеспечение установленной Конституцией РФ нормы о правах человека в качестве высшей ценности;

2)разработка механизма реального человеческого воздействия на государством посредством институтов гражданского общества, которые пока находятся на стадии формирования.

Не менее важным элементом системы права является правосознание, не существующее в отрыве от субъекта и может быть рассмотрено отдельно только в ходе анализа теории.

Правосознание по традиции устанавливается как комплекс чувств, идей, представлений о праве желаемом и действующем, о действиях лиц и органов в области нормативного регулирования.

Общественное сознание признается правовым только после того, как в нем определяются идеи о правовой нормативности как основы систематизации и жизнедеятельности, которая противостоят произволу и хаосу, идеи о воздаянии за правонарушения, справедливости и формальном равенстве, защите личности, ее собственности от произвола иных субъектов, в т. ч. государства, идеи о разбирательстве конфликтов в судебном порядке.

Правосознание образуется в индивидуализированной культуре, когда человек начинает осознавать самого себя, собственную уникальность, свою сущность. Личное достоинство и самосознание – это абсолютно необходимые предпосылки для образования правосознания и правовой культуры, в общем.

Если в общественном правосознании выделить юридическую идеологию и психологию, то можно отметить, что в РФ правовой нигилизм отражается на каждом уровне. [4]

Следующий элемент системы права – юридическая деятельность, которая формируется из нормотворческой деятельности органов власти государства, из правоприменительной деятельности правоохранительных и других государственных органов (прокуратуры, суда, органов внутренних дел), а также из деятельности, связанной с реализацией права всеми названными органами и другими организациями и субъектами российской системы права.

Посредством правотворческой деятельности, отражающей базовые культурные, социально-экономические и другие потребности общества, в нормативно-правовой механизм включаются правовые предписания – программы, положения, модели поведения человеческой деятельности и органов отечественного общества.


Для исполнения данных задач нормотворческая деятельность должна отвечать некоторым требованиям. В первую очередь, она должна на законодательном уровне быть урегулирована так, чтобы был образован действующий механизм по установлению, учету и согласованию интересов каждой группы и всех слоев общества, по образованию юридически совершенных актов нормативно-правового характера.

Второй по значению после нормотворчества разновидностью правовой ответственности признается применения права - это индивидуально-правовое регулирование отношений в обществе властного характера. Главное назначение деятельности по применению права заключается в проведении в жизнь норм права, учитывая индивидуальные черты сложившейся ситуации.

Помимо этого, посредством применения права подлежит осуществлению принуждение государства при нарушении норм права.

Здесь первое место отводится правосудию, органы которого также действуют на основании закона. Однако их непосредственная деятельность не ограничивается применением права в точном смысле данного слова.

Третьей разновидностью правовой деятельности считается юридическое поведение физических и юридических лиц, а также органов, формирующееся в конечном итоге во всеобъемлющий правопорядок в государстве. В любом государственно-организованном обществе законодатель может определять те либо другие нормы права и принципы, тот либо другой правовой статус лиц и организаций, а общественное правосознание – стремиться и желать определения и (либо) соблюдения каких угодно прав и свобод, какие угодно юридических режимов, однако ели это не будет воплощено в действительном правопорядке, то уровень культуры права в этом обществе станет отражать не идеальные стремления и мотивы, а то, что существует в действительности.[5]

Правовыми актами следует признать официальные документы уполномоченных органов государства, которые направлены на достижение определенных правовых последствий.

К общим признакам актов права следует отнести:

1)исходят непосредственно от государства, и связаны с его властной компетенцией;

2)считаются обязательными для исполнения лицами, для которых они адресованы;

3)влекут правовые последствия, то есть воздействуют на права и обязанности субъектов;

4)поддерживаются силой принуждения со стороны государства.

Следует строго проводить разграничение между актами применения права, толкования права и нормативными актами.