Файл: Законы и подзаконные акты ( Понятие нормативно-правового акта: его отличие от других правовых актов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие нормативно-правового акта: его отличие от других правовых актов
1.1. Понятие и признаки нормативно-правового акта в РФ
1.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов в РФ
2.1.Закон как вид нормативно-правового акта
В этом контексте определение слова «закон» используется в широком смысле, как правовой синоним, как защита от постороннего вмешательства со стороны иных ветвей власти в деятельность суда, в первую очередь, «от телефонного права».
Помимо этого, данной формулой определяется принцип законности в деятельности суда. Однако в пункте 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации данную формулу слегка отредактировали, установив значение Конституции Российской Федерации. Она гласит следующим образом: «Судьи являются независимыми и подчиняются лишь Конституции РФ и федеральному законодательству».
Особая роль федерального закона состоит в практической реализации норм Конституции Российской Федерации, которая является основой всего нормативно-правового механизма РФ. Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации обладает прямым действием по всей территории РФ, большинство ее норм могут получить свою практическую реализацию лишь с помощью принятия федеральных законов.
При помощи федеральных законов могут быть определены не только нормы Конституции Российской Федерации, где содержится указание на принятие того либо другого закона, но и иные положения, в которых подобное указание отсутствует. Следует обратить внимание на тот факт, что в Конституции Российской Федерации не установлен определенный перечень вопросов, в соответствие с которыми следует принимать федеральные законы.
Термин «федеральный закон» используется в Конституции Российской Федерации двояко: в широком смысле, как комплекс всех законов, которые имеют общефедеральное значение и распространяют свое действие по всей территории РФ, а также в собственном значении – как закон, который подлежит принятию Федеральным Собранием Российской Федерации либо на референдуме и по правовой силе стоит после Конституции Российской Федерации, законов о поправках к Конституции РФ и федеральных конституционных законов.
Следовательно, федеральный закон в качестве источника конституционного права развивает нормы Конституции Российской Федерации, способствует практической реализации ее положений.
В некоторых случаях, толкуя нормы Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд РФ в собственных решениях устанавливал содержание федерального закона, который принимался в будущем.
К примеру, в своем Постановлении от 7.06.00 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации установил, что положения Конституции РФ не являются препятствием для введения федеральным законодательством института отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Однако законодатель, если он использует институт отзыва, должен предусмотреть общие принципы структуры отзыва, для того, чтобы сущность выборов не была искажена.
Следовательно, Конституционный Суд Российской Федерации толкует текст Конституции РФ, а определенный смысл, который был заложен в его решениях, отражается в актах законодательного характера.
Одной из проблем, которая связана с установлением места федерального закона в механизме источников конституционного права, выступает его соотношение с договорами внутри федерации, которые заключаются между органами власти государства Российской Федерации и субъектов РФ. Раньше заключение огромного числа договоров и соглашений внутри федерации являлось некоторым исключением из общего порядка регулирования правоотношений в области совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, так как весьма проблемно учитывать в федеральном законе все отличительные особенности, которые присущи субъектам Российской Федерации. В некоторых случаях нормы подобных договоров разграничивали область действия федерального законодательства и приводили к тому, что были нарушены конституционные принципы равноправия субъектов Российской Федерации. Большинство договоров и соглашений внутри федерации нарушали нормы Конституции Российской Федерации и отраслевых федеральных законов. Впоследствии субъекты Российской Федерации в добровольной форме прекращали исполнение подобных соглашений и договоров.
Следовательно, важно, что предметы регулирования нормативных актов подзаконного характера не выступали в качестве предметов регулирования федерального законодательства, т.к. именно федеральный закон является основой для того, чтобы построить системы нормативных актов подзаконного характера, в которых нормы федеральных законов определяют свою детализацию и конкретизацию.
Подводя итог, следует отметить, что федеральный закон в качестве источника конституционного права имеет такие черты, как универсальность, нормативная определенность, он осуществляет развитие норм Конституции Российской Федерации, способствует практической реализации ее положений, осуществляет регулирование самых важных отношений в обществе, которые характеризуются устойчивым характером и стабильностью, выступают в качестве основы для построения механизма нормативно-правовых актов подзаконного характера.[23]
2.2.Подзаконные акты и иные нормативно-правовые акты
Во время характеристики нормативно-правовых актов по традиции принято выделять правовую и управленческую природу, которые в комплексе, дополняя друг друга, самым полным образом раскрывают содержание и назначение данных правовых актов в структуре практической реализации полномочий, которые возложены на органы исполнительной власти.
В настоящее время невозможно руководить обществом без широкого применения нормативно-правовых актов. В принимаемых органами государства законах, постановлениях, указах, распоряжениях, инструкциях и приказах отражается воля власти государства по общественному управлению. Данные решения воплощаются в нормативно-правовых актах и выглядят наглядным примером для обширного круга лиц и организаций, которые обязаны исполнить эти решения либо получающих по причине их принятия определенные права.
России характерна достаточно сложная структура нормативно-правовых актов. Результатом нормотворческой деятельности органов государства являются акты представительных органов власти на уровне федерации и на уровне субъектов РФ, в которых преобразуются, определяются либо отменяются правовые нормы.
Акты подзаконного характера подлежат изданию на основании и согласно законодательству, призваны осуществлять развитие и конкретизацию норм законов. В данных актах имеется существенная доля всех юридических предписаний, поэтому столь важно, чтобы в них не было противоречивых решений.
Актуальность вопроса о юридической природе и отличительных признаках актов подзаконного характера не стоит переоценивать. Необходимость глубокой разработки этой правовой конструкции в некоторой степени определяется устойчивой тенденцией повышения именно данного вида нормативных актов.
Существует социальная сторона проблематики актов подзаконного характера. Она заключается в том, что именно данные документы в силу их точного и подробного регулирования самым полным образом приближены к гражданам.[24]
Следует рассмотреть признаки нормативных актов подзаконного характера.
1)полномочие на издание нормативно-правовых актов подзаконного характера определяется в иных актах;
2)для того, что понять содержание подзаконного акта, важно определить характер его взаимосвязи с законом, выражающийся в таких правовых формулах, как «во исполнение и на основании действующего законодательства», «не должны противоречить действующему законодательству», «согласно закону»;
3)отличительные особенности нормативных актов подзаконного характера определяются тем, что они должны быть зарегистрированы и официально обнародованы. Данные процедуры носят взаимосвязанный характера и выступают в качестве обязательных для актов, которые затрагивают права и свободы граждан либо носят межведомственный характер;
4)акты подзаконного характера непосредственно связаны с законами, что выражается также в том, что именно в них «происходит опосредование положений законов путем воспроизведения, дополнения, развития, конкретизации и детализации».[25]
Кроме базовых актов нормативно-правового характера (законы и акты подзаконного характера) следует также выделять другие разновидности актов.
Президент РФ издает указы, непосредственно относящиеся к его полномочиям, в связи с тем, что он признается главой государства и по факту главой исполнительных органов власти. В том случае, если Указ противоречит нормам Конституции РФ и действующему законодательству, он может быть признан недействительным по решению Конституционного Суда РФ.
Нормативными по собственному характеру признаются указы Президента РФ, где он является гарантом Конституции РФ либо регламентирует процедуру осуществления предоставленной ему Конституцией РФ компетенции, к примеру, по вопросам структуры исполнительной власти, охраны порядка в обществе, обороны, награждения гражданства и др.
Правительство РФ вправе издавать постановления. В полномочия Правительства РФ входит, по большей части, решение социально-экономических вопросов (руководство промышленной сферой, строительством, сельским хозяйством, связью и транспортом, социальная защита гражданам, организация деятельности министерств, внешнеэкономические отношения и др.).
Министерства вправе издавать нормативные акты в виде приказов, инструкций, положений, уставом, наставлений, правил и т.д. Однако, ведущая роль здесь отводится именно инструкциям. Они регламентируют базовые разновидности (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности трудящихся определенной категории.
Нормативные акты органов законодательной (представительной) власти на уровне субъектов РФ – это законы, самое распространенное их наименование. Нормативные акты губернаторов областей, краев, президентов республик принято именовать указами.
Нормативные акты администрации областей, краев (правительств республик) называются постановлениями. Они могут регламентировать разные вопросы: процедуру предоставления на праве аренды помещений, участков земли, взимание проездной платы в общественном транспорте и т.д.
Акты органов местного самоуправления принято именовать решениями. Они издаются по местным вопросам, которые непосредственно касаются жителей районов, городов, деревень, поселков (торговля, озеленение, бытовое обслуживание, благоустройство, коммунальное хозяйство и др.).
Нормативные акты на корпоративной основе – это акты, изданные разными организациями для регулирования собственных внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций. Корпоративные акты регламентируют наиболее разнообразные отношения, формирующиеся в определенной деятельности предприятий (вопросы применения финансовых средств, кадровые, управленческие, социальные вопросы и т.д.).[26]
Результат идеологического осознания объективных потребностей общества посредством правотворческих процедур получает свое выражение в нормативных актах, которые являются юридическим источником права. В этом случае форма и источник права совпадают по своему содержанию. В формально-юридическом смысле законы как источники права отождествляются с позитивным правом, как реально существующим (в нормах, законах или в других официальных документах) нормативным регулятором, на основе которого определяется государством юридически разрешенное и непозволительное поведение участников правоотношений, и выносятся судами и другими государственными органами юридически обязательные императивные решения. Позитивное право существует исключительно в виде реальных правовых институтов и формализованных юридических норм, содержащихся в нормативно-правовых актах или иных общеобязательных юридических документах.
Под источниками права в формально-юридическом смысле понимают закон, закрепляющий объективные правила поведения, созданные обществом, одобренные и закрепленные государством путем предоставления им юридической силы, общеобязательного характера, внешней формы выражения и которые защищаются государственным принуждением. В этом случае источниками права является реально существующее позитивное право (система права, институты права, правовые нормы и нормативно-правовые акты). Юридические источники образуют сложноорганизованную систему, которая, в свою очередь, состоит из многих подсистем низшего уровня, которые находят свое выражение на нормативном уровне.
Используя термин «источники права» по отношению к закону, необходимо учитывать, в каком именно значении (нормативном, идеальном или формальном) он употребляется и для характеристики какой правовой системы используется. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации[27] в ст. 190 закрепил положение об исчислении сроков, а само понятие срок может иметь двоякий смысл в нормативистском значении.