Файл: Государственное регулирование деятельности спортивных организаций в России.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственное управление в области физической культуры и спорта
1.1. Основные сегменты в индустрии спорта в России
1.2. Роль министерства спорта России в развитии индустрии
1.3. Косвенный и прямые методы Министерства спорта
Глава 2. Общая характеристика Минспорта Российской Федерации
2.1. Общая характеристика Министерства спорта Российской Федерации
2.2. Сравнение Российской и зарубежных моделей управления в индустрии спорта.
Наиболее важным проектом Министерства спорта России является федеральный проект – «Спорт - норма жизни», который направлен на реализацию программы развития спорта в стране. «Спорт – норма жизни» — это федеральный проект, который является частью более масштабного проекта «Демография». Под эгидой ведомства проводится множество массовых мероприятий, в которых принимают участие миллионы людей по всей стране. «Лыжня России», «Оранжевый мяч», «Кросс Нации».
"Лыжня России" проводится ежегодно и всегда является большим зимним праздником. Он рассчитан на широкий круг любителей лыжного спорта. В "Лыжне России" принимают участие, как профессиональные лыжники, так и любители, чей возраст колеблется от 12 до 70 лет, хотя ограничений по возрасту нет.
«Оранжевый мяч» — это ежегодный баскетбольный турнир в формате 3х3. Турнир проводится в трёх возрастных группах (до 16, 17-18 и старше 19 лет) и направлен на популяризацию баскетбола в стране.
«Кросс Нации» – это самое масштабное по количеству участников и географическому охвату спортивное мероприятие на территории Российской Федерации. В соревнование могут принять участие граждане всех возрастов и любым уровнем спортивной подготовки. С каждым годом «Кросс нации» становится все более значительным событием в спортивной жизни всей страны.7
Но для того, чтобы полностью понять на сколько успешно реализуется программа развития спорта в стране нужно посмотреть на итоговые показатели указанные в докладе о реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (сотри таблицу 2).
8 - https://sport.gov-murman.ru/sport/massovyy-sport/vserossiyskie-i-regionalnye-meropriyatiya/kross-natsii/ - сайт проекта «Кросс нации»
Таблица 2
«Сведения о достижении целевых значений показателей за отчетный период» из доклада «О реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»
Показатели отрасли/сферы |
Преды-дущий год |
Отчетный год |
|
План |
Факт |
||
Основные показатели: - доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, % |
36,8 |
37,6 |
39,8 |
- доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов, % |
78,8 |
77,4 |
83 |
- доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % |
16 |
16 |
17,2 |
Также из доклада «О реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» можно увидеть, что достигнуты следующие значения основных целевых показателей реализации Стратегии:
- доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, составила 39,8%, (2008 г. – 15,9%; 2015 г. – 31,7%);
- доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов, составила 83%, (2008 г. – 34,5%; 2015 г. – 68,8%);
- доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, составила 17,2% (2008 г. – 3,5%; 2015 г. – 10,2%);
- единовременная пропускная способность объектов спорта, составила 54,2% (2008 г. – 22,7%; 2015 г. – 30%).17
17 - http://government.ru/dep_news/22620/- доклада «О реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»
Вывод: исходя из этих данных можно понять, что уровень заинтересованности к физической культуре и спорту в стране растёт и имеет положительные тенденции на дальнейшее развитее, поставленные цели реализуются с показателями выше плановых. Все больше граждан нашей страны начинают посещать спортивные мероприятия, ходить в секции в разном возрасте, да и просто следить за своим здоровьем, и стоит учитывать эти тенденции в дальнейшем.
Массовый спорт становиться частью народной идеи на что должны реагировать органы управления и развития внутри индустрии для поддержания данной тенденции.
Также мы видим какая колоссальная сумма выделяется на спортивные организации в стране. Разумным будет плавно и планомерно переводить профессиональный спорт на коммерческую систему функционирования, где любой орган власти включая Министерство спорта Российской Федерации в плане спортивного финансирования будет играть лишь вспомогательную роль в кризисных для организации ситуациях. Таким образом профессиональные спортивные клубы, находящиеся в собственности у муниципальных владельцев, будут вынуждены искать себе новых спонсоров и владельцев, что позволит деньги ранее вливаемые в спортивную организацию направить на развитие других сегментов спорта ведущие деятельность в сфере детского, юношеского и студенческого спорта в регионах.
Деятельность Министерства спорта Российской Федерации распространяется на все регионы страны, но, к сожалению, с разным успехом. Так, например лучшим регионом по процентному соотношению занимающихся спортом и занятых в экономике на 2015 год стал Краснодарский край (55,5%), а худшим стал Севастополь, где численность вовлеченных в спортивную деятельность составила 0%, следующим в этой части списка стоит Республика Ингушетия с показателями 2,2%(смотри таблицу 3).
Это говорит о том, что не во всех регионах развит сектор массового спорта, но при этом в многих регионах нашей страны спрос есть и он растёт.
Отметим также, что Государство прекрасно понимает сложившиеся тенденции, о чем говорит создание Совета при Правительстве Российской Федерации по развитию физической культуры и массового спорта.6
6 - Анализ Министерства спорта, статистических наблюдений населения, занятого в экономике и вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом на 2015г.
Таблица 3
«Лучшие и худшие регионы России по вовлеченности занимающихся занятых в экономике в процентах»6
Лучшие Худшие
1 |
Краснодарский край |
55,5% |
1 |
Севастополь |
0% |
2 |
Республика Адыгея |
41,9% |
2 |
Республика Ингушетия |
2,2% |
3 |
Липецкая обл. |
38,3% |
3 |
Еврейская автономная область |
2,3% |
4 |
Республика Дагестан |
35,8% |
4 |
Республика Крым |
2,5% |
2.2. Сравнение Российской и зарубежных моделей управления в индустрии спорта.
Для сравнения я решил взять модель управления спортом в США и Великобритании, так как это передовые спортивные державы, которые близки к государственному строю Российской Федерации (демократической модели), но при этом подходы этих трёх стран к вопросу спорта имеет существенные различия.
Великобритания
Правительство Великобритании не занимается непосредственно организацией спортивной работы в стране, но в него входит министр образования и наук, который персонально отвечает за спорт.
Однако из государственного бюджета выделяются средства местным добровольным организациям, занимающимся созданием центров физического отдыха, а также общенациональным организациям, осуществляющим программы развития спорта. Правительство также выделяет часть средств для участия национальных команд в международных соревнованиях за рубежом и для организации чемпионатов мира или других состязаний такого же уровня в Великобритании. Оставшаяся часть средств поступает в виде пожертвований от фирм или частных лиц.
Спортивная жизнь в Великобритании развивается в основном благодаря
усилиям любителей - тех, кто посвящает часть своего времени и сил организации или выступлению на состязаниях.
6 - Анализ Министерства спорта, статистических наблюдений населения, занятого в экономике и вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом на 2015г.
В вопросах развития любительского спорта и физического отдыха правительство руководствуется рекомендациями спортивного Совета (создан в 1965 г.), членами которого являются различные лица, приглашенные участвовать в работе Совета на чисто добровольных началах и имеющие большие знания и опыт. В Англии действуют 9 региональных спортивных Советов и по одному в Шотландии и Уэльсе. В них входят представители местных властей, добровольных спортивных организаций. Правительственные местные учреждения должны в контакте с ними разрабатывать программы сооружения спортивных центров в соответствии с региональными потребностями. В Северной Ирландии министерство образования действует по рекомендациям Совета по делам молодежи и спорта.
Большое внимание уделяется в последнее время развитию школьного и университетского спорта. Министр образования и наук должен следить за тем, чтобы школы и университеты имели свои спортивные площадки, залы и бассейны.
Национальными добровольными организациями, наиболее тесно связанными с развитием спорта, являются Центральный совет по физическому отдыху, Национальная ассоциация игровых площадок. Британская олимпийская ассоциация, чьей основной заботой является участие команд и отдельных спортсменов в олимпийских играх, также принимает участие в мероприятиях, способствующих развитию спорта в стране.
В каждом виде спорта есть свое руководство, причем в основном сепаратные управления существуют в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Центральный совет по физическому отдыху, членами которого являются все национальные организации в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, уделяет основное внимание физкультурникам старше 18 лет. Он дает Спортивному совету рекомендации и оказывает помощь в работе. Генеральный секретарь Центрального совета является одновременно и директором Спортивного совета. В Центральный совет входят около 300 членов, причем около 200 из них представляют национальные организации, связанные с отдельными видами спорта. Штаб-квартира Центрального совета находится в Лондоне. Кроме того, существует еще 9 региональных отделений на территории Англии.
В деятельность совета входит организация курсов для тренеров и инструкторов, лекций, показательных выступлений. В среднем в год проводится около 2000 подобных мероприятий, в которых участвуют около 40 000 человек.
Главной целью деятельности Национальной ассоциации игровых площадок является стимулирование строительства игровых полей, площадок и спортивных центров с помощью рекламы, технической и финансовой поддержки. На свои программы, которые начали осуществляться с 1925 г., эта ассоциация затратила к 1970 г. 1,9 миллиона фунтов стерлингов. Основные фонды этой ассоциации - добровольные пожертвования и небольшие дотации от правительства главным образом на организационную работу.
Определенную и весьма солидную поддержку получают спортсмены Англии от министерства обороны. Так при военных академиях, имеющих современные спортивные базы, концентрируются спортсмены, занимающиеся прикладными видами спорта. Это, в частности, мастера современного пятиборья и биатлона. В итоге англичанам удалось добиться создания весьма сильной команды пятиборцев, которые с успехом выступили на Олимпийских играх 1976 года в Монреале. Сборная биатлонистов Англии проводит в основном свои тренировки на территории Норвегии.
Восемь национальных спортивных центров - четыре в Англии, два в Шотландии, один в Уэльсе и один в Северной Ирландии - действуют под руководством Центрального совета по физическому отдыху. В этих центрах проходят соревнования и тренировки по различным видам спорта. Один из них - парусный, два используются главным образом как тренировочные центры альпинизма, четвертый- для тренировок в видах спорта, которыми можно заниматься на открытом воздухе - легкая атлетика и т. д. Другие центры являются многоплановыми.12
Вывод: модель управления в Великобритании схожа с Российской моделью управления в сфере спорта. В самой Великобритании деятельность, связанная со спортом, по оценкам Британского Совета сегодня дает экономике приблизительно 10 млрд. фунтов; около 60% населения занимается тем или иным видом спорта. Кроме того, спорт утвердился в качестве части культуры
Великобритании, и правительство считает, что спорт может способствовать социальным преобразованиям и благотворно сказываться на обществе в целом, поэтому нет ничего удивительного в том, что правительство Великобритании решило играть более активную роль в области спорта. В Великобритании предпочитают более осторожный подход.
Правительство Великобритании дает разрешение частным организациям регулировать деятельность в соответствующим им видам спорта, но при этом были созданы государственные органы власти, оказывающие влияние на такие органы.