Файл: Государственное регулирование деятельности спортивных организаций в России.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственное управление в области физической культуры и спорта
1.1. Основные сегменты в индустрии спорта в России
1.2. Роль министерства спорта России в развитии индустрии
1.3. Косвенный и прямые методы Министерства спорта
Глава 2. Общая характеристика Минспорта Российской Федерации
2.1. Общая характеристика Министерства спорта Российской Федерации
2.2. Сравнение Российской и зарубежных моделей управления в индустрии спорта.
Из всего высшего перечисленного можно сделать вывод что Министерство спорта имеет огромный арсенал возможностей для регулирования деятельности в сфере спорта. Касательно прямых методов все достаточно просто. Министерство спорта распределяет бюджет внутри всех подвластных им сегментов (спортивные школы, внутренние департаменты и т.д.), а также финансово помогает федерациям и ассоциациям чьи виды спорта входят в «Реестр признанных видов спорта», а вот с косвенными все намного сложнее.
Косвенные методы можно разбить на 2 основных направления: административный и экономический.
Административные методы регулирования в развитых странах используются в незначительных масштабах. Их сфера ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для поддержки социально слабо защищенных слоев населения, осуществлением внешнеэкономических контактов.
К административным методам регулирования экономики относятся:
1 - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ - Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
1)запрещение какой-либо деятельности, признание тех или иных товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению;
2)разрешение (лицензирование, квотирование и пр.) на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия);
3)принуждение (проводить природоохранные мероприятия, обеспечивать безопасные условия труда работникам);
4) контроль (над доходами, ценами и пр.).
Эти меры не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на "силу" приказа, государственной власти.
Экономические методы влияют на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. К ним относятся:
-o налоги и бюджетные выплаты, посредством которых осуществляется прямое адресное воздействие на хозяйствующих субъектов;
-o денежно-кредитные инструменты
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении;
-o амортизационная политика;
-o программирование, прогнозирование, планирование экономики;
-o создание объектов государственной собственности и осуществление на их базе предпринимательской и иной деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование частного бизнеса.10
Как мы видим Министерство спорта имеет огромный спектр косвенных методов дающие возможность воздействовать и регулировать действия всех сегментов индустрии спорта в стране.
Стоит отметить и тенденции, связанные с отходом спортивных организаций от государственного бюджета. Одним из таких примеров может послужить «реформа Федуна». Данная реформа связанна с тем, что сейчас в нашем футболе слишком много непрозрачной бюджетной поддержки – даже Министерство финансов и Счетная палата не назовут, сколько в регионах тратят на футбол прямо или косвенно утверждает Леонид Анатольевич Федун и видит решение создание прозрачной системы финансового потока, где все бюджетные деньги идут на субсидирование медиаоправ и все остальные государственные бюджетные вливания запрещены.19
19 - https://www.sports.ru/tribuna/blogs/odukhevremeni/2192372.html - Статья «Реформа Федуна: убрать госденьги из клубов, новые телеправа, в РПЛ стадионы от 20 000».
10 - https://studme.org/106112078710/ekonomika/metody_gosudarstvennogo_regulirovaniya_ekonomiki - статья «Методы государственного регулирования экономики».
Такой подход переводит футбол в России на коммерческую модель функционирования, где клубы не могут быть муниципальными и не могут проводить через себя государственные финансовые потоки, а значит вынуждены искать новых владельцев.
Вывод:
Исходя из пункта 4.1. «Положения о Министерстве спорта Российской Федерации» мы знаем, что Министерство спорта может вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а так-же из пункта 4.2. Министерство спорта имеет право самостоятельно принимать ряд нормативных актов на прямую связанную со всеми сегментами индустрии спорта и пункта, вплоть до создания координационных и совещательных органов (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности Министерства.
Отсюда становится понятно, что если Министерство спорта не может воздействовать на все сегменты спорта «изнутри», то во всяком случае может менять «ход игры» для отдельно взятых сегментов и целых отраслей индустрии путём внесения изменений в те или иные нормативно правовые акты.
Также исходя их пункта 5.4. Министерство спорта может создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности Министерства.
Примером этого может служить постановление №1767 от 23 декабря 2019 года целью которого является образование Совет при Правительстве Российской Федерации по развитию физической культуры и массового спорта.
Согласно новому постановлению основными задачами Совета являются:
а) обсуждение актуальных вопросов и лучших практик развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации;
б) подготовка предложений по обеспечению согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, спортивных, научных и других организаций при разработке предложений по реализации программ и мероприятий, направленных на развитие физической культуры и массового спорта в Российской Федерации;
в) выдвижение и поддержка общественно значимых проектов в области физической культуры и массового спорта в Российской Федерации; Распоряжением №3147-р утверждён персональный состав Совета. Председатель
4 - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341376/ Постановление от 23 декабря 2019 года №1767.
А с 6 июля 2018 года в действие вступил приказ Министерства спорта Российской Федерации о государственной аккредитации Федерации компьютерного спорта. Тем самым организация получила статус общероссийской спортивной федерации по виду спорта «Компьютерный спорт» на 4 года, делая тем самым киберспорт частью спортивной индустрии и связанно это с тем, что киберспорт включили в состав дисциплин Олимпийских игр.
Также Министерство имеет целый ряд подведомственных им организаций занимающихся спортивной подготовкой спортсменов, обучением тренеров (университеты, академии, колледжи и т.д.) в разных углах страны.
Глава 2. Общая характеристика Минспорта Российской Федерации
2.1. Общая характеристика Министерства спорта Российской Федерации
Министерство спорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Адрес: Москва, ул. Казакова, д. 18.
История Министерства спорта Российской Федерации:
1918.04.22—1920.08.01 — Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч);
1920.08.01—1923.06.27 — Высший совет физической культуры;
1923.06.27—1930.04.03 — Высший совет физической культуры при ВЦИК;
1930.04.03—1936.06.21 — Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР;
1936.06.21—1946.03.15 — Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР;
1946.03.15—1953.03.15 — Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СМ СССР;
1953.03.15—1954.02.11 — Главное управление по физической культуре и спорту при Министерстве здравоохранения СССР;
1954.02.11—1959.01.09 — Комитет по физической культуре и спорте при СМ СССР;
1959.01.09—1968.10.17 — Союз спортивных обществ и организаций СССР;
1968.10.17—1986.02.11 — Комитет по физической культуре спорту при СМ СССР (Спорткомитет СССР);
1986.02.11—1991.11.14 — Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту (Госкомспорт СССР);
1991.11.28—1992.06.01 — Комитету по содействию олимпийскому движению при Правительстве РСФСР;
1992.06.01—1992.09.30 — Координационный совет по физической культуре и спорту при Правительстве Российской Федерации;
1992.09.30—1992.11.27 — Комитет Российской Федерации по физическому воспитанию и массовому спорту;
1992.11.27—1994.01.10 — Комитет Российской Федерации по физической культуре;
1994.01.10—1994.05.30 — Комитет Российской Федерации по делам молодежи, физической культуре и туризму;
1994.05.30—1994.08.03 — Комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму;
1994.08.03—1999.05.25 — Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму (Госкомспорт России);
1999.05.25—1999.06.08 — Российское агентство по физической культуре и туризму;
1999.06.08—2000.05.17 — Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму;
2000.05.17—2004.03.09 — Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму;
2004.03.09—2004.11.18 — Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму;
2004.11.18—2008.10.07 — Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт).11
В целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти 7 октября 2008 года Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) было упразднено. Его функции перешли к вновь образованному Министерству спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации.
21 мая 2012 года Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации указом Президента Российской Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации, при этом функции по выработке государственной политики в области туризма переданы Министерству культуры Российской Федерации, а функции по разработке молодёжной политики — Министерству образования и науки Российской Федерации.2
Подобный шаг позволил:
- Придать системе управления спортивной индустрии оптимальную управляемость.
- Охватить единым регулирующим аппаратом все сегменты индустрии.
- Разработать единую программу по развитию спорта и физической культуры в стране, и реализовывать её.
- Снять лишнюю нагрузка с Министерства.
Структура Министерства Спорта Российской Федерации (смотри таблицу 1):
11 - https://ru.wikipedia.org – История Министерства спорта Российской Федерации
2 - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80523/ - Указ Президента РФ № 1445 от 7 октября 2008 г. «Вопросы Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации»
На данный момент Министром спорта Российской Федерации является Колобков Павел Анатольевич.
Внутри Министерства спорта Российской Федерации действует дивизиональная структура управления, где каждому департаменту отведено определенное направление в деятельности Министерства.
Заместители Министра спорта: Новиков Павел Владимирович, Косилов Сергей Васильевич, Томилова Марина Владимировна, Сидоркевич Игорь Михайлович.
Также стоит отметить, что с 2013 года Министерство спорта Российской Федерации участвует в проекте «Открытое Министерство» и предоставляет отчётную информацию о деятельности Министерства, а также предоставляет в открытом доступе приказы и постановления.
Таблица 1
«Структура Министерства спорта Российской Федерации»6
7 - https://www.minsport.gov.ru/ - Таблица 1«Структура Министерства спорта Российской Федерации»
Деятельность Министерства Российской Федерации:
Всего Министерство Спорта России приняло участие в работе более чем над 40 проектами федеральных законов, в том числе инициированных другими федеральными органами исполнительной власти, а также иными субъектами законодательной инициативы. Объем бюджетных ассигнований, выделенных в отчетном году (2018) на реализацию отраслевого стратегического планирования в сфере спорта - 62 125 434 920 руб.