Файл: Социально-психологический климат организации (Понятие и сущность социально-психологического климата в организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 717
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в организации
1.1.1 Основные подходы к определению понятия «социально-психологический климат в организации»
1.1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации
1.2 Стиль руководства как предмет психологического исследования
2.1. Организация и содержание исследования
Характеристика руководителя глазами подчиненных следующая: по всем параметрам сотрудники производственного отдела оценили своих руководителей выше, чем сотрудники отдела доставки и установки.
Это свидетельствует о том, что в производственном отделе совместимость подчиненных с руководителем выше, чем в отделе доставки и установки; их отношения, с точки зрения сотрудников, складываются достаточно благоприятно. А это значит, что профессиональное мастерство руководителя производственного отдела, его чуткость и доброта, внимание и человечность, а также его умение взаимодействовать с подчиненными выше, чем у руководителя отдела доставки и установки.
Исходя из выводов эмпирического исследования были разработаны практические рекомендации для гармонизации социально-психологического климата в коллективе, выполнение которых будет способствовать установлению духа коллективизма, семейственности и корпоративности в организации и обязательно приведет к установлению прямого и честного общения как руководителей с подчиненными, так и сотрудников между собой, в том числе и между различными подразделениями организации. Данные рекомендации представлены в Приложении В (см.Приложение В).
Проведя эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологического климата и стилей руководства в организации, мы сделали ряд выводов. Руководитель отдела доставки и установке предпочитает в своём руководстве авторитарный стиль, а руководитель производственного отдела – демократический. Оценка сотрудниками организации социально-психологического климата коллектива такова: большинство сотрудников производственного отдела оценивают климат как благоприятный, а в отделе доставки и установки большинство сотрудников оценивают социально-психологический климат как неблагоприятный. Характеристика руководитель глазами подчиненных следующая: есть различия в отношении подчиненных разных отделов к своим руководителям: по всем параметрам сотрудники производственного отдела оценили своих руководителей выше, чем сотрудники отдела доставки и установки. Существуют отрицательные статистически значимые взаимосвязи между характером социально-психологического климата, эмоциональностью, требовательностью, справедливостью руководителя, а также общим показателем совместимости руководителя и подчиненных и стилем руководства в организации.
Таким образом, гипотеза исследования – социально-психологический климат в организации зависит от умения руководителя взаимодействовать с подчинёнными – нашла свое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осознание индивидом закономерностей и причин своего поведения может кардинально изменить его отношение к ситуациям на производстве. При этом понимание возможного разнообразия методов и способов управления, применение своих управленческих способностей делает руководителя организации свободным, а его деятельность более эффективной и успешной. Следовательно, управленческие способности связаны с методами и приёмами, посредствам которых руководитель мотивирует сотрудников к выполнению возложенных на них профессиональных обязанностей и затем контролирует результаты выполненной работы. Тем самым данные способности могут быть некой характеристикой эффективности деятельности руководителя, качеством его деятельности, а также способностью создавать в коллективе благоприятные условия для здорового психологического климата персонала, что в результате порождает определённые нормы поведения и взаимоотношений.
Формирование здорового социально-психологического климата в организации является одной из важнейших задач руководства организаций. В изучении психологического климата необходимо рассмотреть факторы, способствующие в той или иной мере влиять на сам психологический климат в коллективе. При этом ведущую роль среди всех факторов формирования психологического климата коллектива играет комплекс функций, которые выполняет сам руководитель, то есть его стиль руководства.
В связи с поставленной гипотезой данной работы былᴏ праведенᴏ эмпирические исследование взаимосвязи социально-психологического климата и стилей руководства в коллективе. В данном исследовании принимали участие 90 человек.
Эмпирическое исследование позволило сделать выводы что существуют различия в сложившимся социально-психологическом климате между отделами, руководители которых пользуются разными стилями управления. Также существуют различия в отношениях между руководителями и подчинёнными.
С помощью коэффициент ранговой корреляции Спирмена были выявлены отрицательные статистически значимые взаимосвязи между характером социально-психологического климата в коллективе, эмоциональностью, требовательностью, справедливостью руководителя, общим показателем совместимости руководителя и подчиненных и стилем руководства. Это свидетельствует о том, что ранее выдвинутая гипотеза успешно подтвердилась.
В целом считаем, что исследование прошло успешно, так как все задачи были выполнены и цель достигнута. В дальнейшем планируем более глубже изучать психологический климат в организациях с целью разработки психокоррекционных программ по данной проблеме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Адизес И.К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует // Альпина Паблишер; 2015 - 264 с.
- Адизес И.К. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей // Альпина Паблишер; 2014 - 259 с.
- Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления / Феникс, 2001. – 512 с.
- Аникеева Н. Психологический климат в коллективе / Просвещение; 1989. - 224 с.
- Аникеева Н. Психологический климат в коллективе // Просвещение / Библиотека заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе; 2005 - 224 с.
- Богач А., Новикова Г. Лидерство и руководство. Развитие управленческих компетенций / БХВ-Петербург / Серия: Фактор роста; 2015 - 224 с.
- Бояцис Р., МакКи Э. На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Альпина Паблишер; 2015 - 304 с.
- Бураканова Г. Лидерство: имиджевые характеристики, оценка деятельности / LAP Lambert Academic Publishing; 2014 - 200 с.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристь. 2001. – 496 с.
- Верещагина Л. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности / Гуманитарный центр; 2017. – 232 с.
- Вильчинская-Бутенко М.Э. Мероприятия корпоративного досуга как средство приобщения персонала к организационным ценностям // Вестник Челябинской государственного Академии культуры и искусств. 2013. № 3 (35). – С. 163-169.
- Волкова Н. Первичная адаптация персонала к организационной культуре / LAP Lambert Academic Publishing; 2014 - 196 с.
- Горчакова В. Эффективный персонал. Золотая рыбка не может быть на посылках / Феникс; 2010 - 256 с.
- Гоулмен Д., Бояцис Р., МакКи Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Альпина Паблишер; 2015 - 301 с.
- Дрогобыцкий И. Организационное управление / LAP Lambert Academic Publishing; 2012 - 368 с.
- Дубровская Е. Этика бизнеса как фактор современного стиля управления / LAP Lambert Academic Publishing; 2013 - 188 с.
- Карелин А. А. Психологические тесты. – М.: Гуманит. Изд. Центр "Владос", 2002. – т.2 – 248 с.
- Кабаченко Т. Психология управления / Педагогическое общество России; 2001/ - 384 c.
- Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. - 584 с.
- Кирхлер Э., Родлер К. Управление в организациях / Гуманитарный центр; 2014. - 124 с.
- Кочеткова А., Кочетков П. Прикладная психология управления. Учебник и практикум / Юрайт; 2017. – 438 с.
- Марасанов Г.И. Психолог в организации / Когито центр; 2002. – 86с.
- Машков В.Н. Психология управления / СПб., 2002. – 256 с.
- МакКи Э., Бояцис Р. На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Альпина Паблишер; 2015. – 304 с.
- Мелия М. Бизнес - это психология. Психологические координаты жизни современного делового человека / Альпина Паблишер; 2015 - 560 с.
- Неретин А. Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде / Бибком; 2012. - 320 с.
- Организационная культура в представлениях менеджеров / LAP Lambert Academic Publishing; 2013. – 100 с.
- Островский Э. Психология управления / Инфра-М, Вузовский учебник; 2009. - 258 с.
- Основы психологии: Практикум / Феникс; 2002. - 704 с.
- Оуэн Д. Как оказывать влияние. Новый стиль управления / Претекст ; 2011 -280 с.
- Папкова О.В. Деловые коммуникации. М.: ИНФРА-М, 2014. – 160с.
- Первичная адаптация персонала к организационной культуре / LAP Lambert Academic Publishing; 2014. - 196 с.
- Психология управления персоналом. Учебник / Юрайт; 2015. - 350с.
- Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – 624 с.
- Психология управления человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко // Питер, 2003. – 400 с.
- Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 285 с.
- Райгородский Д.Я. Психология руководства. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента / Издательский Дом «Бахрах-М.», 2005. - 768 с.
- Розанова В.А. Психология управления. – М.: ЗАО "Бизнес – школа" Интел-Синтез. – 2002. – 400 с.
- Самыгин С., Руденко А. Психология управления / Феникс; 2016. - 192 с.
- Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.: Дашков и К°, 2007. – 200 с.
- Симс П., Джордж Б, Уроки выдающихся лидеров. Как развить и укрепить лидерские качества / Манн, Иванов и Фербер; 2013 - 252 с.
- Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми / НПО «МОДЭК», 2006. – 400 с.
- Субботин А. Гиперконкуренция и эффективность управления. Анализ экономики стран - лидеров современного мира. Взгляд из России / Либроком; 2014 - 288с.
- Урбанович А.А. Психология управления – МН.: Харвест, 2001. – 640 с.
- Фридман А. Вы или вас. Профессиональная эксплуатация подчиненных. Регулярный менеджмент для рационального руководителя / Добрая книга; 2015 - 496 с.
- Шевченко А. А. Новгородов А.С. Корпоративные мероприятия как один из элементов корпоративной культуры, повышающий лояльность сотрудников // Молодой ученый. 2015. № 13. – С. 471-477.
- Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации / Издательский дом «Бахрах – М», 2001. – 224 с.
- Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. – М.: Высшая школа, 2000. – 304 с.
- Шпалинский В.В. Психология менеджмента / Изд-во УРАО, 2003. -184 с.
Приложение А
Сводная таблица результатов тестирования
№ исп. |
Гр. |
"Оценка стиля управления" |
"Оценка социально-психологического климата коллектива" |
"Руководитель глазами подчиненных" |
|||||||||
Авторит. |
Попустит. |
Демократ. |
А |
В |
С |
Компетентность |
Эмоциональность |
Требовательность |
Итого |
||||
1 |
1 |
8 |
11 |
15 |
32 |
6 |
26 |
6 |
4 |
4 |
14 |
||
2 |
1 |
22 |
27 |
-5 |
5 |
4 |
5 |
14 |
|||||
3 |
1 |
30 |
4 |
26 |
7 |
6 |
5 |
18 |
|||||
4 |
1 |
48 |
14 |
34 |
6 |
7 |
5 |
18 |
|||||
5 |
1 |
31 |
4 |
27 |
7 |
7 |
5 |
19 |
|||||
6 |
1 |
46 |
20 |
26 |
6 |
7 |
4 |
17 |
|||||
7 |
1 |
24 |
2 |
22 |
7 |
4 |
5 |
16 |
|||||
8 |
1 |
37 |
10 |
27 |
5 |
7 |
4 |
16 |
|||||
9 |
1 |
33 |
5 |
28 |
6 |
6 |
4 |
16 |
|||||
10 |
1 |
40 |
11 |
29 |
5 |
5 |
5 |
15 |
|||||
11 |
1 |
37 |
3 |
34 |
7 |
7 |
4 |
18 |
|||||
12 |
1 |
34 |
6 |
28 |
6 |
6 |
4 |
16 |
|||||
13 |
1 |
46 |
7 |
39 |
6 |
7 |
4 |
17 |
|||||
14 |
1 |
28 |
28 |
0 |
4 |
4 |
6 |
14 |
|||||
15 |
1 |
32 |
36 |
-4 |
6 |
5 |
4 |
15 |
|||||
16 |
1 |
41 |
38 |
3 |
5 |
6 |
5 |
16 |
|||||
17 |
1 |
28 |
10 |
18 |
6 |
5 |
4 |
15 |
|||||
18 |
1 |
44 |
20 |
24 |
7 |
3 |
5 |
15 |
|||||
19 |
1 |
27 |
42 |
-15 |
6 |
4 |
4 |
14 |
|||||
20 |
1 |
39 |
11 |
28 |
5 |
5 |
6 |
16 |
|||||
21 |
1 |
29 |
8 |
21 |
5 |
4 |
4 |
13 |
|||||
22 |
1 |
46 |
30 |
16 |
7 |
4 |
5 |
16 |
|||||
23 |
1 |
44 |
12 |
32 |
7 |
6 |
6 |
19 |
|||||
24 |
1 |
41 |
20 |
21 |
6 |
5 |
6 |
17 |
|||||
25 |
1 |
41 |
10 |
31 |
7 |
4 |
4 |
15 |
|||||
26 |
1 |
33 |
44 |
-11 |
6 |
5 |
4 |
15 |
|||||
27 |
1 |
39 |
12 |
27 |
7 |
4 |
4 |
15 |
|||||
28 |
1 |
36 |
10 |
26 |
5 |
6 |
5 |
16 |
|||||
29 |
1 |
42 |
39 |
3 |
4 |
7 |
6 |
17 |
|||||
30 |
1 |
40 |
18 |
22 |
6 |
5 |
4 |
15 |
|||||
31 |
1 |
11 |
10 |
1 |
4 |
5 |
5 |
14 |
|||||
32 |
1 |
38 |
8 |
30 |
3 |
7 |
3 |
13 |
|||||
33 |
1 |
29 |
10 |
19 |
2 |
3 |
1 |
6 |
|||||
34 |
1 |
45 |
14 |
31 |
4 |
7 |
2 |
13 |
|||||
35 |
1 |
44 |
15 |
29 |
3 |
7 |
3 |
13 |
|||||
36 |
1 |
46 |
18 |
28 |
5 |
6 |
2 |
13 |
|||||
37 |
1 |
40 |
18 |
22 |
4 |
1 |
1 |
6 |
|||||
38 |
1 |
44 |
6 |
38 |
2 |
6 |
1 |
9 |
|||||
39 |
1 |
41 |
21 |
20 |
3 |
3 |
1 |
7 |
|||||
40 |
1 |
26 |
5 |
21 |
3 |
0 |
1 |
4 |
|||||
41 |
1 |
18 |
9 |
9 |
4 |
1 |
2 |
7 |
|||||
42 |
1 |
43 |
20 |
23 |
3 |
1 |
2 |
6 |
|||||
43 |
1 |
45 |
17 |
28 |
4 |
6 |
1 |
11 |
|||||
44 |
1 |
44 |
12 |
32 |
4 |
7 |
3 |
14 |
|||||
45 |
1 |
31 |
12 |
19 |
2 |
0 |
0 |
2 |
|||||
46 |
1 |
42 |
10 |
32 |
5 |
7 |
1 |
13 |
|||||
47 |
1 |
28 |
8 |
20 |
3 |
3 |
0 |
6 |
|||||
48 |
1 |
41 |
12 |
29 |
5 |
6 |
1 |
12 |
|||||
49 |
1 |
46 |
19 |
27 |
5 |
5 |
1 |
11 |
|||||
50 |
1 |
42 |
10 |
32 |
4 |
7 |
1 |
12 |
|||||
51 |
1 |
43 |
11 |
32 |
3 |
7 |
1 |
11 |
|||||
52 |
1 |
40 |
18 |
22 |
3 |
1 |
2 |
6 |
|||||
53 |
1 |
33 |
10 |
23 |
5 |
3 |
2 |
10 |
|||||
54 |
1 |
39 |
12 |
27 |
4 |
7 |
1 |
12 |
|||||
55 |
1 |
32 |
9 |
23 |
2 |
2 |
2 |
6 |
|||||
56 |
1 |
29 |
8 |
21 |
3 |
2 |
1 |
6 |
|||||
57 |
1 |
18 |
19 |
-1 |
3 |
1 |
1 |
5 |
|||||
58 |
1 |
26 |
32 |
-6 |
2 |
1 |
1 |
4 |
|||||
59 |
1 |
32 |
21 |
11 |
3 |
2 |
2 |
7 |
|||||
60 |
1 |
20 |
8 |
12 |
2 |
1 |
2 |
5 |
|||||
4,7 |
4,6 |
3,1 |
12,4 |
||||||||||
61 |
2 |
18 |
6 |
5 |
13 |
54 |
-41 |
6 |
2 |
3 |
11 |
||
62 |
2 |
33 |
78 |
-45 |
5 |
4 |
2 |
11 |
|||||
63 |
2 |
21 |
64 |
-43 |
7 |
4 |
3 |
14 |
|||||
64 |
2 |
22 |
45 |
-23 |
4 |
4 |
4 |
12 |
|||||
65 |
2 |
18 |
37 |
-19 |
6 |
2 |
2 |
10 |
|||||
66 |
2 |
20 |
20 |
0 |
5 |
3 |
1 |
9 |
|||||
67 |
2 |
20 |
14 |
6 |
7 |
1 |
3 |
11 |
|||||
68 |
2 |
18 |
39 |
-21 |
4 |
3 |
1 |
8 |
|||||
69 |
2 |
25 |
54 |
-29 |
5 |
0 |
2 |
7 |
|||||
70 |
2 |
29 |
67 |
-38 |
3 |
3 |
2 |
8 |
|||||
71 |
2 |
36 |
78 |
-42 |
4 |
2 |
3 |
9 |
|||||
72 |
2 |
28 |
42 |
-14 |
5 |
0 |
1 |
6 |
|||||
73 |
2 |
16 |
39 |
-23 |
5 |
1 |
3 |
9 |
|||||
74 |
2 |
20 |
21 |
-1 |
3 |
1 |
2 |
6 |
|||||
75 |
2 |
29 |
33 |
-4 |
6 |
1 |
2 |
9 |
|||||
76 |
2 |
30 |
28 |
2 |
4 |
4 |
2 |
10 |
|||||
77 |
2 |
39 |
32 |
7 |
5 |
2 |
1 |
8 |
|||||
78 |
2 |
29 |
30 |
-1 |
6 |
1 |
1 |
8 |
|||||
79 |
2 |
44 |
20 |
24 |
5 |
2 |
1 |
8 |
|||||
80 |
2 |
22 |
18 |
4 |
4 |
5 |
3 |
12 |
|||||
81 |
2 |
19 |
34 |
-15 |
4 |
0 |
3 |
7 |
|||||
82 |
2 |
33 |
7 |
26 |
6 |
3 |
2 |
11 |
|||||
83 |
2 |
39 |
10 |
29 |
5 |
3 |
1 |
9 |
|||||
84 |
2 |
11 |
13 |
-2 |
6 |
1 |
2 |
9 |
|||||
85 |
2 |
44 |
42 |
2 |
5 |
2 |
2 |
9 |
|||||
86 |
2 |
23 |
28 |
-5 |
6 |
1 |
1 |
8 |
|||||
87 |
2 |
18 |
44 |
-26 |
5 |
0 |
3 |
8 |
|||||
88 |
2 |
19 |
22 |
-3 |
4 |
1 |
2 |
7 |
|||||
89 |
2 |
42 |
10 |
32 |
4 |
3 |
1 |
8 |
|||||
90 |
2 |
18 |
5 |
13 |
6 |
1 |
1 |
8 |
|||||
5,4 |
2,1 |
2,1 |
9,6 |
Приложение Б
Расчёт при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Стиль_рук |
Климат |
Компет. |
Эмоцион. |
Требов. |
Общий |
||
Стиль рук |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
-,581** |
,093 |
-,531** |
-,289** |
-,379** |
Знч. (2-сторон) |
,000 |
,386 |
,000 |
,006 |
,000 |
||
N |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|
Климат |
Коэффициент корреляции |
-,581** |
1,000 |
,046 |
,626** |
,050 |
,391** |
Знч. (2-сторон) |
,000 |
,664 |
,000 |
,638 |
,000 |
||
N |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|
Компет. |
Коэффициент корреляции |
,093 |
,046 |
1,000 |
,202 |
,512** |
,661** |
Знч. (2-сторон) |
,386 |
,664 |
,056 |
,000 |
,000 |
||
N |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|
Эмоцион. |
Коэффициент корреляции |
-,531** |
,626** |
,202 |
1,000 |
,421** |
,799** |
Знч. (2-сторон) |
,000 |
,000 |
,056 |
,000 |
,000 |
||
N |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|
Требов. |
Коэффициент корреляции |
-,289** |
,050 |
,512** |
,421** |
1,000 |
,800** |
Знч. (2-сторон) |
,006 |
,638 |
,000 |
,000 |
,000 |
||
N |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|
Общий |
Коэффициент корреляции |
-,379** |
,391** |
,661** |
,799** |
,800** |
1,000 |
Знч. (2-сторон) |
,000 |
,000 |
,000 |
,000 |
,000 |
||
N |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя). |