Файл: Социально-психологический климат организации (Понятие и сущность социально-психологического климата в организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 728
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в организации
1.1.1 Основные подходы к определению понятия «социально-психологический климат в организации»
1.1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации
1.2 Стиль руководства как предмет психологического исследования
2.1. Организация и содержание исследования
Приложение В
Современный ритм жизни предъявляет к руководителю любой организации новые требования, ведь он выступает гарантом её стабильности. Главный ресурс и богатство организации – кадры. И задача руководителя – создать необходимые условия для того, чтобы не провоцировать деструктивное поведение сотрудников, способное привести к социальному взрыву. Для того чтобы справиться с этой трудной задачей, каждый руководитель должен понимать законы развития организации, владеть теорией управления, технологиями анализа текущей ситуации, уметь предвидеть возможные риски и осложнения, связанные с деятельностью учреждения в современных условиях, и организовывать управленческую деятельность по предотвращению возможных критических ситуаций [1].
При этом оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Положительный психологический климат способствует улучшению экономических показателей деятельности коллектива: росту производительности труда, повышению удовлетворенности трудом членов коллектива, его сплоченности: это важнейшее условие развития творческой инициативы. Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный, неинтересный труд. Поэтому для повышения производительности труда и удовлетворенности людей жизнью руководитель должен всячески заботиться o благоприятном социально-психологическом климате коллектива. Только доброе отношение людей, их улыбки, симпатии и тепло дарят нам ощущение полноты жизни и счастья [24].
На сегодняшний день разработано немало стратегий формирования благоприятного психологического климата, которые включают различные мероприятия:
- учет психологической совместимости сотрудников при комплектовании рабочего коллектива. Причем, в зависимости от целей деятельности следует сочетать людей с разными типами поведения;
- оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодические аттестации руководящих кадров;
- необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных одному руководителю (5-7 человек);
- следует следить за тем, чтобы в организации не было как лишних вакансий, так и лишних сотрудников. И недостаток, и избыток сотрудников нередко ведет к неустойчивости коллектива, так как появляется благодатная почва для возникновения напряженности в отношениях и, как следствие, конфликтных ситуаций, обусловленных желанием нескольких сотрудников занять вакантное место и получить продвижение по карьерной лестнице или, наоборот, с возникновением неравномерности трудовой нагрузки при наличии лишних рабочих рук;
- опора в работе на наиболее авторитетных, активных членов коллектива (неформальных лидеров), пользующихся доверием персонала;
- управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, группового мнения и настроения);
- применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, применение социально-психологических тренингов, деловых игр, метода убеждения и т.п.);
- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов [40].
Среди эффективных социально-психологических методов создания благоприятного климата в коллективе на сегодняшний день выделяются следующие:
- Телесная психотерапия, в основе которой лежит признание тесной связи между физиологическими и психическими процессами. Данный метод находит свое применение в оборудовании в организациях и на предприятиях специальных комнат психологической разгрузки, для высвобождения отрицательных эмоций организуют кабины с манекенами менеджеров и т.д.
- Арт-терапия, используемая обычно в области социальной реабилитации и трудовой терапии. В основе данного метода – убеждение в том, что внутреннее «я» человека отражается в зрительных образах каждый раз, когда он рисует, пишет картину, лепит скульптуру, не задумываясь о своих произведениях (т.е. спонтанно). Материалы, полученные в ходе такой работы с группой, позволяют не только диагностировать у участников уровень агрессивности или других негативных чувств, но и помогают уладить конфликты и сформировать нормальные отношения между сотрудниками.
- Группы «тренинга умений». Основой данного метода является обучающая модель постановка целей, измерение и оценка поведения. В процессе данных тренингов сотрудники обучаются планировать карьеру, развивают уверенность в себе и способность справляться с беспокойством, совершенствуют навыки общения в коллективе [48].
Кроме вышеуказанных методов, на сегодняшний день разработано множество других методов и тренингов, основной целью которых является формирование благоприятного СПК. В настоящее время на многих предприятиях работают штатные специалисты-психологи, которые занимаются проведением психологических игр, тренингов, тестов, ведут работу с персоналом. Некоторые фирмы приглашают психологов со стороны на некоторое время. Это, безусловно, благотворно влияет на социально-психологический климат.
Огромную роль для построения внутреннего положительного микроклимата играют корпоративные мероприятия, которые являются неотъемлемой частью корпоративной культуры организации и проводятся от имени компании и с участием ее сотрудников [43].
Корпоративные мероприятия – это неотъемлемая часть корпоративной культуры, один из важнейших и мощных инструментов ее создания и поддержания. Корпоративные мероприятия позволяют устранить множество проблем внутри коллектива и непосредственно между коллективом и самой организацией, улучшить или наладить командообразование, повысить лояльность сотрудников, наладить отношения коллектива и руководства и многое другое. Также корпоративные мероприятия – это возможность неформального общения, где трудовой коллектив будет чувствовать себя непринужденно, свободно и спокойно [31].
В большинстве западных компаний, где организационные ценности определяют стратегию менеджмента, накоплен позитивный опыт их внедрения во все бизнес-процессы, в систему оценки персонала, политику по его развитию. Равно как мораль поддерживает общество, задавая общественные ориентиры (добра и зла, правильного и неправильного), так же и актуальные, обеспеченные механизмами трансляции организационные ценности определяют жизнеспособность компании, позволяют ей существовать и успешно развиваться.
Преимущества мероприятий корпоративного досуга по сравнению с другими средствами приобщения персонала к организационным ценностям обусловлены рядом причин. В первую очередь, следует выделить силу их эмоционального воздействия: досуговое мероприятие проводится редко, всякий раз – по новому сценарию, использует эмоционально- выразительные средства воздействия на сознание, чувства и поведение членов трудового коллектива (это обусловливает его приоритет по отношению к средствам корпоративной коммуникации).
Во-вторых, досуговое мероприятие, как правило, имеет своей целью формирование и возвышение внутреннего имиджа организации, в то время как специальные PR-мероприятия нацелены на создание благоприятного имиджа в основном у внешних аудиторий.
В-третьих, корпоративное досуговое мероприятие, характеризуемое нерегламентированным общением и свободой выбора деятельности, в латентной (скрытой) от его участников форме порождает и поддерживает общность ценностей членов трудового коллектива, в то время как те же ценности организации, отраженные в корпоративных коммуникациях и PR-мероприятиях, расцениваются персоналом в первую очередь как результат сознательных усилий менеджмента и в силу этого у части персонала могут вызывать отторжение [49].
В-четвертых, в рамках досуговых мероприятий с их слабой степенью регламентации деятельности реализуется возможность обеспечения полноценной неформальной коммуникации, которая не контролируется менеджментом, но ориентирована на поддержание и развитие отношений внутри организации, решение межличностных проблем и, следовательно, на утверждение ценностей положительной и доверительной коммуникации, открытости и интерактивности [11].
Итак, корпоративные мероприятия направлены на создание позитивного рабочего настроения у сотрудников фирмы и преследуют следующие цели:
- Формирование корпоративного духа компании.
- Сплочение коллектива.
- Развитие корпоративной культуры.
- Диагностика психологического климата в коллективе.
- Неформальное общение между сотрудниками, в том числе руководителями и подчиненными.
- Знакомство сотрудников друг с другом.
- Получение положительных эмоций.
- Создание положительного рабочего настроения в коллективе.
- Новые впечатления [49].
При правильном проведении корпоративное мероприятие – это не просто «обязаловка», а целое событие, полноценный праздник, дарящий массу положительных эмоций и кучу позитива. Он надолго запоминается сотрудникам, позволяет им не только отдыхать, но и лучше узнавать друг друга, переступить черту официальных отношений, найти друг в друге что-то близкое по духу.
Коллектив становится сплоченным; а кто может работать лучше, чем близкие друг другу по убеждениям люди, которые объединены желанием достичь новых высот своей компании? Поэтому любой корпоративный праздник или мероприятие – это один из главных векторов успешного развития фирмы. В таблице 1 представлена программа корпоративных мероприятий по сплочению коллектива.
Таблица 1
Программа корпоративных мероприятий по созданию и поддержанию корпоративных традиций и оптимизации социально-психологического климата в организации на 2019 год
№ п/п |
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответственный |
1 |
Конкурс «Лучший сотрудник месяца» |
ежемесячно |
Ф.И.О. |
2 |
Поздравления именинников месяца |
ежемесячно |
Ф.И.О. |
3 |
Тренинг командообразования «Узнаем друг друга получше» |
апрель |
Ф.И.О. |
4 |
Пикник «Маевка». Выезд на природу |
май |
Ф.И.О. |
5 |
Семейное спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященное Дню защиты детей |
июнь |
Ф.И.О. |
6 |
Тренинг командообразования «Веревочный курс» |
июль |
Ф.И.О. |
7 |
Корпоративный праздник, посвященный Дню рождения Компании |
август |
Ф.И.О. |
8 |
Интеллектуальная игра-соревнование между подразделениями Компании |
сентябрь |
Ф.И.О. |
9 |
Вечеринка «Корпоратив в караоке» |
октябрь |
Ф.И.О. |
10 |
Психологический семинар «Давайте разберемся в конфликте» |
ноябрь |
Ф.И.О. |
11 |
Новогодний корпоративный праздник |
декабрь |
Ф.И.О. |
Далее представлен один из примеров таких мероприятий – тренинг командообразования, который является одним из наиболее действенных мероприятий по поддержанию традиций и оптимизации социально-психологического климата в организации; это лучший способ сплотить группу, повысить доверие друг к другу, развить чувство уверенности в себе и членах команды, отработать навыки совместного решения задач. На тренинге происходит прохождение всех этапов формирования команды: адаптация, группирование, разработка корпоративных правил и норм, функционирование. Поэтому в рамках дипломного исследования нами был разработан тренинг «Узнаем друг друга получше», состоящий из 4 занятий.
Основная цель тренинга – способствовать становлению и развитию команды как эффективной и конкурентоспособной единицы.
Количество занятий – 4.
Число участников – 8-12 человек.
Продолжительность одного занятия – 1,5 часа.
Периодичность – 2 раза в неделю [11].
Таблица 2
Тематический план занятий
№ п/п |
Основное содержание |
Цели |
Время |
Занятие 1 |
|||
1 |
Разминка |
Создание атмосферы дружелюбия, доверия и жизнерадостности в группе |
5 мин. |
2 |
Упражнение «Животные» |
Создание комфортной атмосферы; снятие тревоги; создание обще группового взаимодействия через двигательную активность |
35 мин. |
3 |
Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало» |
Расширение представлений участников тренинга друг о друге; развитие наблюдательности во время общения; создание комфортного состояния |
35 мин. |
4 |
Завершение занятия Упражнение «Передай движение по кругу» |
Сохранение положительного климата в группе в конце занятия |
15 мин. |
Занятие 2 |
|||
5 |
Разминка |
Приветствие участников друг друга |
5 мин. |
6 |
Упражнение «Джаз и симфонический оркестр» |
Расширение представления участников тренинга друг о друге; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи |
35 мин. |
7 |
Упражнение «Дрессированный дельфин» |
Улучшение уровня коммуникации и управленческих навыков; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи; сплочение группы |
35 мин. |
8 |
Завершение занятия Упражнение «Фраза по кругу» |
Разрядка, интонирование |
15 мин. |
Занятие 3 |
|||
9 |
Разминка |
Установление доброжелательного микроклимата в группе, определение положительных сторон участников |
15 мин. |
10 |
Упражнение «Необитаемый остров» |
Выявление ключевых моментов конфликтного взаимодействия; демонстрация стратегий лидерства в группе; обучение группы анализу конфликтных ситуаций |
30 мин. |
11 |
Упражнение «Веревка» |
Выявление ключевых моментов конструктивного взаимодействия; демонстрация наиболее успешных стратегий лидерства в группе; стимулирование осознания новых норм и правил, сложившихся в группе |
35 мин. |
12 |
Завершение занятия Упражнение «Прогноз погоды» |
Рефлексия настроения |
10 мин. |
Занятие 4 |
|||
13 |
Разминка |
Приветствие друг друга, рефлексия способов приветствия |
10 мин. |
14 |
Упражнение «Проблемы предприятия» |
Консолидация группового опыта; выявление новых норм и правил взаимоотношений в группе; перенесение нового опыта группового взаимодействия в решение проблем предприятия; выявление креативных способностей группы |
35 мин. |
15 |
Упражнение «Спасибо за приятное занятие» |
Совершенствование коммуникативной культуры |
30 мин. |
16 |
Завершение занятия Упражнение «Последняя встреча» |
Сохранение положительного климата в группе в конце тренинга |
15 мин. |