Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты валютной интеграции
1.1 Развитие валютной интеграции в современных условиях
1.2 Понятие валютного союза и его преимущества
2 Практические аспекты функционирования валютных союзов на современном этапе
2.1 Актуальные проблемы участия Российской Федерации в валютных союзах
2.2 Возможность создания странами Евразийского экономического союза валютного союза
2 Практические аспекты функционирования валютных союзов на современном этапе
2.1 Актуальные проблемы участия Российской Федерации в валютных союзах
В свете продолжающейся тенденции либерализации системы международных финансов, с одной стороны, и санкционного давления, с другой, весьма актуальным представляется аспект валютно-финансового сотрудничества РФ с международными организациями.
Наиболее важны, по нашему мнению, реформа Международного валютного фонда ввиду демократизации международных экономических отношений и стимулирование участия нашей страны в валютных союзах ввиду обхода санкций и активизации валютно-финансового сотрудничества, в т. ч. регионального. Что касается Международного валютного фонда, то будучи созданным после второй мировой войны с целью стабилизации мировой валютной системы и стимулирования международного валютно-финансового сотрудничества и внеся позитивный вклад в повышение степени валютной обратимости в развитых государствах, как и снятию в них послевоенных
валютных ограничений, сегодня Международный валютный фонд все больше превращается в забюрократизированную самодостаточную структуру. Одним из наиболее показательных индикаторов этого стал последний глобальный финансово-экономический кризис, впрочем, закономерно отражающий структурную нестабильность всей современной системы международных финансов и в том числе мировой валютной системы[4],
протекающих в ней центробежных и центростремительных процессов, наряду с интеграционными и дезинтеграционными.
Следовательно, с одной стороны, деятельность международных валютно-финансовых организаций в целом и Международного валютного фонда в частности объективно обуславливается совпадающими интересами страновых групп, а с другой, – обостряющейся межстрановой конкуренцией, стимулируемой лоббирующими свои интересы транснациональными корпорациями, нередко в ущерб глобальной стабильности (впрочем, это отмечается и для иных разновидностей институциональных инвесторов)[5]. И если на уровне отдельных государств сдерживающие, регулирующие и контролирующие функции выполняют соответствующие органы, то на международном уровне проблемами глобальной финансовой стабильности занимается как раз Международный валютный фонд, который, вопреки обещанному оказался не способен не только предупредить, но и предсказать всплеск глобальной финансовой нестабильности, причем на этот раз пришедшей не из развивающегося, а из развитого государства, приведя к значительным сбоям в каналах трансграничного перемещения и перераспределения финансовых ресурсов.
Для достижения данной цели нужна обоснованная программа, способная мобилизовать миноритариев Фонда и заинтересовать
управляющую данной организацией группу стран «золотого миллиарда». Наиболее важным шагом в данном направлении представляется замена доллара США в качестве ключевой валюты. В этом состоит объективная необходимость вследствие все большего превращения мира в многополярный в ущерб ведущей роли США. Вследствие этого доллар неуклонно теряет и будет продолжать терять свои позиции на международном рынке (в международных официальных резервах он уже упал с порядка 85 до 55%), а курс его испытывает все большие колебания в сторону обесценения, что приносит большинству участников международных экономических отношений значительный урон. Антагонистическое противоречие данной валюты заключается в том, что эта национальная денежная единица одновременно используется в качестве мировой. Эта, по словам де Голля, «чудовищная привилегия» позволяет властям США решать свои внутренние проблемы путем дополнительной эмиссии в ущерб другим участникам международного рынка, в том числе и остальным странам «золотого миллиарда»[6]. Евро не выглядит в этом смысле адекватной заменой доллару, – эта валюта выражает интересы группы стран, а курс ее так же, как и у американского доллара, нестабилен. Причин тому множество, вплоть до невыполнения странами-членами критериев конвергенции.
В этой связи стоило бы в принципе вернуться к «хорошо забытому старому» плану Кейнса, Триффина и других экономистов мирового масштаба по созданию нейтральной к каким-либо национальным интересам коллективной «управляемой валюты» типа банкора, эмитируемой международной организацией. Так она сможет отвечать интересам большинства стран и обретет сравнительно стабильный курс.
Вследствие того, что новая валюта должна отвечать интересам и бедных, и большинства богатых стран, возможно достичь консенсуса в МВФ о характере ее эмиссии (объемы, курс и т. п.). Учитывая современные условия и опыт создания ЭКЮ-евро, скорее всего можно использовать СПЗ и их корзину как фундамент для учреждения данной валюты. Проблема нахождения стран,
желающих включить свои национальные деньги в корзину такого банкора, выглядит решаемой, ибо, лишившись части суверенитета ввиду достижения обратной связи курсов своих валют с новым мировым эталоном, они повысят стабильность национальных единиц и их авторитет. Такими валютами могут стать деньги некоторых стран БРИКС, прежде всего КНР, и евро, а также
Саудовской Аравии, которые стремятся к стабильности курса. Кроме того, можно продвигать включения рубля в корзину СПЗ.
Повышению эффективности помощи МВФ мешает высокая степень бюрократизации его аппарата. Фонд обнаруживает полную неспособность предвидеть и тем более предупреждать кризисные явления. Представляется, что в этом отношении было бы целесообразно привлечь новые кадры из частных институтов. В условиях, выдвигаемых для получения финансирования МВФ, сохраняются положения о необходимости урезания социальных расходов бюджетов стран-должников, по большей части вызывающие протесты населения.
Что касается второго аспекта исследуемой проблематики – стимулирование участия нашей страны в валютных союзах – несмотря на периодическое сжатие валютно-финансовой интеграции в ЕАЭС, в условиях обострения геополитической (и геофинансовой) напряженности именно региональное сотрудничество экономически близких государств может стать альтернативой западному. Как показывает мировой опыт, валютно-финансовая интеграция способна во многом стать определяющим фактором для будущего современных экономических союзов и группировок.
В широком восприятии этого направления сотрудничества речь идет об огромном спектре самых разнообразных операций, осуществляемых на национальных рынках стран-участниц союзов и касающихся также их внешнеторговых и внешних финансовых операций – как дву-, так и многосторонних, а также с третьими для группировки странами.
В отношении валютных союзов, создаваемых на постсоветском пространстве, предполагается подвергнуть анализу способы введения единой денежной единицы группировок.
В отношении валютных группировок на постсоветском пространстве намечается необходимость разработать перечень и временной график введения в строй совместных финансовых институтов, необходимых для интенсификации сотрудничества: инвестиционных, инновационных, экспортно-импортных и др. банков, фондов стимулирования наиболее важных отраслей региональной экономики.
На основе опыта других группировок, в том числе и на постсоветском пространстве, намечается обосновать превращение российского рубля в мировые деньги преимущественно через становление его как региональной валюты. Естественно, для этого необходима прежде всего модернизация нашей экономики и создание достаточной сети российских финансовых институтов за рубежом, а также другой инфраструктуры для мировых денег.
Направления развития страновых финансовых рынков государств ЕАЭС корректируются, и хотя до аналогичной европейской конвергенции еще далеко, некоторые позитивные подвижки уже отмечаются. Конечно, самым главным фактором продолжает оставаться стабильность финансовых рынков, как и поступательность их развития, не говоря уже о стабильности национальной денежной единицы. С другой стороны, именно региональные финансово-экономические неурядицы и проблемы, как показывает мировой опыт, тоже становились катализаторами региональных валютно-финансовых объединений.
В целях одновременного стимулирования развития внутренних финансовых рынков и укрепления позиций ЕАЭС в мировой экономике и международных финансах страны группировки гармонизируют национальные
финансовые законодательства, работают над согласованием принимаемых нормативных положений, постепенно ликвидируя препятствия на интеграционном пути. Для их достижения также оптимизируется межстрановой обмен финансовой информацией, а не только потоками финансовых ресурсов. Постепенно налаживается и сотрудничество между регуляторами стран ЕАЭС вплоть до возможного создания единого мегарегулятора группировки (к 2020 г. будут взаимно признаваться лицензии финансовых посредников, а создаваемый с 2025 года мегарегулятор (уже на
общем финансовом рынке) призван согласовывать подходы к управлению риском).
В феврале 2018 г. Банком России был создан Экспертный совет по финансовой интеграции стран-членов ЕАЭС, предложивший, по аналогии с практикой Европейского союза, создать евразийский финансовый паспорт, активизировать совместные действия в сфере финансовых технологий, а также создать региональную платежную систему для взаимных расчетов по торговым и финансовым операциям, которые будут осуществляться в национальных денежных единицах государств-членов ЕАЭС. Эти положения представляются весьма важными, поскольку, хотя российский рубль вышел за
пределы обслуживания платежей стран ближнего зарубежья не только в страны БРИКС, но и Европейского союза, объемов проводимых в нем операций явно недостаточно. Это не только сдерживает использование национальных валют финансовыми институтами, но и не способствует развитию единой платежной системы группировки. Так, российский рубль чаще используется в региональных, а не в международных расчетах, что в значительной степени связано с особенностями внешней торговли России с различными регионами мира.
С другой стороны, не вполне ясна степень применимости европейского опыта на евразийском пространстве, ведь группировки слишком разные. И самое главное различие касается статуса денежной единицы – не важно, коллективной или национальной. В этом и заключается главная валютная проблема современности – в экономических устоях денежных единиц – ни одна современная денежная единица не исполняет всех функций денег, а для
стабилизации их курса необходимо использовать золотовалютные резервы, которые не всегда находятся в распоряжении использующих их стран в достаточном количестве[7].
Впрочем, в свое время товарные деньги также не располагали полным обеспечением, не говоря уже о сеньораже при чеканке золотых и серебряных монет, что также приводило к огромным проблемам – вплоть до металлических бунтов. Поэтому практически все валютные союзы собираются создавать коллективные (преимущественно) денежные единицы, но достигаются разные результаты.
2.2 Возможность создания странами Евразийского экономического союза валютного союза
Договор о евразийском экономическом союзе заключенный в 2015 г. между государствами-участниками стал еще одним шагом на пути к новой стадии регионального сотрудничества – глубокой экономической интеграции на уровне общих рынков и институтов. Договор о ЕАЭС[8] предполагает дальнейшие шаги в углубление экономической интеграции путем создания общих рынков и, в частности, единого финансового рынка. Все это выступает важным системным фактором расширения экономических связей и торговли между странами, а также роста взаимных инвестиций.
В то же время углубление интеграции финансовых рынков предполагает формирование институциональных основ монетарной координации посредством выработки общих целей и подходов к проведению денежно-кредитной политики. Для успешности монетарной координации необходимо
сблизить структуру экономик государств – участников ЕАЭС, обеспечить синхронизацию их бизнес циклов на основе интеграции и конвергенции.
Определение перспектив развития интеграционных процессов в условиях евразийского экономического союза актуализирует объективную необходимость выявления возможности создания валютного союза, а также изучения преимуществ и недостатков валютной интеграции для экономик стран участниц ЕАЭС. Исследуемый вопрос связан с анализом степени достигнутой конвергенции стран евразийского экономического союза и возможностью создания общей валютной зоны.
За основу анализа рассматривается теория оптимальных валютных зон, которая предлагает определенные критерии оптимальности необходимые для создания валютной зоны в рамках интеграционного объединения. Теоретической предпосылкой для проведения оценки возможности образования валютного союза и введения единой валюты является теория оптимальных валютных зон (далее - теория ОВЗ), которая рассматривает условия оптимальности валютной зоны и возможности того или иного региона образовывать валютные союзы.