Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента
1.2. Развитие теории менеджмента как смена парадигм
1.3. Различия между предпринимателем и менеджером
Глава 2. Анализ эффективности менеджеров в АО «Энерготехмаш»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка организации управленческого труда
2.3. Фотография рабочего дня руководителя
Далее с развитием общества и экономики в целом к производственному менеджменту добавляется административная школа. Среди деятелей, развивающих данное направление, особое внимание следует уделить А. Файолю. Им были разработаны основные функции менеджмента, остающиеся актуальными и по сей день: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Эти функции являются основополагающими науки управления, без них невозможно осуществление управленческой деятельности.
Параллельно с этими теориями М. Вебером разрабатывается идеальная бюрократическая модель. Принципами которой являются: разделение деятельности организации на элементарные операции; строгое регламентирование функций, прав и обязанностей каждого звена системы; построение производственно-технической системы на основе иерархии; регулирование деятельности организации системой абстрактных правил; единообразие осуществляемых функций; формализация процесса управления; расстановка кадров в соответствии с их квалификацией; разработка системы продвижения по карьерной лестнице[22].
Основными направлениями этой стадии развития менеджмента являются: развитие научного «производственного» менеджмента; развитие административной теории[23].
Если начало этой стадии было связано исключительно с оптимизацией производственного процесса, то к ее концу управленцы стали обращать внимание на организацию управления в целом.
Поведенческий менеджмент. Благодаря предшествующим нововведениям к этой стадии производство достигло максимально возможного уровня. И управленцы стали искать иные способы повышения эффективности деятельности организации. Была выявлена взаимосвязь уровня мотивации сотрудников и производительности их труда. Поэтому на данном этапе развития науки управления главное внимание уделялось психологии человека и его потребностям.
Широкое распространение получили такие теории мотивации как «теории Х и У» Д. МакГрегора, «пирамида потребностей» А. Маслоу, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга и другие. Также известность приобрели Хоторнские эксперименты Э. Мэйо, которые показали зависимость человеческого поведения на рабочем месте от его окружения и отношения рабочего коллектива к нему и результатам его деятельности. Поэтому большое значение придавалось командной работе, а именно формированию рабочей команды и распределению ролей в ней. Этим занимались Г. Минцберг и Р. Белбин, которые представили перечень командных ролей, необходимых для слаженной и эффективной работы, и их характеристики. С развитием теорий мотивации и изучением поведения человека появляется необходимость в различных, специфических стилях руководства.
Развитие большого количества теорий привело к необходимости в их систематизации и обобщению накопленных знаний. Поэтому менеджмент переходит на следующую стадию своего развития[24].
Обобщающий менеджмент. Эта стадия характеризуется высокой степенью обобщения полученных знаний и разработанных теорий на предыдущих этапах. Теперь базой для развития новый предприятий является не только теория, но и накопленный опыт крупных компаний, на которых впервые были применены описанные методы и теории. Благодаря этому можно было выделить недостатки теории на практике, что имело большое значение в эпоху сбыта[25].
Изменчивость внешней среды определила переход от традиционного менеджмента к стратегическому. В связи с этим в теории управления развиваются новые области. А именно большое внимание уделяется маркетинговой политике предприятия, управлению качеством, управлению жизненным циклом товара. Бостонская консалтинговая группа разрабатывает матрицу БКГ по принципу соотношения Рост/Доля рынка. Это внесло большой вклад в анализ конкурентоспособности предприятия, поскольку на данной стадии менеджмент был ориентирован на внешнюю среду, и предприятиям необходимо было проводить мониторинг рынка, на котором они функционируют.
Особое место на данной стадии занимает системный подход. Необходимость обобщения методов разностороннего изучения предприятия стала предпосылкой изучения организации как целостной системы. Это послужило основой для формирования основных положений системного подхода, а именно:
- целое состоит из взаимодействующих частей. Организация как система состоит из функциональных подсистем: управление финансами, управление персоналом, управление маркетингом, управление качеством;
- поведение и свойства целого определяются взаимодействием его частей. Например, синергический эффект работы маркетинговой службы, то есть каждый отдел маркетинга дает меньший эффект, чем все отделы в совокупности;
- система взаимодействует с внешней средой. Организация контактирует с элементами внешней среды своего микроокружения: конкурентами, поставщиками, партнерами, покупателями;
- любая система является элементом системы более высокого порядка, и элементы системы могут выступать как самостоятельные системы. Например, служба маркетинга является элементом организации в целом, в то время как сама состоит из отделов, а те в свою очередь из сотрудников.
Современный менеджмент. С развитием системного подхода возникает необходимость в построении организационных моделей. На помощь этому приходят развивающиеся технологии математического моделирования, которые позволяли дать количественную оценку организационных процессов, а также с помощью моделей спрогнозировать вероятность появления того или иного события на предприятии[26].
Также наряду с количественными теориями развиваются теории ситуационного подхода. В данном случае управление исходит из того, что для принятия управленческого решения необходимо сопоставить внутренний потенциал и возможности организации с конкретными условиями внешней среды. Иными словами, процесс управления основывается на текущих обстоятельствах[27].
В качестве реакцией на происходящие изменения в менеджменте возникли теории, пытающиеся соединить планирование и деятельность в условиях неопределенности, положения классического управления с идеями самоуправления. Новой философией менеджмента становятся органический подход рассматривающий предприятие как живой организм, постоянно обновляющийся и адаптирующийся к меняющейся внешней среде. Рядом авторов современный процесс управления представляется чем-то вроде «балансирования между порядком и хаосом», джазовой импровизацией в области управления[28].
Если традиционный менеджмент сосредотачивал свое внимание на анализе, предсказании, управлении, то новая управленческая наука переносит акценты на способности к адаптации, импровизации, координации. Управление из отработанной за годы промышленной революции технологии все больше и больше превращается в искусство решения оригинальных творческих задач[29].
Восприятие менеджмента как искусства и ранее существовало в теории управления. В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки. Взгляд на менеджмент как сочетание науки и искусства присутствует в работах многих зарубежных и российских исследователей.
Вот, например, как определяет менеджмент А. И. Орлов: «Менеджмент - это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное - скорее искусство, чем наука»[30].
Тезис о сочетании в менеджменте элементов науки и искусства вряд ли нуждается в дополнительных доказательствах. Действительно, управленческая деятельность эго не только применение профессиональных знаний и опыта, но и, во многом, творческий процесс, основанный на интуитивном понимании сущности происходящих явлений, реализации природных способностей, таланта управленца. Формула менеджмента может быть представлена в следующем виде: МЕНЕДЖМЕНТ = Наука +Искусство.
Вопрос заключается в том, в каком соотношении между собой находятся составляющие правой части данного уравнения. На заре менеджмента, когда его основные положения только формировались, управление, несомненно, являлось искусством[31]. По мере накопления управленческих знаний и опыта, менеджмент стал превращаться в науку, а затем в технологию управления. Под технологией понимается совокупность знаний и навыков (методов, приемов), используемых в управленческой деятельности, для достижения поставленных задач с оптимальными затратами. Искусство в научном менеджменте стало играть подчиненную, второстепенную роль. Наконец, по мере возрастания сложности и оригинальности управленческих задач управление снова стало все больше и больше приближаться к искусству. Круг замкнулся, управление начиналось как искусство и вновь превратилось в искусство[32].
1.3. Различия между предпринимателем и менеджером
Вопрос о том, как соотносятся предпринимательская деятельность и менеджерский труд, является дискуссионным, поскольку функциональная сущность менеджмента и предпринимателя различна. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности, а с другой, эффективное управление – менеджмент - по силам не каждому предпринимателю[33].
Чаще всего выявление особенностей предпринимательской деятельности основывается на различиях между предпринимателем и менеджером по
ведущим психологическим характеристикам их деятельности, в связи с чем
применяются функционально-структурный и ролевой подходы[34].
Следует отметить, что поскольку феномен предпринимателя раскрывается через личностные особенности каждого отдельного представителя, имеются основания полагать, что, несмотря на все разнообразие индивидуальных черт личности, имеются общие черты, обуславливающие ту или иную
модель поведения[35].
Склонность к риску является одной из определяющих черт, характеризующих личностей, способных к предпринимательской деятельности. В отличие от менеджера - наемного работника - предприниматель вынужден находиться в ситуации неопределенности в выборе не только средств, но и целей деятельности Согласно вью одам психологов развить способность к риску (не имеется в виду болезненные формы зависимостей, таких как азартные
игры) не представляется возможным[36].
В связи с вышеизложенным особый интерес представляет сложившееся
в менеджменте и экономической психологии противопоставление психологического портрета «предпринимателя» менеджеру - лицу, реализующему,
прежде всего, руководящую функцию (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнение личностных и поведенческих качеств
у традиционных менеджеров и предпринимателей
Традиционные менеджеры |
Предприниматели |
|
Ведущие мотивы |
Стремление получить продвижение по службе и иметь другие признак и престижа в корпорации, такие как впасть, штат |
Стремление иметь независимость, свободу действий, творчески работать, создавать капитал |
Восприятие временной перспективы |
Ориентируются на короткие временные горизонты недельные, месячные, квартальные планы. |
Ориентация на 5-10-летние периоды как вех и роста своего бизнеса |
Характер деятельности |
Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело |
Прямая включенность в работу |
Отношение к риску |
Боязлив |
Разумно идет на риск |
Отношение к статусу |
Озабочен символами собственного статуса |
Кет озабоченности символами |
Отношение к неудачам и ошибкам |
Стремится избегать ошибок и вообще неожиданности |
Не боится ошибок, исправляет |
Принятие решений |
Обычно соглашается с теми, кто выше по положению |
Своими решениями реализует |
Кому служит |
Служит другим |
Служит себе и потребителю |
Характер семьи, из которой вышел |
Старшие члены семьи работали на крупных предприятиях |
Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий |
Отношение к другим |
В основном по нормам иерархических отношений |
В основном деловые и договорные отношения |