Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Прямые налоги: понятие, сущность и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибыль есть:

-для российских организаций-полученные доходы уменьшаются на сумму понесенных расходов;

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, доходы, полученные через представительства, уменьшаются на сумму расходов, понесенных представительствами;

- для иных иностранных организаций-доходы, полученные из источников в Российской Федерации.

Существует два метода учета доходов и расходов:

1) метод начисления

2) кассовый метод

Налоговая база.

Налоговая база - это денежная стоимость налогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль определяется совокупным итогом с начала года. Если убыток получен в отчетном (налоговом) периоде, налоговая база признается нулевой в этом периоде. Убытки принимаются для целей налогообложения в особом порядке.

Особенности определения налоговой базы:

1) о доходах, полученных от долевого участия в других организациях;

2) налогоплательщики, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов сферы услуг и фермерских хозяйств;

3) участники договора доверительного управления;

4) о доходах, полученных при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда);

5) о доходах, полученных участниками договора простого товарищества;

6) в случае уступки (уступки) права требования;

7) операции с ценными бумагами

Налогоплательщики рассчитывают налоговую базу на основании данных налогового учета.

Налоговая ставка.

Ставка налога устанавливается в размере 20%, за исключением отдельных случаев, когда применяются другие ставки налога на прибыль.

В то же время:

- часть налога, исчисленная по ставке 2%, зачисляется в федеральный бюджет;

- часть налога, исчисленная по ставке 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть снижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 процента.

Налоговый (отчетный) период.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетные периоды для налогоплательщиков, которые рассчитывают ежемесячные авансовые платежи: один месяц, два месяца, три месяца и так далее до конца календарного года.


Расчет и уплата налога.

Налог определяется как процент от налоговой базы, соответствующий налоговой ставке. По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики рассчитывают сумму авансового платежа исходя из налоговой ставки и прибыли, рассчитанной по методу начисления. В течение отчетного периода налогоплательщики рассчитывают сумму ежемесячного авансового платежа:

- в 1-м квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.

-во 2-м квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал

-в 3-м квартале года = 1/3 * (авансовый платеж за первое полугодие - авансовый платеж за первый квартал).

-в 4-м квартале года = 1/3 * (авансовый платеж за первые девять месяцев - авансовый платеж за первое полугодие)

Налогоплательщики вправе перейти к исчислению ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли путем уведомления налогового органа не позднее 31 декабря года, предшествующего переходному.

При этом авансовые платежи рассчитываются исходя из налоговой ставки и фактически полученной прибыли, рассчитанной по методу начисления с начала налогового периода до конца соответствующего месяца.

Выплачиваются только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода:

1) организации, выручка от реализации которых за предыдущие 4 квартала не превышала в среднем 3 000 000 рублей за каждый квартал;

2) бюджетные учреждения,

3) иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;

4) некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации продукции;

5) участники простых товариществ,

6) инвесторы соглашений о разделе продукции,

7) выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Налог на конец года уплачивается не позднее 28 марта следующего года. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.

Ежемесячные авансовые платежи выплачиваются не позднее 28 числа каждого месяца. Налогоплательщики, рассчитывающие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, в котором исчисляется налог.

Суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей учитываются при осуществлении авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода зачисляются на счет уплаты налога по итогам налогового периода.


Особенности исчисления и уплаты налога:

- организации, имеющие обособленные подразделения;

- резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области

- налоговая отчетность.

Налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения в конце каждого отчетного и налогового периода.

По окончании отчетного периода упрощенная налоговая декларация представляется не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Налогоплательщики, рассчитывающие сумму ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 числа следующего месяца. Налоговые декларации за год представляются не позднее 28 марта следующего года.

Налог на наследство или дарение.

Налогоплательщики.

Налогоплательщиками налога на наследство и дарение (далее-налог) являются физические лица, получившие имущество от других физических лиц в порядке наследования или дарения, предусмотренном частью первой статьи 587 настоящего Кодекса.

Физическое лицо признается налогоплательщиком по каждому факту получения имущества в собственность в порядке наследования или дарения.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения является каждое поступление имущества физическим лицом в порядке наследования (по закону или завещанию) или по договору дарения от другого физического лица, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговая база.

Налоговая база определяется как стоимость имущества, полученного в порядке наследования или дарения.

Налоговый вычет.

Налоговая база при приобретении имущества в порядке наследования уменьшается на сумму 100 тысяч рублей. Налоговая база при получении имущества в дар уменьшается на сумму 10 тысяч рублей.

Налоговая ставка.

1. Налоговые ставки (в процентах) устанавливаются в налоговом решении представительного органа местного самоуправления.

2. Налоговые ставки устанавливаются дифференцированно в зависимости от степени родства между налогоплательщиком и наследодателем или дарителем.

3. Не допускается устанавливать ставки налога на наследство выше:

1) 10 % - для детей, супругов, родителей;

2) 20 % - для бабушек и дедушек, братьев, сестер и внуков, а также других наследников по завещанию;

3) 30 % - для других наследников.

4.It не допускается устанавливать налоговые ставки для пожертвований выше:


1) 10 % - для детей или родителей донора;

2) 30 % - для других налогоплательщиков.

5. Допускаются прогрессивные налоговые ставки.

Порядок оплаты, расчет и сроки оплаты.

1. Сумма налога рассчитывается на основе соответствующей налоговой базы, налоговых вычетов и налоговых ставок.

2. Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании соответствующих документов, полученных от уполномоченных нотариальных органов или должностных лиц. в этом случае документ, на основании которого производятся налоговые вычеты, представляется налогоплательщиком в налоговые органы самостоятельно.

3. Уплата налога при получении налогоплательщиком имущества по наследству производится не позднее одного месяца со дня выдачи уполномоченным на совершение нотариальных действий органом или официального свидетельства о праве на наследство, а при получении имущества в дар - не позднее одного месяца со дня регистрации нотариусом, уполномоченным на совершение нотариальных действий органом, или официального договора дарения денежных средств в банках (их филиалах), а также путем перечисления суммы налога со счета плательщика через банки (их филиалы). Уплата налога физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской Федерации, производится до получения ими договора дарения или свидетельства о праве на наследство, выдача такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается. ;

4. Учреждение или должностное лицо, уполномоченное на совершение нотариальных действий, а также нотариус, осуществляющий частную практику, обязаны представить сведения о налогоплательщике и налоговой базе, определяемой при выдаче свидетельства о праве на наследство или договора дарения, в местный налоговый орган по месту налогообложения на территории местного самоуправления не позднее трех дней со дня выдачи свидетельства о праве на наследство или договора дарения налогоплательщику.

5. Сведения о налогоплательщике представляются в соответствии с типовой формой, утвержденной Государственной налоговой службой Российской Федерации.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ


3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработаны Минфином России в рамках подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, при планировании федерального бюджета и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

В трехлетней перспективе 2019-2021 годов приоритеты правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются прежними-создание эффективной налоговой системы и поддержание текущего налогового бремени. Таким образом, основные направления налоговой политики разрабатываются с учетом преемственности ранее поставленных основных целей и задач.

Однако следует учитывать, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а с другой-на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором налоговой политики станет необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение промышленного производства и отрицательная динамика других макроэкономических показателей могут привести к увеличению задолженности по налогам перед бюджетной системой Российской Федерации и росту уклонения от уплаты налогов. Для минимизации этих рисков необходимо будет повысить качество налогового администрирования, а также разработать институт изменения сроков уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочка и отсрочка).

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2019 году был внесен ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличена сумма налоговых вычетов по НДФЛ, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций.

Совершенствование налогообложения прибыли организаций.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее-кодекс) в 2017 году, предусматривают следующее:

- с 1 января 2018 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20 процентов;

- в четвертом квартале 2017 года, вопреки общему правилу и не дожидаясь начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти к уплате налога на фактически полученную прибыль и тем самым отказаться от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев).);