Файл: Ценовые войны в теории и на практике (Определение понятия ценовых войн).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты ценовых войн
1.1. Определение понятия ценовых войн
1.2. Причины и виды ценовых войн
Глава 2. Практические последствия ценовой войны: положительные и отрицательные
2.1. Исследование последствий ценовой войны
2.2. Анализ практики ведения ценовой войны на примере мирового рынка нефти
От спровоцированного Саудовской Аравией падения цен выиграли многие развитые и развивающиеся государства, испытывавшие дефицит собственного углеводородного сырья. Страны–участницы ОПЕК, а также независимые производители нефти из разных регионов мира (Нигерия, Мексика, Венесуэла, Алжир, Ливия и другие), напротив, понесли ощутимые потери. В наибольшей же степени пострадал Советский Союз, в котором разразился тяжелый экономический кризис, вскоре приведший к политическому коллапсу. Об этом свидетельствовали и отечественные экономисты. В частности, бывший премьер-министр Е.Т. Гайдар отмечал в своей статье: «Начало развала СССР можно прослеживать с 13 сентября 1985 года. В этот день министр нефти Саудовской Аравии шейх Ахмед Заки Ямани заявил, что монархия решила кардинально изменить свою нефтяную политику… [44]
В течение следующих шести месяцев добыча нефти в Саудовской Аравии увеличилась в четыре раза, в то время как цены на нефть обрушились…. В результате Советский Союз потерял около 20 млрд долларов в год – деньги, без которых страна просто не могла выжить.[45]
Авторитетный американский специалист в области энергетики Дэниел Ергин объяснял описанные потрясения на мировых рынках главным образом острой борьбой за рынки нефти. Известный французский исследователь Эрик Лоран в книге «Нефть. Ложь, тайны, махинации» представил отличную интерпретацию событий, развернувшихся на мировых нефтяных рынках в 1980-х годах и во многом предопределивших распад СССР. В основе его работы лежат многочисленные интервью широкого круга осведомлённых и влиятельных лиц: глав государств и правительств, политиков, нефтяников, банкиров, руководителей спецслужб. Одна из глав монографии повествует о целенаправленных усилиях США по обрушению мировых цен на нефть в 1980-х. Эрик Лоран допускает, что уже в конце 1970-х годов США приступили к реализации секретной операции по экономическому истощению СССР, важную роль в которой должна была сыграть Саудовская Аравия. Вашингтон поставил перед собой задачу убедить Эр-Рияд в том, что именно Советский Союз с его ближневосточными и североафриканскими партнерами добивается низложения действующего режима в королевстве. С подачи США Саудовская Аравия стала усматривать в событиях, разворачивающихся в регионе, происки Москвы. Сильное впечатление на нее произвел захват заложников в Мекке в ноябре 1979 г. группой террористов, открыто призвавших к свержению династии Аль Саудов (Саудитов). Случившийся в следующем месяце ввод советских войск в Афганистан также был представлен Вашингтоном в качестве шага Москвы по установлению контроля над ближневосточной нефтью. Начавшиеся в 1980 г. атаки иранских боевиков на танкеры с саудовской нефтью в Ормузском проливе, а также обнаружение ячеек исламских социалистов в портах Саудовской Аравии только усилили подозрения Эр-Рияда. [46]
Французский автор утверждает, что американская операция по подрыву экономического и внешнеполитического потенциала СССР обрела четкие и наступательные черты при администрации Рональда Рейгана. Она включала в себя три главных компонента, разработанных директором ЦРУ Уильямом Кейси: использование польского профсоюзного объединения «Солидарность» для идеологической дискредитации Восточного блока; финансирование и поддержка моджахедов в Афганистане; обвал мировых цен на нефть. Два последних пункта было невозможно осуществить без помощи Саудовской Аравии. Именно Эр-Рияд помог убедить многочисленных исламистов пойти воевать в Афганистан, в том числе благодаря огромным финансовым вливаниям. Он также контролировал крупнейшие запасы нефти в мире и мог в кратчайшие сроки в разы нарастить добычу жидких углеводородов.
Под угрозой наступления эры устойчиво низких мировых цен на нефть из-за форсированного наращивания СССР поставок природного газа в Европу Вашингтон, возможно, окончательно убедил Эр-Рияд поддержать антисоветскую кампанию. В результате Саудовская Аравия решилась прибегнуть к агрессивным действиям, последствия которых были непредсказуемыми даже для их инициаторов. Резко увеличив добычу, она вместе с партнерами по ОПЕК спровоцировала трехкратное падение мировых цен на нефть. [47]
Из-за затоваривания рынка некоторые производители, включая Советский Союз, были вынуждены сбывать нефть по 6 долларов за баррель, то есть на грани или ниже себестоимости добычи. Такая внешнеэкономическая конъюнктура смягчила позиции СССР на переговорах с США, что не могло не удовлетворить Рональда Рейгана.
Американская секретная операция, с одной стороны, практически лишила Советский Союз основного источника валютных поступлений (каковым являлся экспорт нефти), с другой – увеличила его потребность в твердой валюте на фоне его вовлеченности в афганский конфликт и ситуацию в Польшу.[48]
Между тем введение США санкций на поставку нефтегазового оборудования привело к увеличению финансовой нагрузки на советскую экономику при реализации проекта строительства газопровода Западная Сибирь – Западная Европа. СССР оказался в положении, когда он не мог должным образом финансировать импорт продовольствия (прежде всего зерна), оборудования и товаров народного потребления. Эти проблемы (наряду с прочими кризисными тенденциями в советской экономике) привели к падению уровня жизни в СССР и создали предпосылки для глубоких политических трансформаций. Эрик Лоран – не единственный специалист, который связывает обвал мировых цен на нефть в середине 1980-х с антисоветскими действиями США и Саудовской Аравии. Американский автор Питер Маас в книге «Жестокий мир. Суровый закат нефтяной эры» аргументированно повествует, как Вашингтон убеждал Эр-Рияд снизить мировую стоимость нефти и нанести тем самым удар по враждебному коммунистическому режиму.[49]
Таким образом, обвал мировых цен на нефть, случившийся в середине 1980-х годов, стал возможным вследствие целенаправленных усилий Саудовской Аравии. Данный факт не вызывает споров. Между тем основные дискуссии ведутся вокруг причин, побудивших ее пойти на резкое увеличение добычи и экспорта. Аргументация Д. Ергина представляется вполне разумной.
Однако столь значимые события в мировой энергетике все же не следует рассматривать в отрыве от острых геополитических противоречий времен «холодной войны», на которые указывают другие авторы.
После того как в середине 2014 г. мировые цены на нефть резко устремились вниз, многие эксперты увидели повторение сценария второй половины 1980-х годов. Превалирующими оказались две концепции. [50]
Первая выводила происходящее из экономики, указывая на наступление эры избыточного предложения нефти и низких цен на неё; вторая – из попыток США и Саудовской Аравии наказать Россию за активную и независимую политику, которую она проводила на Ближнем Востоке и Украине.
Показательна точка зрения бывшего министра финансов России А.Л. Кудрина, ставшая достоянием общественности в октябре 2014 года: «Есть версия, что в условиях, когда Россия в первую очередь зависит от высокой цены на нефть и привыкла жить при высоких ценах на нефть, есть некая договоренность ведущих стран, как импортеров, так и экспортеров, США, допустим, и Ближний Восток, о том, что будет увеличена добыча и будет удерживаться цена в меньшем размере». [51]
Примечательно мнение, высказанное членом комитета Государственной Думы по энергетике И.Д. Грачевым в марте 2016 года: «На мой взгляд, попытка задавить Россию нефтяной войной в таком импульсном режиме заканчивается»7 . Официальная статистика свидетельствует о том, что и США, и Саудовская Аравия встали с конца 2000-х годов на путь наращивания добычи нефти, что со временем не могло не сказаться на уже затоваренном нефтяном рынке мира. На пиковые значения мировые цены вышли в июне 2014 г. Тогда стоимость барреля нефти марки Brent достигла 114,25 доллара (марки WTI – 106,64 доллара), а затем начала стремительно снижаться, опустившись к январю 2016 г. до отметки в 26,01 доллара (марка WTI – 26,68 доллара).
Таким образом, государства, входящие в нефтяной картель, существенно нарастили производство, хотя и не должны были выходить за рамки согласованной квоты в 30 млн б/с10. Саудовская Аравия внесла самый весомый вклад в прирост добычи ОПЕК. В частности, в июне 2014 г. на саудовских месторождениях добывалось 9,69 млн б/c, однако ровно через год, в июне 2015 г., – 10,564 млн б/с. В последующие месяцы[52]; см. также: Аналитики назвали падение цен на нефть сговором против России. В Госдуме предрекли скорое окончание нефтяной войны против России. нефтедобыча королевства находилась в диапазоне 10,1–10,4 млн б/с11.[53]
В экспертном сообществе распространена и альтернативная точка зрения, согласно которой Саудовская Аравия допустила обвал нефтяных котировок с той целью, чтобы нанести удар по американской сланцевой индустрии, которая за несколько лет привела к затовариванию мирового нефтяного рынка. Между тем в феврале 2016 г. министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими (Ali al-Naimi) категорически опроверг данные предположения, сказав, что его страна только приветствует дополнительные объемы нефти на рынке.
Впрочем, главным возмутителем спокойствия все же стоит считать Соединенные Штаты, которые за несколько лет удвоили добычу, что в наибольшей степени поспособствовало затовариванию мирового рынка нефти. Например, в сентябре 2008 г. США добывали лишь 3,98 млн баррелей в сутки, а к июню 2014 г. их добыча увеличилась до 8,754 млн б/с и продолжила рост. В апреле 2015 г. она достигла максимального за 43 года показателя в 9,694 млн б/с и только затем стала немного снижаться, оставаясь при этом на высоком уровне: в декабре 2015 г. США добывали 9,262 млн б/с14, в феврале 2016 г. – 9,125 млн б/с15. Показательно, что в октябре 2014 г. в США было зафиксировано максимальное число работающих буровых установок, используемых для добычи нефти (прежде всего в сланцевых породах), – 1609 единиц. [54]
К марту 2016 г. из-за падения нефтяных котировок этот показатель упал до 372 единиц, что стало самым низким показателем с ноября 2009 г.16 Политолог Константин Симонов, возглавляющий Фонд национальной энергетической безопасности, полагает, что обвал мировых нефтяных котировок, начавшийся в 2014 году, был спровоцирован США для того, чтобы наказать Россию.
Для достижения своей цели Вашингтон, помимо прочего, использовал имеющиеся в его распоряжении монетарные инструменты. По мнению отечественного специалиста, отказавшись в 2014 г. от политики количественного смягчения, запущенной в 2008 году, Соединенные Штаты существенно сократили денежную массу, обращавшуюся в том числе на рынке нефтяных фьючерсов. Это привело как к удорожанию доллара, так и существенному снижению мировых цен на нефть.[55]
Усилия США по снижению мировых цен на нефть не координировались с Саудовской Аравией. Об этом, в частности, свидетельствует иранская ядерная сделка, которую Вашингтон пролоббировал вопреки интересам Эр-Рияда. [56]
Нельзя исключать, что действия ФРС могут быть простым совпадением и никак не увязываться с геополитическими раскладами. Вместе с тем на связь между монетарной политикой Федеральной резервной системы (ФРС) США и стоимостью нефти (правда, без увязки с Россией) также указывает экономист американского Института энергетических исследований (The Institute for Energy Research / IER/) Ларс Кристенсен (Lars Christensen).
Он показывает, что в 2009–2014 г. – во многом благодаря политике «количественного смягчения» Федеральной резервной системы США – цена на нефть выросла примерно с 30 до более 100 долларов за баррель. Однако к октябрю 2014 г. ФРС прекратила практику вливания денег, что и отправило цену на нефть в свободное падение. Роль Ирана в развернувшихся событиях также существенна. Администрация Б. Обамы, вопреки давлению Тель-Авива и Эр-Рияда, приложила максимум усилий к тому, чтобы 14 июля 2015 г. было подписано ядерное соглашение с Тегераном. Эта сделка позволила разблокировать экономические и энергетические связи Исламской республики с западными странами, ранее скованные санкциями. Как следствие, Иран получил возможность начать экспорт нефти в США, страны ЕС, а также другие государства, поддерживавшие санкции против Тегерана. Для мирового нефтяного рынка это означало увеличение предложения на несколько миллионов баррелей в сутки в обозримой перспективе, что не могло не сказаться на стоимости углеводородов. [57]
По оценкам агентства Bloomberg, в 2011 г. Иран производил порядка 3,6 млн б/с. В 2012 г., когда начали действовать западные ограничения на экспорт нефти из страны, ее производство резко упало до минимальных за 25 лет значений. В 2015 г. объем нефтяного производства Исламской республики в среднем составлял около 2,8 млн б/с. Лишенный доступа к западным потребителям, Тегеран продавал небольшие объемы нефти компаниям из Китая, Индии, Японии, Южной Кореи и Турции18. Однако уже в марте 2016 года, спустя два месяца после снятия санкций, Иран увеличил свою добычу до 3,22 млн б/с – максимального значения за четыре года19 и поставил цель как можно скорее довести ее до 4 млн б/с. Только после достижения указанного уровня Иран изъявил готовность присоединиться к коллективным действиям экспортеров по заморозке добычи.
Таким образом, действия США, направленные на скорейшее разрешение иранской ядерной проблемы и снятие санкций с ИРИ, гипотетически могут быть связаны не только с намерением Вашингтона разрешить эту острейшую международную проблему, но и параллельно привнести дополнительные существенные объемы нефти на мировой рынок, способствующие понижению цен на жидкие углеводороды и ослаблению позиций политических конкурентов Соединенных Штатов из числа стран, экспортирующих нефть. Примечательно, что в середине апреля 2016 года, перед началом встречи о заморозке добычи нефти в Дохе, Саудовская Аравия и ряд других арабских стран ОПЕК, включая ОАЭ, Кувейт и Катар, неожиданно выдвинули дополнительные требования и таким образом сорвали подписание почти уже согласованного соглашения. По мнению министра нефтяной промышленности Венесуэлы, эта ситуация была спровоцирована Вашингтоном. Подобные высказывания не должны игнорироваться, однако при их оценке нельзя не учитывать общий негативный характер американо-венесуэльских отношений, наблюдаемый в последние годы. Поскольку в XXI в. мировая торговля нефтью стала в большей степени виртуальной, нежели реальной, важнейшее значение приобрели инструменты воздействия на настроения биржевых игроков, зачастую не имеющих дело с реальным товаром и живущих по правилам спекулятивного рынка. Такие игроки, к числу которых относятся банки, инвестиционные фонды, брокерские компании и просто частные инвесторы, строят свое поведение, исходя из ряда индикаторов.[58]