Файл: Ценовые войны в теории и на практике (Определение понятия ценовых войн).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ключевые из них связаны с американским нефтяным рынком: еженедельные отчеты Управления энергетической информации США (US Energy Information Administration) о состоянии коммерческих запасов нефти, бензина и дистиллятов в стране; еженедельные отчеты сервисной компания Baker Hughes о числе буровых установок, задействованных в американской нефтедобыче; заявления аналитических центров о себестоимости добычи сланцевой нефти в США. Состояние указанных индикаторов во многом предопределило падение нефтяных котировок, начавшееся в середине 2014 г. Тем не менее вопрос о том, использовались они с умыслом, остается открытым, поскольку вряд ли может быть подтвержден с помощью открытых источников. [59]

Вместе с тем в марте 2016 г. были обнародованы результаты исследования, проведенного консалтинговой компанией в области энергетики IHS Global Inc. по заказу Управления энергетической информации США. Главный вывод проведенной исследовательской работы заключался в том, что издержки американских нефтегазовых компаний на разведку и добычу снизились в 2015 г. на 25–30% по сравнению с уровнем 2012 г.22 Подобного рода информация была рассчитана не только на биржевых игроков, но и на страны–экспортеры нефти, которые в феврале 2016 г. вступили в переговоры относительно заморозки добычи для стабилизации мировых цен на нефть. [60]

За последние три десятилетия довольно резкое и глубокое падение мировых цен на нефть случалось не только в середине 1980-х и 2010-х годов. В частности, в ноябре 1997 г. нефть марки Brent стоила 20,24 доллара за баррель, а к июню 1998 г. ее цена упала до 11,30 доллара за баррель, что крайне негативно сказалось на ряде экспортирующих стран, например Венесуэле. Мировые цены на нефть также значительно снижались в 1990–1991, 2001, 2008–2009 гг.

Однако экономисты склонны отличать перечисленные падения нефтяных котировок от случаев, рассмотренных в настоящей статье. В 1990– 2000-х годах цены снижались главным образом на фоне рецессии в мировой экономике и сопутствовавшего ей вялого, даже снижающегося спроса на нефть. В 1980-х и снова в середине 2010-х годов международное сообщество столкнулось с переизбытком предложения, вызванным наращиванием добычи ключевыми экспортерами, включая Саудовскую Аравию и США. При этом мировая экономика и спрос на нефть росли относительно стабильно.

Кроме того, и во второй половине 1980-х, и в 2014–2016 гг. страны ОПЕК не соблюдали установленные организацией лимиты добычи, что не могло не сказаться на мировой цене на нефть. Только в ноябре–декабре 2016 г. государства, входящие в ОПЕК, а также одиннадцать стран, имеющих статус независимых экспортёров нефти, включая Россию, достигли исторического соглашения. Они договорились совместными усилиями снизить добычу нефти почти на 1,8 млн б/с и, таким образом, стабилизировать мировые цены на нефть. На страны ОПЕК пришлось почти 1,2 млн б/с; на государства, не входящие в картель, – около 600 тыс. б/с.[61]


Нельзя исключать, что данная сделка, получившая название «ОПЕК+», ознаменовала собой смягчение энергетического и геополитического соперничества Москвы и Эр-Рияда. Саудовская Аравия, возможно, оказалась не готова к длительному периоду низких цен на нефть, какие бы цели она ни преследовала. Немалое впечатление на всех участников рынка произвела стабильная, поступательная работа российского ТЭК в период с середины 2014 г. – вопреки низкой стоимости углеводородов и западным санкциям. Вышеизложенная информация позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, события 1980-х и 2010-х годов наглядно продемонстрировали, что энергетика в силу своей стратегической значимости для ведущих участников международных отношений является одним из важнейших внешнеполитических инструментов, которым гипотетически могут воспользоваться как импортеры, так и экспортеры энергоносителей. [62]

Во-вторых, глубокий обвал мировых цен на нефть, случившийся как в середине 1980-х, так и в середине 2010-х годов, был в большей мере спровоцирован некоторыми добывающими странами, нежели стал результатом неких глобальных экономических процессов. Ответ на вопрос, были ли эти действия политически мотивированными, остается дискуссионным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В схватке за потребителей компании используют широкий спектр стратегий для того, чтобы избавиться от своих конкурентов. На сегодняшний день, цена все чаще становится главным оружием, и «перестрелка» приводит к безотрадным последствиям. В книге Майкла Портера «Конкурентное преимущество» определены характеристики отрасли, с высоким уровнем конкуренции между фирмами, который несет угрозу их прибыли:[63] значительное количество фирм, имеющих⎯ примерно одинаковую долю рынка и желающих заполучить рыночную власть; медленный рост рынка;⎯ высокие постоянные издержки.

Например, отели борются за каждого клиента, поскольку имеют высокие издержки на содержание персонала; высокие складские расходы или расходы на скоропортящийся товар. Билет на самолет является скоропортящимся товаром, поскольку как только самолет взлетит, билет потеряет свою ценность; низкие издержки перехода потребителей от одной фирмы к другой.

Это стимулирует фирмы к небольшому снижению цен с целью захвата большей доли рынка; низкий уровень дифференциации товаров. Для большинства водителей разные марки бензина являются совершенными субститутами; реструктуризация отрасли.


В случае, когда величина рынка недостаточна для получения прибыли всеми фирмами отрасли, ценовая война исключает слабых игроков; неоднородность конкурентов, то есть различные гипермаркеты являются конкурентами, к примеру, для продавцов компакт-дисков. Отрасль, подходящая под вышеперечисленные характеристики, является благоприятной для ценовых войн. Общеизвестно, что ценовые войны сокращают прибыль фирм и их долгосрочные перспективы.

Однако существуют случаи, когда ценовая война может принести не только убытки. Хедерсон предполагал, что в отсутствие сильного и стабильного преимущества в издержках ценовые войны «хорошо для абсолютно ничего» и могут привести к потерям вовлеченных участников рынка.

Стоит отметить, что не только преимущество в издержках является фактором, обеспечивающим прибыльность ценовой войны. Еще одной причиной может стать, значительный скрытый спрос на товары по низким ценам. А также, когда конкуренты не могут аналогичным образом ответить на снижение цен. Однако на практике такие случаи редко встречаются. Даже значительное увеличение объема редко соответствует изначальной прибыли. Поэтому большинству компаний не удается полностью реализовать ценность их товаров или услуг.[64] Краткосрочное агрессивное снижение цен не приводит к дальнейшей долгосрочной прибыльности, поскольку снижение цены одной фирмой, оказавшееся эффективным, приведет к последующему снижению цены фирмы-конкурента. Таким образом, первая фирма потеряет свое преимущество в цене.

Неправильный сигнал потребителям является также негативным последствием ценовых войн. Так как снижение цен приводит к ориентированию потребителей на цены, а не на качество и иные характеристики продукта. Последующее повышение цен будет восприниматься ни как возвращение к «нормальному состоянию» и может привести к сокращению спроса.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ценовые войны являются негативным фактором для экономики, предотвращение которого крайне сложно. Следовательно, фирмам необходимо обучаться искусству введения ценовой войны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азизкулова Г.К. Инновационное управление ценовой конкуренцией продовольственных товаров на рынках РТ // Вестник Технологического университета Таджикистана. 2014. № 1 (22). С. 77-83.
  2. Архипов А.П., Киндякова Е.В. О ценовой конкуренции и демпинге в автостраховании // Страховое дело. 2010. № 6 (209). С. 41-46.
  3. Баутина О.В. Ценовая конкуренция на внутреннем рынке // Инновационные достижения науки и техники АПК: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 432-436.
  4. Власова Е.С., Власова А.С., Демцура С.С. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 67-69.
  5. Гордеева Д.С., Демцура С.С., Федорова К.А.Функциональные области финансовой логистики // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 94-96.
  6. Демцура С.С. Формирование представлений об этике бизнеса // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 27-35.
  7. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 84-88.
  8. Демцура С.С., Федорова К.А. Цена и ценность труда // Роль инноваций в трансформации науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 81-83.
  9. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 135-152.
  10. Ермолова О.В. Степень асимметрии информации как фактор эффективности ценовой конкуренции // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий: сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2016. С. 47-49.
  11. Загребин С.С. Культурная политика как индикатор поиска стратегии общественного развития в современной России // Социум и власть. 2015. № 5 (55). С. 126-131.
  12. Кириллина С.А., Сорокина М.Г., Щелоков Д.А. Моделирование конкурентных взаимодействий между коммерческими банками на депозитно-кредитном рынке в условиях ценовой // Экономические науки. 2014. № 120. С. 96-100.
  13. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Майкл Портер; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. — 715 с.
  14. Косенко С.С. Современное экономическое образование школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 31-40.
  15. Косенко С.С. Экономическое образование в школе: аксиологический подход // Человек. Спорт. Медицина. 2016. № 16 (71). С. 209-213.
  16. Лящук А.С. Ценовая и неценовая конкуренция // Экономика России в многополярном мире: материалы студенческой научной конференции (зимняя сессия). 2016. С. 123.

Макаров О. Добыча сланцевой нефти в США подешевела на треть // РБК. 2016. 30 марта. URL: http://www.rbc.ru/economics/30/03/2016/56fbf82f9a7947150efb7197?from=main

  1. Оверченко М. Падение цены нефти породило теории заговора // Ведомости. 2014. 8 окт. URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/10/08/padenie-ceny-nefti-porodilo-teoriizagovora
  2. Павленко А.С. Совершенствование маркетингого обеспечения ценовой и неценовой конкуренции торговых сетей: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Краснодар, 2013.
  3. Петиненко И.А. Ценообразование в условиях глобализации: закономерности становления системы рыночно-регулируемых цен: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.01. Томск: Нац. исслед. Том. гос. ун-т, 2013. 50 с.
  4. Савельева Н.К. Методология управления формами и методами ценовой конкуренции // Финансы и кредит. 2014. № 10 (586). С. 36-41.
  5. Самофалова О. В падении цен на нефть просматривается прямой интерес США // Деловая газета «Взгляд». 2015. 26 авг. URL: http://vz.ru/economy/2015/8/26/762915.html
  6. Сухаревская А., Ткачёв И., Макаров О. Кризис, который уже был: когда восстановятся цены на нефть // РБК. 2016. 5 февр. URL: http://www.rbc.ru/business/05/02 /2016/54d120349a79471dce173fca
  7. Фефегха Л.Ю. Ценовая конкуренция на рынке архитектурных проектов в Курской области // Просветительство как основа развития личности и общества сборник материалов XV международной научнопрактической конференции. 2015. С. 202-203.

Ценовые войны на мировом рынке нефти Mеждународные процессы. Том 15. Номер 1 (48). Январь–март / 2017

  1. Швец И.Ю. Ценовая политика и конкуренция // Экономика Крыма. 2012. № 5. С. 21-28.
  2. Россия и Саудовская Аравия договорились по нефти //Expert Online. 2016. 16 февр. URL: http://expert.ru/2016/02/16/rossiya-saudovskaya-araviya/ 24 Understanding the Plunge in Oil Prices: Sources and Implications // Global Economic Prospects, January 2016
  3. Число буровых в США упало до минимума с ноября 2009 г. // РБК. 2016. 25 марта. URL: http://www.rbc.ru/economics/25/03/2016/56f499949a79472fdb5799de?from=main 17
  4. Mеждународные процессы. Том 15. Номер 1 (48). Январь–март / 2017
  5. Нефть против России // Деловая газета «Взгляд». 2014. 7 окт. URL: http://vz.ru/economy/2014/10/7/709325.html
  1. Ермолова О.В. Степень асимметрии информации как фактор эффективности ценовой конкуренции // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий: сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2016. С. 47-49.

  2. Архипов А.П., Киндякова Е.В. О ценовой конкуренции и демпинге в автостраховании // Страховое дело. 2010. № 6 (209). С. 41-46.

  3. Азизкулова Г.К. Инновационное управление ценовой конкуренцией продовольственных товаров на рынках РТ // Вестник Технологического университета Таджикистана. 2014. № 1 (22). С. 77-83.

  4. Демцура С.С. Формирование представлений об этике бизнеса // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 27-35.

  5. Лящук А.С. Ценовая и неценовая конкуренция // Экономика России в многополярном мире: материалы студенческой научной конференции (зимняя сессия). 2016. С. 123.

  6. Лящук А.С. Ценовая и неценовая конкуренция // Экономика России в многополярном мире: материалы студенческой научной конференции (зимняя сессия). 2016. С. 123.

  7. Лящук А.С. Ценовая и неценовая конкуренция // Экономика России в многополярном мире: материалы студенческой научной конференции (зимняя сессия). 2016. С. 123.

  8. Петиненко И.А. Ценообразование в условиях глобализации: закономерности становления системы рыночно-регулируемых цен: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.01. Томск: Нац. исслед. Том. гос. ун-т, 2013. 50 с.

  9. Петиненко И.А. Ценообразование в условиях глобализации: закономерности становления системы рыночно-регулируемых цен: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.01. Томск: Нац. исслед. Том. гос. ун-т, 2013. 50 с.

    Фефегха Л.Ю. Ценовая конкуренция на рынке архитектурных проектов в Курской области // Просветительство как основа развития личности и общества сборник материалов XV международной научнопрактической конференции. 2015. С. 202-203.

  10. Лящук А.С. Ценовая и неценовая конкуренция // Экономика России в многополярном мире: материалы студенческой научной конференции (зимняя сессия). 2016. С. 123.

  11. Кириллина С.А., Сорокина М.Г., Щелоков Д.А. Моделирование конкурентных взаимодействий между коммерческими банками на депозитно-кредитном рынке в условиях ценовой // Экономические науки. 2014. № 120. С. 96-100.

  12. Павленко А.С. Совершенствование маркетингого обеспечения ценовой и неценовой конкуренции торговых сетей: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Краснодар, 2013.

  13. Петиненко И.А. Ценообразование в условиях глобализации: закономерности становления системы рыночно-регулируемых цен: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.01. Томск: Нац. исслед. Том. гос. ун-т, 2013. 50 с.

  14. Савельева Н.К. Методология управления формами и методами ценовой конкуренции // Финансы и кредит. 2014. № 10 (586). С. 36-41.

  15. Фефегха Л.Ю. Ценовая конкуренция на рынке архитектурных проектов в Курской области // Просветительство как основа развития личности и общества сборник материалов XV международной научнопрактической конференции. 2015. С. 202-203.

  16. Швец И.Ю. Ценовая политика и конкуренция // Экономика Крыма. 2012. № 5. С. 21-28.

  17. Демцура С.С., Федорова К.А. Цена и ценность труда // Роль инноваций в трансформации науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 81-83.

  18. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 135-152.

  19. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 135-152.

  20. Гордеева Д.С., Демцура С.С., Федорова К.А.Функциональные области финансовой логистики // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 94-96.

  21. Власова Е.С., Власова А.С., Демцура С.С. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 67-69.

  22. Загребин С.С. Культурная политика как индикатор поиска стратегии общественного развития в современной России // Социум и власть. 2015. № 5 (55). С. 126-131.

  23. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 135-152.

  24. Фефегха Л.Ю. Ценовая конкуренция на рынке архитектурных проектов в Курской области // Просветительство как основа развития личности и общества сборник материалов XV международной научнопрактической конференции. 2015. С. 202-203.

  25. Демцура С.С., Федорова К.А. Цена и ценность труда // Роль инноваций в трансформации науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 81-83.

  26. Павленко А.С. Совершенствование маркетингого обеспечения ценовой и неценовой конкуренции торговых сетей: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Краснодар, 2013.

  27. Ермолова О.В. Степень асимметрии информации как фактор эффективности ценовой конкуренции // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий: сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2016. С. 47-49.

  28. Азизкулова Г.К. Инновационное управление ценовой конкуренцией продовольственных товаров на рынках РТ // Вестник Технологического университета Таджикистана. 2014. № 1 (22). С. 77-83.

  29. Азизкулова Г.К. Инновационное управление ценовой конкуренцией продовольственных товаров на рынках РТ // Вестник Технологического университета Таджикистана. 2014. № 1 (22). С. 77-83.

  30. Баутина О.В. Ценовая конкуренция на внутреннем рынке // Инновационные достижения науки и техники АПК: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 432-436.

  31. Баутина О.В. Ценовая конкуренция на внутреннем рынке // Инновационные достижения науки и техники АПК: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 432-436.

  32. Ермолова О.В. Степень асимметрии информации как фактор эффективности ценовой конкуренции // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий: сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2016. С. 47-49.

  33. Лящук А.С. Ценовая и неценовая конкуренция // Экономика России в многополярном мире: материалы студенческой научной конференции (зимняя сессия). 2016. С. 123.

  34. Фефегха Л.Ю. Ценовая конкуренция на рынке архитектурных проектов в Курской области // Просветительство как основа развития личности и общества сборник материалов XV международной научнопрактической конференции. 2015. С. 202-203.

  35. Петиненко И.А. Ценообразование в условиях глобализации: закономерности становления системы рыночно-регулируемых цен: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.01. Томск: Нац. исслед. Том. гос. ун-т, 2013. 50 с.

  36. Петиненко И.А. Ценообразование в условиях глобализации: закономерности становления системы рыночно-регулируемых цен: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.01. Томск: Нац. исслед. Том. гос. ун-т, 2013. 50 с.

  37. Савельева Н.К. Методология управления формами и методами ценовой конкуренции // Финансы и кредит. 2014. № 10 (586). С. 36-41.

  38. Фефегха Л.Ю. Ценовая конкуренция на рынке архитектурных проектов в Курской области // Просветительство как основа развития личности и общества сборник материалов XV международной научнопрактической конференции. 2015. С. 202-203.

  39. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 84-88.

  40. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 135-152.

  41. Власова Е.С., Власова А.С., Демцура С.С. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 67-69.

  42. Сухаревская А., Ткачёв И., Макаров О. Кризис, который уже был: когда восстановятся цены на нефть // РБК. 2015. 5 февр. URL: http://www.rbc.ru/business/05/02 /2015/54d120349a79471dce173fca

  43. Россия и Саудовская Аравия договорились по нефти //Expert Online. 2016. 16 февр. URL: http://expert.ru/2016/02/16/rossiya-saudovskaya-araviya/ 24 Understanding the Plunge in Oil Prices: Sources and Implications // Global Economic Prospects, January 2016

  44. Самофалова О. В падении цен на нефть просматривается прямой интерес США // Деловая газета «Взгляд». 2015. 26 авг. URL: http://vz.ru/economy/2015/8/26/762915.html

  45. Оверченко М. Падение цены нефти породило теории заговора // Ведомости. 2014. 8 окт. URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/10/08/padenie-ceny-nefti-porodilo-teoriizagovora

  46. Россия и Саудовская Аравия договорились по нефти //Expert Online. 2016. 16 февр. URL: http://expert.ru/2016/02/16/rossiya-saudovskaya-araviya/ 24 Understanding the Plunge in Oil Prices: Sources and Implications // Global Economic Prospects, January 2016

  47. Россия и Саудовская Аравия договорились по нефти //Expert Online. 2016. 16 февр. URL: http://expert.ru/2016/02/16/rossiya-saudovskaya-araviya/ 24 Understanding the Plunge in Oil Prices: Sources and Implications // Global Economic Prospects, January 2016

  48. Оверченко М. Падение цены нефти породило теории заговора // Ведомости. 2014. 8 окт. URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/10/08/padenie-ceny-nefti-porodilo-teoriizagovora

  49. Оверченко М. Падение цены нефти породило теории заговора // Ведомости. 2014. 8 окт. URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/10/08/padenie-ceny-nefti-porodilo-teoriizagovora

  50. Число буровых в США упало до минимума с ноября 2009 г. // РБК. 2016. 25 марта. URL: http://www.rbc.ru/economics/25/03/2016/56f499949a79472fdb5799de?from=main 17

  51. Самофалова О. В падении цен на нефть просматривается прямой интерес США // Деловая газета «Взгляд». 2015. 26 авг. URL: http://vz.ru/economy/2015/8/26/762915.html

  52. Оверченко М. Падение цены нефти породило теории заговора // Ведомости. 2014. 8 окт. URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/10/08/padenie-ceny-nefti-porodilo-teoriizagovora

  53. ЦЕНОВЫЕ ВОЙНЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ Mеждународные процессы. Том 15. Номер 1 (48). Январь–март / 2017

  54. Самофалова О. В падении цен на нефть просматривается прямой интерес США // Деловая газета «Взгляд». 2015. 26 авг. URL: http://vz.ru/economy/2015/8/26/762915.html

  55. Самофалова О. В падении цен на нефть просматривается прямой интерес США // Деловая газета «Взгляд». 2015. 26 авг. URL: http://vz.ru/economy/2015/8/26/762915.html

  56. Нефть против России // Деловая газета «Взгляд». 2014. 7 окт. URL: http://vz.ru/economy/2014/10/7/709325.html

  57. Нефть против России // Деловая газета «Взгляд». 2014. 7 окт. URL: http://vz.ru/economy/2014/10/7/709325.html

  58. Сухаревская А., Ткачёв И., Макаров О. Кризис, который уже был: когда восстановятся цены на нефть // РБК. 2015. 5 февр. URL: http://www.rbc.ru/business/05/02 /2015/54d120349a79471dce173fca

    Оверченко М. Падение цены нефти породило теории заговора // Ведомости. 2014. 8 окт. URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/10/08/padenie-ceny-nefti-porodilo-teoriizagovora

  59. Сухаревская А., Ткачёв И., Макаров О. Кризис, который уже был: когда восстановятся цены на нефть // РБК. 2016. 5 февр. URL: http://www.rbc.ru/business/05/02 /2016/54d120349a79471dce173fca

  60. Ценовые войны на мировом рынке нефти Mеждународные процессы. Том 15. Номер 1 (48). Январь–март / 2017

  61. Макаров О. Добыча сланцевой нефти в США подешевела на треть // РБК. 2016. 30 марта. URL: http://www.rbc.ru/economics/30/03/2016/56fbf82f9a7947150efb7197?from=main

  62. Самофалова О. В падении цен на нефть просматривается прямой интерес США // Деловая газета «Взгляд». 2015. 26 авг. URL: http://vz.ru/economy/2015/8/26/762915.html

  63. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Майкл Портер; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 715 с.

  64. Лящук А.С. Ценовая и неценовая конкуренция // Экономика России в многополярном мире: материалы студенческой научной конференции (зимняя сессия). 2016. С. 123.