Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно - розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, как описано в учебнике Ядова Е.П. анализируется следующий пример, по делу о краже часов из магазина были известны номера похищенных часов[6]. Следователь предположил, что эти часы могут находиться у скрывшегося обвиняемого. Выдвинув розыскную версию о том, что обвиняемый скорее всего находится в одной из соседних областей, следователь дал задание о проверке всех часовых мастерских в той области с тем, чтобы выявить, не сдавались ли похищенные часы в починку в течение последних двух лет. В области имелось 142 часовые мастерские, в среднем они обслуживали по 900 клиентов в год. Для выполнения этого задания оперативным работникам потребовалось бы проверить 155 600 квитанций. Аналогичные задания были направлены в УВД еще трех областей[7].

При проверке версии таким путем усилия, затраченные на нее, не соответствуют не только возможности установления преступника, но и реальным возможностям правоохранительных органов.

Таким образом, розыскная деятельность представляет собой функцию органов дознания и предварительного следствия. Ее содержание составляет обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установление и обнаружение виновных, объектов носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, значимых для установления истины по уголовному делу. В настоящее время розыск выполняет множество функций.

Это оперативно-розыскная деятельность органов дознания, и розыскные мероприятия, проводимые на предварительном следствии. Оперативно-розыскные меры представляют собой специфический вид розыскной деятельности. Правом их проведения наделены лишь компетентные государственные органы в лице некоторых специальных служб. Они носят непроцессуальный, обычно разведывательно-поисковый характер и осуществляются только оперативными работниками и преимущественно негласными средствами[8].

Следователь осуществляет оперативно-розыскные мероприятия в процессе расследования уголовных дел, только по приостановленным делам процессуальными или организационно-техническими средствами, при этом оперативно-розыскные меры в содержание расследования не входят.

Общая цель розыска, это установление и обнаружение, такая же свойственна и оперативно-розыскной деятельности как части розыска. Но другой его части розыскной деятельности следователя присуща лишь такая цель, как обнаружение, так как следователь имеет дело с розыском только известных и установленных объектов.


Анализ перечня и объема полномочий субъектов, участвующих в реализации розыскных мер, позволяет сделать вывод о том, что данное понятие шире по содержанию и включает в себя розыскные действия, наряду с применением других средств розыскной деятельности следователя (следственных и иных процессуальных действий, непроцессуальных и организационных действий)[9].

Вместе с тем, по нашему мнению, уголовно-процессуальное понятие «розыскные меры» сформулировано с нарушением логических правил юридической техники, а именно как «определение через определяемое», то есть «меры это меры». Не раскрыты сущность и содержание понятия.

1.2 Сущность и значение оперативно - розыскной деятельности

В целом, необходимо систематизировать различные определения ОРД, сделав вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями[10].

Одной из наиболее характерных черт ОРД является сочетание гласных и негласных способов ее осуществления.

Не менее важной отличительной чертой ОРД является то, что она может осуществляться лишь специально уполномоченными субъектами

Специфика ОРД заключается в том, что она осуществляется посредством проведения специальных действий (операций) - оперативно-розыскных мероприятий.

ОРД определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Кроме упомянутых в законодательном определении, ОРД имеет еще ряд отличительных признаков. К таким признакам, в частности, можно отнести особый порядок правового регулирования, поскольку законодательство регулирует лишь общие положения ОРД, а большая ее часть регламентируется ведомственными нормативными актами ограниченного доступа. Важным отличительным признаком ОРД, кроме того, является наличие особого делопроизводства, заключающегося в секретном характере переписки, ведении специальных дел оперативно-розыскного производства, ограниченными возможностями использования оперативно-служебных документов[11].


Целью ОРД, как видно из законодательного определения, является защита от преступных посягательств трех основных ценностей: жизни, здоровья, прав и свобод личности; собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства. Таким образом, приоритет в целях законодатель отдает правам и свободам личности.

Цели оперативно-розыскной деятельности конкретизируются в ее задачах, к числу которых ст. 2 Закона об ОРД относит следующие:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Задачи ОРД можно рассматривать как определенные этапы в достижении ее основных целей. В то же время специфичность задач оперативно-розыскной деятельности отличает ее от других видов правоохранительной деятельности государственных органов.

Функции ОРД (как функции отраслевые) - это предусмотренные, федеральными законами отдельные направления ОРД, различаемые в зависимости от ее конкретных правовых целей.

Основные - это следующие:

- предупреждение совершения преступлений, по которым предварительное следствие обязательно;

- обнаружение преступлений;

- розыск лица, совершившего преступление (по факту данного преступления или лица, скрывающегося от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющегося от уголовного наказания), а также предметов, сохранивших на себе следы преступления, похищенного имущества и др.;

- разрешение ДОУ;

- содействие уголовному судопроизводству;

- содействие исполнению уголовного наказания.

Кроме того, в зависимости от предусмотренных в ФЗ обОРД целей защиты соответствующих объектов (см. ст. 1) в ОРД можно выделит следующие основные направления работы:

а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств;

б) защита собственности от преступных посягательств;

в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

В целом, теория оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел традиционно относит к субъектам (силам) ОРД подразделения и входящих в них должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление ОРД, а также иных лиц, добровольно участвующих в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий (действий) и реализующих свое право на это в гласной или негласной форме[12].


Будучи наделенными действующим законодательством определенными правами и взявшие на себя обязательства, они, в рамках их полномочий, становятся субъектами этой формы государственной деятельности. Государство, в свою очередь, берет на себя обязанность по их правовой, социальной и иной защите.

На рисунке 1 представлены субъекты, участвующие в ОРД.

Рисунок 1 ­ Субъекты, участвующие в ОРД[13]

Таким образом, в данной главе рассмотрены теоретические основы оперативно - розыскной деятельности.В целом, необходимо систематизировать различные определения ОРД, сделав вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями.

Вместе с тем, по нашему мнению, уголовно-процессуальное понятие «розыскные меры» сформулировано с нарушением логических правил юридической техники, а именно как «определение через определяемое», то есть «меры это меры». Не раскрыты должным образом сущность и содержание понятия «оперативно - розыскной деятельности»[14].

Глава 2. Пробелы законодательства о регулировании оперативно - розыскной деятельности и пути их устранения

Проведенный обзор литературы по проблеме исследования показывает, что существует множество проблем правового регулировании оперативно - розыскной деятельности, связанных как с неоднозначной трактовкой и неточностью формулировок определений и базовых понятий в законе, так и с возможность двоякой трактовки буквы закона.

Например,в законодательстве содержание и соотношение «розыскные меры» и «розыскные действия» не определены. В современной юридической науке необходимость «установления правовой природы розыскных мер (действий и решений) следователя» определена в качестве важнейшей теоретической и практической проблемы, от решения которой зависит эффективность расследования.


В соответствии с п. 38 ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» розыскные меры это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Таким образом, в законодательстве уголовно-процессуальное понятие «розыскные меры» сформулировано с нарушением логических правил юридической техники, а именно как «определение через определяемое», то есть «меры это меры». Не раскрыты сущность и содержание понятия.

Вместе с тем направленность «розыскных мер» на установление лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть неоднозначно воспринята субъектами розыскной деятельности. В представленной формулировке «установление лица» можно интерпретировать следующим образом:

1. Во-первых, как установление места нахождения лица, подозреваемого в совершении преступления, личность которого следователю известна.

Такое толкование соотносится с мнением И.А. Возгрина, который включил розыскные меры в перечень действий следователя, по уголовным делам определив, что «ими являются разрешенные уголовнопроцессуальным законом действия следователя и сотрудников органов дознания по установлению места нахождения обвиняемых, подозреваемых,потерпевших, свидетелей, трупов, животных, ценностей, предметов, документов и других объектов, имеющих значение для расследуемого уголовного дела»

Однако, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ, решение следователем задачи установления местонахождения подозреваемого или обвиняемого обособлено от принятия следователем розыскных мер в случае, когда не удалось установить местонахождение указанного лица, не представляется возможным.

2. Во-вторых, как установление признаков внешности и установочных данных лица, подозреваемого в совершении преступления. Очевидно, что в данном случае категория «розыскные меры» соотносится с поисковой деятельностью, реализуемой в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий и раскрытия преступления, а не с розыскной деятельностью следователя. Следует особо отметить, что в качестве объекта розыскных мер в п. 38 ст. 5 УПК РФ указано только лицо, подозреваемое в совершении преступления. Исключение иных объектов розыскной деятельности следователя (обвиняемого; лица, пропавшего без вести; похищенного имущества и др.) сужает спектр регулирования уголовно-процессуальных правоотношений, связанных с осуществлением розыскной деятельности следователя в период уголовного судопроизводства[15].