Файл: Теории происхождения государства (Анализ теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому все наилучшее, что связывалось с пи, являлось только отражением тех пи, которые уже существовали в древности.

Конфуций не построил четкую и подробную схему организации управления, этим занимались позже легисты. Но он выдвигал, разрабатывал группы принципиально свежих идей, которые образовали фундамент для всей последующей государственности

Китая, особенно периода, именуемого «Императорским». Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа. В собственных суждениях о государстве Конфуций разделил людей на два социальных слоя: управляющих; управляемых.

В рассуждениях об управляющих он ввел уже подготовленную модель идеализированного человека – «цзньцзы». В общем случае «цзюньцзы» является благородным чиновником, который олицетворяет всех причастных к делам управления государством и общества - от малого чиновника до сановника и даже правителя. Но обычно благородным чиновником он называл верховных управляющих.

Конфуций раскрыл собственное представление о благородных чиновниках при помощи конкретных примеров, стараясь выбрать администраторов, которые уже известны его ученикам. Стоит обращать внимание на то, что Конфуций не позиционирует «цзюньцзы» отдельно от государственной службы и административной деятельности. «Цзюньцзы» здесь не является отшельником, а скорее активной личностью, занимающей довольно-таки конкретное положение в государстве и обществе. «Цзюньцзы» в основном должен был выступить в функции первого советника, то есть премьер-министра или же правителя.

Это засвидетельствовали Пути, согласно им должна осуществляться его деятельность, где он обязан проявлять свои личностные качества. Конфуций начал с самого соискателя – он не должен зазнаваться, заискивать, а должен держаться всегда с достоинством, уважать себя как личность.

Это и было главным, потому как из всех четырех проявлений «Дао», сфер поведения, на главное место Конфуций поставил «цисин» - его собственное поведение. Если человек не обладает чувством собственного достоинства, не ведет борьбу за него, не может отстаивать его, если человек потерял уважение к самому себе, то у него не остается надежд стать «цзюньцзы», так как уже не является государственной личностью.

Из трех сфер управленческой деятельности «цзюньцзы» две связываются с его взаимными отношениями с людьми. Третье проявление «Дао» - воспитание, то есть одно из звеньев учения Конфуция.

Сановник, если он является истинным благородным мужем, должен являться учителем народа, так как его основная обязанность, а также сфера деятельности – «янминь» - воспитание народа. И на данном поприще он должен действовать добротой, личностным примером, да и только. Если он, как и легисты, начнет опираться на законы, то это уже не будет являться воспитанием народа; сам же чиновник перестает быть конфуцианским.


Четвертое проявление «Дао» — это использование народа, то есть благодаря каким методам сановник использует народ на государственных повинностях как трудовых, так воинских, какую политику в налоговой сфере он проводит, как вершит правосудие. Во всех делах, в сфере контактов с обществом он обязан всегда исходить из принципов «л» - справедливости.

2.6 Марксистская теория происхождения государства

Материалистическая (марксистская, историко-материалистическая, диалектико-материалистическая – это всё является названиями данной т.) теория происхождения государства связывает происхождение государства с образованием частной собственности, разделением общества на классы, межклассовыми противоречиями. [5, c,91]

Опираясь на мнение сторонников этой теории, государство является продуктом и проявлением непримиримых противоречий между классами. По мнению специалистов, данная теория отличительна чёткостью и ясностью базовых положений, стройностью логики и, конечно же, являет собой наибольшее достижение теоретической мысли.

Данная теория возникла в 19 веке. Более полное изложение базисов этой теории содержится в трудах: Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; В. И. Ленин «Государство и революция». Материалистическая теория (К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс) основана на тезисе об экономических причинах - наличие частной собственности, возникновения государства, породившие раскол общества на классы с противоборствующими интересами.

Карл Маркс считал, что государство является органом господства, органом угнетения одного класса другим.

Владимир Ильич Ленин назвал государство - машиной поддержания господства одних классов над другими. В его обосновании государство помогает преобладающим интересам экономически влиятельного класса при помощи специальных средств подчинения и управления.

Согласно мнению Энгельса, государство живет не вечно. Существовали общества, обходившиеся без государственной власти, государства. На конкретной ступени развития экономики, которая с необходимостью связывалась с разделением общества на классы, государственность стала в силу данного раскола необходимостью.

В то время, когда в обществе появляются классы с противоборствующими интересами в сфере экономики, начинается их противостояние. Для того, чтобы данное противостояние не вело к коллапсу общества, необходима стоящая сверху над обществом сила, которая бы умерила столкновения, удерживала его в границах порядка.


Эта сила, которая произошла из общества, но уже преподносящая себя над ним и наиболее отчуждающая себя от него, и является государством.

Государство отличается от родоплеменной организации разделом подданных по критериям территориального характера. Так как базой существования родовых объединений являлась связь членов рода с конкретной территорией, то с ростом мобильности населения, которая была вызвана экономическими причинами, родовое общество перестает исполнять собственную функцию.

Гражданам была предоставлена возможность самостоятельного осуществления своих общественных прав и обязанностей там, где они жили, безотносительно к племени и роду. Вторая отличительная черта государства - появление публичной власти, не совпадающей непосредственно с населением и призванной удерживать в повиновении всех граждан.

Данная публичная власть имеет место быть в любом государстве, составляют ее не только вооружённые люди, но и принудительные учреждения различного рода, которые не были известными для родового общества. Публичная власть набирает силы по мере обострения классовых противоречий внутри самого государства, и по мере того, как взаимодействующие государства разрастаются и становятся наиболее населёнными.

Для поддержания данной публичной власти важны такие взносы граждан, как налоги. По мере развития цивилизации становится мало и налогов: государство совершает займы, государственные долги. Владея публичной властью, а также правом по взысканию налогов, чиновники приобретают образ органов общества, они будто над самим обществом, именно это находится под обеспечительным авторитетом законов, которые наделяют их неприкосновенностью.

Так как государство возникало из потребностей удерживать в узде противоборство классов, то по общему правилу оно является государством самого могучего, господствующего в плане экономики класса, становящимся при помощи государства политически господствующим классом и приобретающим этим образом новейшие средства подавления и эксплуатации угнетённых классов. [4, c.78]

Античное государство являлось, прежде всего, государством рабовладельцев при подавлении рабского слоя, феодальное государство представлялось органом дворянства при подавлении крепостных, а также зависимых крестьян, а представительное же государство эпохи Нового времени являлось орудием эксплуатации наемнического труда капиталом.

В виде исключений обозначены такие периоды, когда борющиеся классы достигли такого равновесия сил, что власть государства на какое-либо время получила известную самостоятельность в отношении к обоим классам.


Такова, к примеру, абсолютная монархия 17 и 18 веков, удерживающая в равновесии дворянство, буржуазию против друг друга. В большей части известных в истории государств, права, предоставляемые гражданам, были соразмерными с положением имущественного характера, и этим напрямую заявляется, что государство является организацией имущего класса в защите его от неимущего.

В Афинах и Риме это объяснялось разделением граждан на категории имущественного типа, в средневековом государстве феодального типа уровень политического влияния определялся размером землевладения. В эпоху Нового времени это получило отражение в избирательном цензе при выборах в верховные государственные органы. Высшая форма государства - демократическая республика официально не имеет представления о различиях по уровню богатства.

При ней богатство может пользоваться собственной властью косвенным путем, с одной стороны - в форме прямых подкупов чиновничества, с другой же стороны, в форме союзов между правительством и крупным капиталом акционеров.

В соответствии с мнением сторонников этой теории, в середине - конце 19 века общество постепенно начало приближаться к определенной ступени развития производства, на которой существование противостоящих классов перестает быть необходимостью, становится препятствием для развития производительных сил, здесь производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями. Результатом этого получается неизбежное исчезновение классовости при помощи социальной революции, а вместе с ним - неизбежность исчезновения государства.

2.7 Фома Аквинский: теория происхождения государства

Фома Аквинский жил во времена, когда Западная Европа разделилась на множество феодальных княжеств. При всем этом католическая церковь явилась единственной силой, объединившей данные княжества. В это время произошло образование первых университетов, что поспособствовало развитию философии.

В Болонье в 1158 г. открылся первый университет. В таких университетах происходили возрождения учений Аристотеля. Фома Аквинский был одним из первых мыслителей, который желал на основе идей античного ученого, систематизировать, свести к единому знаменателю христианские теории и идею. Фома Аквинский, рожденный в 1225 году, являлся младшим сыном графа Ландольфа Аквинского (феодала, рыцаря короля Фридриха II).


Воспитан он был у бенедиктинцев в Монте -Карло. Занимался изучением в Неапольском университете свободные искусства, то есть философию и диалектику. В 17 лет он вошел в доминиканский орден против воли своей семьи. Был отослан обучаться в Париж, где учился в течение трех лет. В 1249 - 1251 годы Фома в Кельне уже преподавал теологию.

В 1254 году в Париже он ступит на первые ступени своей академической деятельности. Фому прозвали «Ангельским доктором» за то, что он обладал легким и мягким характером. В 1259 году папа Урбан IV отозвал его в Рим, где Аквинский стал преподавать теологию, изучать теории и труды Аристотеля. [3, c.21]

Фома принял участие в переработке идей античного ученого в тот вид, который бы походил духу христианской религии.

Словарь научных трудов Фомы Аквинского содержит около тринадцати миллионов терминов. Умер он в 1274 году, а в 1323 году его причислили к лику святых. Его главное произведение- «Сумма теологий», одна из частей которого отведена законам (1266 - 1273 годы). Политические взгляды Фомы были изложены в работе «О правлении государей» и в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Фома Аквинский - крупный идеолог схоластики.

Его целью было: при помощи применения трудов Аристотеля укрепить позицию церкви и религии. По мнению Аквинского, философия обязана служить вере для тех людей, которые понимают, соглашаются с истинами и религиозными канонами, при этом объяснял их с позиций разума, отвергнув все аргументы, которые направлены против религии и веры в Бога, как ложные.

Он полагал, что предмет, изучающий и познающий Бога, мир, человека, един. Но при всем этом теология явилась источником истинного познания, а философия - источником ложного. В его учениях философия не считалась независимой наукой, она полностью зависело от церкви и религии, стала «служителем теологии».

Учение Фомы Аквинского о государстве Фома Аквинский считал, что мир основан на иерархии форм – «от Бога - чистого разума - к духовному миру - к материальному». Эта идея была заимствована из трудов Аристотеля. При этом верховные формы становятся источником жизни для низших форм.

Самым наивысшим звеном этот иерархии явился Бог, устанавливающий принцип того, что низшие формы должны подчиняться высшим. На земле управляет духовным миром Папа, являющийся наместником Бога. Согласно этому же принципу иерархии организовано и общество: цари обладают своими подданными, им подчиняющимися; рабы - собственных господ, которым служат.

Достаточно весомую роль в политико-правовом учении Фомы сыграла теория о законах, и их совместной подчиненности. Фома определяет закон как общепринятым правилом достижения поставленных целей, правилом, при помощи которого произошло побуждение кого-то к действию либо запрет, наложенный на это действие.