Файл: Теории происхождения государства (Анализ теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность понятия государства. Основные теории происхождения государства
Глава 2. Анализ теорий происхождения государства
2.1 Теологическая теория государства
2.2 Виттфогель: теория происхождения государства
2.3 Восточная теория происхождения государства
2.4 Гумплович: теория происхождения государства
2.5 Конфуций: теория происхождения государства
2.6 Марксистская теория происхождения государства
2.7 Фома Аквинский: теория происхождения государства
Введение
Актуальность темы. Теория государства – это один из сложнейших, а потому и один из самых дискуссионных вопросов общей теории права. Вопросы о теории государства рассматриваются, в частности, такой юридической наукой, как теория государства и права.
Данный вопрос можно назвать скорее теоретическим, нежели практическим. Это связано с тем, что теория возникновения, становления и развития государства основана исключительно на научных трудах и доктринах, не имея никакого законодательного подкрепления.
Проблематика происхождения государства всегда являлась одной из кардинальных проблем юриспруденции, но и даже в настоящее в российской учебной литературе и монографиях представляется сложным поиск ответ на этот вопрос. К сожалению, продолжительный период в нашей стране ученые были заняты не поиском решения данной проблемы, а созданием юридической науки, выражающей марксистко-ленинское научное воззрение.
Навряд ли образование государства возможно объяснить с этих позиций, так как историчность этой теории целиком упокоилась на ее абстрактности, таким образом, она может лишь претендовать на историю, как историю какой-либо школы мысли человечества, но ни в коем случае не на описательный процесс действительных событий, которые имели когда-либо место.
Естественно, этот подход был занят отрицанием плюрализма мнений по этой проблеме, но даже в настоящее время при условиях искомого плюрализма мнений авторитет марксистко-ленинской теории происхождения государства, конечно же, остается великим.
Теоретической базой данной работы стали научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории возникновения государства.
Предмет исследования – происхождение государства. Объект исследования – теории происхождения государства.
Цель данной работы – изучить теории происхождения государства. Исходя из поставленной цели можно поставить следующие задачи:
- Определить сущность понятия государства и выделить основные теории происхождения государства
2. Изучить теологическую теория государства
3. Рассмотреть теорию государства Виттфогеля
4. Проанализировать восточную теория происхождения государства
5. Охарактеризовать теория происхождения государства Гумполовича
6. Изучить теорию происхождения государства Конфуция
7. Описать Марксистскую теорию происхождения государства
8. Выявить плюсы и минусы теорий происхождения государства
При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Сущность понятия государства. Основные теории происхождения государства
Прежде чем перейти непосредственно к теориям возникновения государства, следует определиться с терминологическим значением ряда понятий.
Государство – это политическая организация жизни общества, обладающая своим суверенитетом, который распространяет свое действие на принадлежащую государству территорию. [10, c.43]
Теория государства – это процесс, который заключается в возникновении, становлении и развитии государства. Так, из приведенного выше понятия государства мы видим, насколько важно знать теорию его происхождения. Государство призвано обеспечить единство и целостность всех своих жителей.
Оно не имеет аналогов. Именно государство служит гарантом организации людей для достижения такой цели, как мирная жизнь и правильное сосуществование на одной территории. Пока население верит в существование такой системы, как «государство», и основывается в своих действиях, исходя их этой установки, оно действительно существует.
Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства.
Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы.
То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства.
1) Теологическая теория. Стала наиболее распространена в Средневековье. Представители данной теории считают, что государство сотворено по воле божьей. В связи с этим публичная власть в государстве наделена свойствами незыблемости и вечности, поскольку зависит от представителей бога на земле – религиозных организаций и деятелей.
Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Особенно широко стала представлена данная теория на стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период, когда происхождение государства стали связывать с теорией «двух мечей»: основатели церкви имели два меча. Один из мечей они отдали правителям на земле, а другой оставили в ножнах, поскольку не пристало церкви использовать меч по назначению. [9, c.91]
Передав меч земным правителям, они вместе с ним передали право управления людьми на земле, но тем же самым нарекли государей на земле быть слугами божьими и исполнять волю божью. Был установлен приоритет церкви над государством, и провозглашена власть «от Бога».
2) Патриархальная теория. Государство по мнению приверженцев этой теории возникает в результате появления и развития семьи. Они считали, что люди-коллективные существа, которые стремятся к общению и развитию, вследствие чего появляются семьи.
По прошествии времени, в результате объединения людей и увеличения числа семей: из нескольких семей появляется селение, а из нескольких селений и появляется государство. Отсюда же идет аналогия «отец - государь», относительно которой власть государя так же всеобща, незыблема и неограничена как власть отца в семье.
Считается, что лишь отношение монарха к народу как к детям своим, способно обеспечить все необходимые условия для существования человека в общности людей.
3) Договорная теория. Данная теория была выработана против идеи божественного происхождения государства и получила свое развитие еще в Древней Греции, продолжила свое развитие в Средние века.
Представители данной теории считали, что государство есть результат соглашения между объединениями людей, в силу которого они передают часть своих властных полномочий и своей свободы в руки высшего управителя – государства. Вследствие этого между государством и населением возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также они наделяются взаимной ответственностью.
В результате передачи каждым членом общества своих прав и обязанностей в пользу государства, каждый член общества перестает быть отдельным элементом и превращается в неотделимую часть единого целого – гражданской общины. Только общей волей можно управлять государством.
4) Теория насилия. Теория насилия ставила в основу происхождения государства военно-политический фактор, под которым подразумевалось насилие и порабощение одних племен другими.
Государство создавалось по причине того, что для эффективного управления порабощенными в ходе завоевания племенами, нужна была определенная организация властвования, т.е. оно становилось своеобразный аппаратом принуждения.
Грубая сила, борьба, покорение одних племен другими становятся основой для экономического господства. В отличие от, например, патриархальной теории, где появление государства – итог внутреннего развития общества, теория насилия говорит о государстве как навязанной извне силе.
Насилие в данном случае рассматривается как глобальное естественное явление, которое имеет далеко идущие социально-экономические и политические последствия.
5) Органическая теория. Представители органической теории считают, что государство можно приравнять к человеческому организму, который имеет свою собственную волю и сознание, отличающуюся от воли и сознания составляющих его людей. Приверженцы органической теории склоняются к тому, что государство создается путем синтеза сил природы, а также воли человека и общества.
Считается, что данная теория появилась как результат внедрения теории естественного отбора Ч.Дарвина. Государство представляет собой обособленный организм, между частями которого, как между человеческими органами происходят взаимосвязанные процессы.
Государство имеет правителей, которые отождествляются с мозгом, подданных, отождествляющихся с органами организма, как средствами выполнения задач, поставленных мозгом.
Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом.
6) Материалистическая теория. Суть данной теории заключается в том, что основными причинами возникновения государства усматривается в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Основным моментом для появления государства по мнению приверженцев данной теории стали три этапа разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом).
Это поспособствовало росту производительности, в связи с чем возник избыточный продукт, который и привел в конечном итоге к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на классы. Дифференциация общества на неравные классы привела к появлению публичной власти, находящейся в руках богатых людей – управляющих. Можно сказать, что государство в данном случае выступает как инструмент проведения воли имущих, созданный для зашиты их экономических интересов.
7) Психологическая теория. Суть данной теории заключается в том, что причины возникновения государства по мнению представителей данной теории кроются в особенностях человеческой психики, в тех эмоциях и импульсивных проявлениях, которые играют немаловажную роль в приспособлении человека к условиям жизни общества и в образовании государства.
Это особые эмоциональные проявления: потребность людей во власти над другими людьми, стремление подчиняться, подражать. Так же отмечается, что государство создается для того, чтобы сдерживать такие психологические качества личности, которые порождают несогласие с властью.
В целом государство нужно для того, чтобы удовлетворять потребности некоторых людей в подчинении и повиновении, а с другой стороны, для подавления агрессивных проявлений некоторых личностей.
Государство является компромиссом, позволяющим разрешать психологические противоречия между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
8) Расовая теория. Суть этой теории сводится к неравноценности человеческих рас, которая проявляется в физических и психологических характеристиках человека. Приверженцы данной теории считали, что люди делятся на высшую и низшие расы, в зависимости от степени развития ранееуказанных признаков. Высшая раса только одна и ее члены являются создателями цивилизации и призваны властвовать и управлять в обществе и государстве.
Предназначение низших рас в том, чтобы беспрекословно повиноваться высшей расе. Расовая теория повлекла за собой «узаконенное» уничтожение целых народов, национальных меньшинств, к геноциду непримиримо относившихся к проявлениям данной теории национальных слоев. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира".