Файл: Теории происхождения государства (Анализ теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше, как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.[10, c,12]

Таким образом, теории возникновения государства функционирование юридизации по вопросам происхождения государства возможно изобразить на примере ирригационной теории, выдвинутой Карлом Виттфогелем. Хоть эта теория до настоящего времени пользуется популярностью, практически в любо учебной литературе встречается ее описание, научно уже не является состоятельной. Это легко доказывается как раз при помощи юридизации достижений этой науки как история идей религиозного типа.

Глава 2. Анализ теорий происхождения государства

2.1 Теологическая теория государства

Существует великое множество теорий происхождения государства, в том числе историческая, марксистская, договорная, насилия, психологическая и др. Одной из самых древних теорий происхождения государства является теологическая теория. Теологическая теория получила свое развитие в работах таких ученых как Аврелий Августин, Тертуллиан, Фома Аквинский, Маритен, Мерсье и др. [8, c.103]

У народов древнего мира политико-правовая мысль восходила к мифологическим истокам. В основном развивалось представление о том, что любые земные порядки и законы представляют собой лишь часть общемировых и космических законов, которые имеют божественное происхождение.

По мнению сторонников обозначенной теории, государство - это продукт божественного вмешательства, по этой причине любая государственная власть по сути своей вечна и незыблема, а зависеть может лишь от религиозных организаций и их официальных представителей. По этой причине каждый обязан подчиняться государю, а государь в свою очередь обязан подчиняться богу.

Существующее в любом государстве социально-экономическое или даже правовое неравенство между людьми определено все той же волей бога. С данным фактом необходимо смириться, его следует принять, а не оказывать ненужного сопротивления действиям наместника бога на этой земле. Любой отказ или неподчинение государственным органам может расцениваться только как непослушание воли Всевышнего.


Положительной стороной описываемой теории явилось то, что, придавая государственным деятелям как выразителям всевышней воли ореола святости, сторонники такой теории автоматически поднимали и поднимают престиж таких деятелей в народе, способствуют укреплению в обществе порядка, мира и согласия, повышению общего уровня духовности. Особая роль в данной теории отводится деятельности "посредникам" между богом и органами власти, то есть официальной церкви и ее деятелям.

Они наделяются специальными полномочиями и иногда по не уступают по объему власти самому правителю государства, который именуется лишь «наместником бога на земле». [9, c.32]

В то же время, подобная теория практически не учитывает влияние социально-экономических и иных общественных отношений на процессы, происходящие внутри государства, также, как и не позволяет определить пути дальнейшего совершенствования формы государства, государственного устройства или формы правления. Более того, теологическая теория по сути своей является недоказуемой, так как ее постулаты строятся на вере в неизвестное.

Теологическая теория не подвергается как доказыванию, так и критике, поскольку нельзя прямо опровергнуть или доказать факт существовании бога. Вопрос истинности данной теории решается одновременно с вопросом о существовании бога и высшего разума вообще, то есть в зависимо.

2.2 Виттфогель: теория происхождения государства

Согласно теории Виттфогеля, ирригационный способ земледелия - наиболее вероятный ответ аграрного общества трудностям разведения хозяйствования в засушливом климате.

Необходимость организованных коллективных работ, которая связана с данным способом хозяйствования, ведет к генезису бюрократии, а также усилению авторитарной мощи. Так создается восточная деспотия, называемая так же «гидравлическим государством», представляемая особым видом устройства общества, которая отличается явным антигуманизмом и неспособностью к прогрессу, то есть властью блокируется развитие.

Уровень доступности воды - фактор, определяющий характеристики развития общества, но не одним существующим, являющимся необходимым для его жизнедеятельности. Для удачного ведения земледельческого хозяйствования должны совпасть одновременно несколько условий: наличие культур растений; пригодная для земледелия почва; конкретный климат; рельеф местности, не препятствующий земледелию.


Перечисленные факторы одинаково необходимы. Разница состоит в том, сколь успешно индивид может оказывать влияние на них, влиять «компенсирующим воздействием»: «Эффективность человеческого компенсирующего влияния находится в зависимости от того, как легко неблагоприятные факторы могут быть изменены.

Какие-то факторы можно рассматривать как неизменные, так как они в принципе не поддаются воздействию человека. Другие же могут поддаваться ему довольно легко».

Одни факторы, такие как климат, до настоящего момента не могут регулироваться индивидом, другие, такие как рельеф, — не могли регулироваться в доиндустриальную эпоху.

На некоторые же факторы человек мог и может оказывать влияние, например, ему по силам завезти в конкретную местность культуры растений, удобрять и обрабатывать почву. Все это он может сделать самостоятельно либо при помощи небольшой группы.

Выделяют следующие основные типы факторов земледелия: такие, которые легко поддаются изменениям человека; такие, на изменение которых он не может влиять и поныне или же не мог наибольшую часть собственной истории.

Перечисленные факторы одинаково необходимы. Разница состоит в том, сколь успешно индивид может оказывать влияние на них, влиять «компенсирующим воздействием»: «Эффективность человеческого компенсирующего влияния находится в зависимости от того, как легко неблагоприятные факторы могут быть изменены.

Какие-то факторы можно рассматривать как неизменные, так как они в принципе не поддаются воздействию человека. Другие же могут поддаваться ему довольно легко».

Одни факторы, такие как климат, до настоящего момента не могут регулироваться индивидом, другие, такие как рельеф, — не могли регулироваться в доиндустриальную эпоху. На некоторые же факторы человек мог и может оказывать влияние, например, ему по силам завезти в конкретную местность культуры растений, удобрять и обрабатывать почву.

Все это он может сделать самостоятельно либо при помощи небольшой группы. Выделяют следующие основные типы факторов земледелия: такие, которые легко поддаются изменениям человека; такие, на изменение которых он не может влиять и поныне или же не мог наибольшую часть собственной истории.

Только единственный природный фактор, который является необходимым для земледелия, не входит ни в какую из этих группировок. Он всегда поддавался воздействию общества еще в доиндустриальную эпоху, но при коренных изменениях организации данного общества индивиду обязательно было кардинально менять организацию собственного труда. Этим фактором является вода. Вода накапливается на поверхностях земли слишком неравномерно.


Это не имеет серьезного значения при земледелии в областях с большим уровнем осадков, но имеет особую важность в засушливых районах, а наиболее плодородные районы Земля все располагаются в зоне засушливого климата. Именно поэтому доставка воды на области полей может решаться лишь единственным способом, которым является - массовый организованный труд.

Последнее является крайне важным, так как конкретные не ирригационные работы, такие как расчистка леса, могут являться особенно трудоемкими, но могут не требовать четкой координации, так как ценность ошибки в процессе их выполнении куда ниже.

Так возникает гидравлическое (менеджериальное) деспотическое государство — наиболее распространенный образ устройства общества на протяжении наибольшей части истории человечества.

Естественно, что государство, которое возникло в результате необходимости организации работ общества в аграрной сфере, с большей долей вероятности будет пользоваться принудительным трудом и в иных случаях.

Именно отсюда и начались грандиозные сооружения древнейших государств: монументальные: храмы, гробницы и т. д., наиболее ярчайший пример — пирамиды в Египте; оборонительные: Великая китайская стена; утилитарные: римские дороги и акведуки. [7, c,21]

Согласно Виттфогелю, менеджериальное государство является более сильным, чем общество, оно может сохранить над ним абсолютный контроль. Для этого должны быть предприняты меры специального воздействия, такие как порядок распределения наследства по равным долям, которой способен дробить владение, препятствовать появлению обширных собственников, которые представляют опасность для власти. Виттфогель уделяет внимание, что гидравлическое общество не всегда лишено привлекательных демократических черт. [8, c,73]

Данные черты, такие как независимость общинного устройства, эгалитаризм, толерантность религиозного характера, элементы демократии выборного типа, представляются проявлением «демократии попрошаек», которая во всем зависима от центрального аппарат власти. Выборность порядок власти, согласно Виттфогелю, наиболее хорошо сочетается с деспотичной формой правления.

Виттфогель подчеркивает, что гидравлическое общество слишком подавляется государством, именно из-за этого в нём не может существовать классовая борьба, даже не смотря на присутствие социального антагонизма.

Первоначально Виттфогель отталкивался от марксизма, а уже позже дошел до абсолютно немарксистских выводов. Он считал, что гидравлическая надстройка может быть транспортирована в те общества, в которых отсутствует гидравлическая основа (Китай, Россия).


В его теории невозможно отыскать внятный ответ на вопрос, почему в России получилось внедрить деспотию, а в Японии нет, даже несмотря на многолетние связи с Китаем. Отсутствие деспотизма в Японии невозможно объяснять тем, что она не подвержена завоеванию деспотизма.

Деспотия легко может проникать в государство путём диффузии культуры, как это было в Риме, а влияние культуры Азии на Японию было обширным. Попытками установить деспотию в Японии были реформы Тайка и Токугавы. Виттфогель объяснил их неудачу тем, что ирригационная система Японии носила децентрализованный характер.

Так же и в России условия создания мощного сельского хозяйства, которое управляется бюрократией, отсутствовали. Поэтому вопросы о причине японской устойчивости к деспотизму так остается открытым на сегодняшний день.

2.3 Восточная теория происхождения государства

Новые экономические условия создали определенные условия, в которых родоплеменная организация власти стала бессильной. Потребовался совершенно иной властный механизм, который мог бы обеспечить вес интересов одних членов общественной группы за счет других ее членов. Координация отношений общества при таких условиях не может удерживать равновесие.

Общество по причине раскола на экономические неравные классы (группы) индивидов объективно создает качественно новую властную организацию, которая способна не только поддержать интересы имущих, но и сдержать противоборство между ними и экономически зависимой частицей этого общества.

Именно этой организацией и становится государство, которое является гениальным искусственным образованием мысли человечества. В настоящее момент главенствует мнение о том, что происхождение государства проходило по двум направлениям, получившим названия «восточное» и «западное».

Понятие "Восток" использовано не столь в географическом смысле, сколь в историко-культурном, цивилизационном. Одно из важнейших различий восточного и западного путей было заключено в том, что на Востоке частнособственнические отношения, которые ориентированы на рынок, не могли занимать значимого места, в отличие от Запада. [6, c.33]

Одной из главных социальных форм, которые сыграли главенствующую роль при эволюции древневосточных обществ, являлась сельская община, которая во многом сохранила оттенки патриархально-родовой организации. В большей мере она определила характер власти в сфере политики в данных обществах, роль, регулирующие и контрольные функции государства древневосточного типа, отличительные черты правовых систем.