Файл: Теории происхождения государства (Анализ теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наивысшую позицию занял вечный закон, выражающий волю Бога. Бог создал мир и все, что в нем есть, с конкретной целью. Образование мира еще не завершилось, план последующего сотворения заложен в голове творца, но этот план проявляется лишь по мере развития мира и общества согласно тому, какой является божья воля. Человеческое сознание является ограниченным, и в силу этого не может познать этот вечный закон.

Но для того, чтобы человек следовал по намеченному Богом пути, человеку предоставлена возможность постижения и понимания отдельных составляющих вечного закона и определять, какие истины пошли вразрез с ним, а какие являются соответствующими ему. Существу человека характерно то, что он может осознавать, что представляется добром, а что - злом, какое поведение является соответственным божьей воли, а какое таковым не является. Фома Аквинский считал, что человек - «животное общественное и политическое».

В людях с самого начала жизни закладывается желание и стремление к соединению и организации государства, потому как индивид сам не имеет возможностей удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. В силу данных причин возникали, развивались государства как политические общности людей.

Этим образом, в отличие от Августина Блаженного, Фома Аквинский считает, что государство являлась проявлением естественных потребностей человека жить в объединении подобных себе. Основополагающими целями государства являются обеспечение блага всего общества и законности. Фома Аквинский утверждал, что государственная власть составлена из следующих элементов: сущность; происхождение; использование. Сущность власти представлена порядком отношений господства и подчиненности, когда низкие общественные слои, которые находятся в подчиненной зависимости у вышестоящих членов управления, в собственной деятельности руководствуются волей их.

Данный порядок представляется богоугодным. Но из этого нельзя считать то, что любой государь установлен на свое место, наделен силой власти лично богом, что каждое действие правителя - проявление божьей воли. Поэтому довольно-таки часто проявления и формы власти принимают несправедливый характер, могут нести зло. Аквинский не исключил и того, что по мере использования своих полномочий, правитель может злоупотребить собственной властью.

Остальные два элемента государственной власти иногда могут не быть проявлением тожественной воли. Это происходит, если правитель, либо получил власть вследствие использования нечестных методов, либо проявляет собственную власть несправедливым образом.


Таким образом, нет единого мнения о том, как происходили этапы становления государств. Для того, чтобы дать четкий ответ на данный вопрос, необходимо изучить и проанализировать множество теорий происхождения государств.

Глава 3. Плюсы и минусы теорий происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства. Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.) Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются: Теория объснет образование государства совместно с монорелигией; Теория дает возможность устанавливать общественный порядок; Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы - теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства. [2, c.92]

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель. Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи. В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности.

Власть правителя - естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе. Плюсами теории является то, что она: справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»; помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»; поддерживает людские верования в нерушимость мира; раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теории заключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.


Договорная теория происхождения государства.

Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев. Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ. Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.

Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременного естественно-исторического развития общества. Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения.

Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания, в сущности, государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положениях:

Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет; чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление; Договор является волей людей — значит он может расторгаться; Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Теория насилия в вопросе происхождения государства. Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.

Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский. Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, государственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства.

В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь. Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг. Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.

Плюсы данной теории — это признание того, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.


Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить. Материалистическая теория происхождения государства

Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс и Ленин. [1, c.32]

Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.

Плюсы теории — это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.[1, c.44]

Таким образом, в каждой теории можно найти свои минусы и плюсы. Устанавливая первым тезисом, невозможность жизни универсальной теории происхождения государства, возник вопрос о том, каким образом юридической науке возможно будет описать процессию происхождения государства в границах утвержденных парадигм. Эту проблему возможно разрешить только при помощи юридизации методик и достижений иных неюридических наук, другими словами при помощи юридико-понятийного трансформирования неюридических методик и дисциплин, их преобразования с определенных позиций права, их вхождения в новый познавательный смысловой контекст предметов и методов юридической науки.

Заключение

Теории происхождения государства— теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики. 


Консенсуса о причинах происхождения государства не существует. Есть несколько теорий, объясняющих происхождение государства, но ни одна из них не может быть окончательной и истиной. Самыми древними известными государствами являются государства Древнего Востока (современный Ирак, Египет, Индия, Китай).

Существуют основные теории возникновения государства. К ним относятся: Теологическая теория. Ее представителями являются Аврелий Августин и Фома Аквинский. Суть теории заключается в том, что государство возникло по божьей воле. Из этого следует, что само государство и его институты вечны, святы и незыблемы, они возникают и упраздняются независимо от человека.

Государство выражает волю Бога на земле. Патриархальная теория. Представители теории – Аристотель и Конфуций. Суть заключается в том, что государство образуется из разрастающихся с каждым поколением семей, для управления которыми необходима власть правителя, являющаяся продолжением отцовской власти. Теория насилия. Представители – Дюринг, Гумплович.

Государство и политическая власть возникли по причине завоеваний, насилия и порабощения племен (внешнее насилие). Оно было необходимо, чтобы управлять покоренными племенами. Также государство возникло и в результате внутреннего насилия, так как группа людей подчиняет насильственно других. Оно было необходимо для расширения территорий, сбора дани, поддержания порядка, завоевания благ. Ирригационная территория. Крестьянин не мог в полной мере использовать ресурсы крупных рек самостоятельно. Необходимо было мобилизовать усилия всех людей, проживающих вдоль этих рек. Таким образом возникли Древний Китай, Египет и Вавилон.

Список используемой литературы

  1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2012. – 608 с.
  2. Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2012. – 304 с.
  3. Малько, А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. – М.: КноРус, 2013. – 240 с.
  4. Перевалов, В.Д. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2012. – 432 с.
  5. Романенкова, Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций. – М.: Проспект, 2013. – 96 с.
  6. Романенкова, Е.Н. Шпаргалка по теории государства и права. – М.: РГ-Пресс, 2013. – 40 с.
  7. Сурикова, П.Р. Теория государства и права. Конспекты. Шпаргалки. – СПб.: Астрель, Сова, 2012. – 192 с.
  8. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 224 с.
  9. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2013. – 240 с.
  10. Яковлев, А.И. Основы правоведения. – М.: Академия, 2012. – 336 с.