Файл: Нотариат в РФ (Роль и задачи нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система организации нотариата регламентируется нормами административного права. Порядок получения статуса нотариуса, осуществление контроля за деятельностью нотариуса, регулирование численности нотариусов - это властеотношения, субъектами которых выступает государственный орган - Министерство юстиции РФ - и его территориальные подразделения [6].

Нотариус - субъект публичного права. Публично-правовая природа нотариата подтверждена Конституционным Судом РФ в постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2,12,17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», в котором сказано, что деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов [4].

Таким образом, нотариат - это полисемичный термин, который понимается, во - первых, как систему специальных органов и должностных лиц, во-вторых - совокупность нотариальных действий, совершаемых указанными органами [11, с. 140].

Нотариат реализуется в сфере бесспорной гражданской юрисдикции, основной функцией которой является оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам посредством совершения нотариальных действий от имени государства в целях охраны их прав и законных интересов.

Следовательно, нотариат можно определить как систему специальных органов и должностных лиц, действующих в сфере бесспорной гражданской юрисдикции, основная функция которых совершение нотариальных действий от имени государства с целью охраны и защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.

Юридическая природа нотариальной деятельности определяется тем, что нотариус в своей деятельности должен применять нормы права для разрешения конкретных дел.

Результаты нотариальной деятельности закрепляются в соответствующих процессуальных документах, которые имеют официальный характер и установленную законом форму. Так, в своей деятельности нотариус регламентируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 № 4462-1. Нотариальная деятельность проводится в процессуальной форме, что устанавливает наиболее эффективную гарантию правильного, быстрого и законного рассмотрения нотариального дела. Нотариальная деятельность связана с необходимостью применения различных методов и средств юридической техники.


На основании изложенного, можно сделать вывод, что нотариальная деятельность характеризуется всеми признаками, свойственными правовой форме деятельности и являет свой типичный вариант нотариальной процедуре в сфере гражданской юрисдикции.

1.3 Нотариат в системе правоприменительных органов Российской Федерации

В данном вопросе проанализируем определение принадлежности нотариата к правоприменительным органам, в том числе и к правоохранительным органам.

Кратко о правоприменении, которое, как правило, осуществляют правоприменительные органы.

Еще в СССР ученые исследовали правоприменительную деятельность.

Под правоприменительной деятельностью подразумевается «организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера, выраженных в правоприменительных актах» [6, с. 142].

Другие авторы по существу высказали верное суждение: «Вопрос о понятии правоприменения неразрывно связан с дискуссией о понятии права. С одной стороны, определение правоприменения требует уточнения своего объекта, а именно ответа на вопрос о том, что является правом[6, 9].

С другой, — обоснование понятия права требует его отделения от иных явлений, к праву не относящихся, что определяет необходимость рассмотрения реальных процессов упорядочения поведения людей при помощи правил общего характера».

Правоприменение «выступает универсальным элементом механизма функционирования любого государства» [13, с. 143].

Противоречивы суждения ученых и практиков и относительно статуса нотариата и о содержании его деятельности.

Так, при определении «организационной основы нотариальной деятельности» высказывают следующее обобщающее суждение: «Нотариат — это система, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Но нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам [12, с. 176].

Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму.

Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. И эта функция определяет порядок организации и структуру нотариата, его компетенцию и методы его деятельности».


Представляется небесспорным суждение Е.В. Погосян: «Таким образом, только нотариат с его уникальной двойственной правовой природой способен эффективно исполнять функции, возложенные на него государством. Уникальность института нотариата заключается в том, что он позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет самих участников, без каких-либо затрат со стороны государства[15].

Тем самым институт нотариата дает государству возможность реализовывать во всей полноте свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан».

Правоприменителем С. Смирновым, при обосновании выделения нотариального права в качестве самостоятельной отрасли права, высказаны следующие суждения: «В последние годы принимаются меры по реформированию нотариата в России, которые приносят определенные результаты. Развивается нотариат латинского типа, усиливается государственноправовое воздействие на упорядочение нотариальных отношений.

Идет процесс совершенствования нотариального законодательства. Перспективы развития нотариата предполагается определить в Федеральном законе «Об организации нотариата и нотариальной деятельности»; «Если отрасль как учебная дисциплина определена в государственном образовательном стандарте, отрасли системы наук о праве и государстве установлены в номенклатуре специальностей научных работников, а отрасль системы законодательства — в классификаторе правовых актов, то отрасль права как правовая общность не формализована, на практике нет единого перечня отраслей права.

Представляется, необходимо разработать такой реестр отраслей права».

Некоторые авторы (Н.Д. Эриашвили, В.Н. Галузо и др.), подразделив нотариат на две группы — государственный и негосударственный, определяют принадлежность такового к правоприменительным органам. Причем они же при соотнесении терминов «правоприменительные органы» и «правоохранительные органы» как род и вид, нотариат не относят к правоохранительным органам.

Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации9 об организации и деятельности нотариата.

Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности нотариата, и по юридической силе приравненным к закону РФ (но не к федеральному закону РФ, ибо таковые в Российской Федерации начали приниматься с 1994 г.), выступают: «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г.


В ст. 1 названного нормативного правового акта закреплены следующие положения: «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен.., ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции ... в порядке, им установленном[10, с. 144].

Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции, выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса.

Ввиду участия нотариусов при осуществления всех видов доказывания при правоприменениинеобходимо повысить статус нормативного правового акта — «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» и представить его как Федеральный закон РФ «Об основах нотариальной деятельности в Российской Федерации». А в субъектах Российской Федерации принять соответствующие нормативные правовые акты. Например, в г. Москве таковым мог бы быть Закон г. Москвы «О нотариате в городе Москве».

Таким образом, законодательство о нотариате в Российской Федерации нуждается в кардинальном реформировании.

Проведённый в данном параграфе обзор литературы, а также анализ действующего законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, нотариат является правоприменительным органом, причем, как государственным (нотариальные органы), так и негосударственным (частный нотариат).

Во-вторых, нотариат (и государственный, и негосударственный) не может рассматриваться правоохранительным органом.


В-третьих, деятельность нотариата по содержанию может быть определена как разновидность правоприменительной деятельности.

Таким образом, в завершении главы необходимо отметить, что институт нотариальной деятельности играет важную роль в защите прав и законных интересов каждого гражданина.

Суть работы нотариальных организаций заключается, прежде всего, в том, чтобы гарантировать реальность покупаемых прав и их фиксирование в определенной юридической форме.

В собственной деятельности аппараты нотариата придерживаются функционирующим законодательством Российской Федерации и призывают его соблюдения от всех причастных лиц, обращающихся с просьбой о совершении нотариальных операций[6, с. 113].

Функции нотариата отображают ключевые тенденции работы его концепции и суть нотариата. Нотариальные функции в целом носят отдельный характер, вытекающий из публично-правового характера нотариальной работы и специфик компетенции нотариуса, функционирующего в рамках неоспоримой гражданской юрисдикции.

Глава 2. Практические особенности нотариальной деятельности в России

2.1 Практические основы деятельности нотариальных контор в РФ

В данной главе курсовой работы необходимо рассмотреть практические особенности нотариальной деятельности в России.

Проанализируем в начале практические основы работы нотариальных контор.

В начале поясним, что нотариальная деятельность, как и любое правовое понятие, руководствуется определенными принципами, которые действуют как своеобразная основа для построения нормативной базы нотариального законодательства. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (далее - Основы) [5] нотариальная деятельность может осуществляться как государственными нотариальными конторами, так и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые могут иметь свою нотариальную контору.

В соответствии ст. 7 Основ государственные нотариальные конторы могут открываться и упраздняться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом.