Файл: Нотариат в РФ (Роль и задачи нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный орган юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой наделяет полномочиями федеральных нотариусов. С государственным нотариусом заключается трудовой договор, к нему применяется трудовое законодательство, касающееся, в том числе, трудовой дисциплины и дисциплинарной ответственности.

В отличие от государственного нотариуса, с нотариусом, занимающимся частной практикой, заключения трудового договора не требуется. При этом его деятельность не является предпринимательской.

Однако часть 8 ст. 17 Основ определяет применение в отношении как нотариуса, занимающегося частной практикой, так и нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, дисциплинарной ответственности, ответственность за нарушения предусмотрена в Кодексе профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. В то же время часть 4 ст. 6.1 Основ предусматривает, что решение о привлечении нотариуса, который занимается частной практикой, к дисциплинарной ответственности принимает нотариальная палата субъекта Российской Федерации.

Отметим, что понятие о дисциплинарной ответственности связано с трудовым законодательством. В соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ ФЗ (далее - Трудовой кодекс РФ) [1] трудовые и иные связанные с ними отношения контролируются трудовым законодательством.

Однако отношения между нотариусом, который занимается частной практикой, и определенной нотариальной палатой субъекта РФ не являются трудовыми, соответственно, нотариус не несет дисциплинарной ответственности согласно трудовому законодательству за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей[10, с. 176].

Несомненно, нотариус, занимающийся частной практикой, должен нести ответственность, но не дисциплинарную.

Так как нотариусы и нотариальные палаты состоят в административных правоотношениях, нотариальной палатой не могут быть применены меры дисциплинарного воздействия к нотариусу, даже если бы такие меры были предусмотрены уставом палаты.

Соответственно, при сложившейся ситуации предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и дополнить его статьей «Неисполнение или ненадлежащее исполнение нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей» в части установления состава административного правонарушения в сфере нотариальной деятельности.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, вызывают пристальное внимание со стороны государства и налоговых органов.


Оплата услуг государственных и частных нотариусов одинакова, однако за нарушения прав граждан частными нотариусами государство не несет никакой материальной и моральной ответственности [5, с. 1250].

Несмотря на постоянное совершенствование, система нотариата в Российской Федерации имеет пробелы в правовом и организационном регулировании.

В каждой стране развитие деятельности нотариусов и нотариальных контор находится на различных уровнях. В целях повышения уровня развития системы российского нотариата следует обратиться к практике зарубежных стран, особенно целесообразно заимствовать положениях тех областей нотариальной деятельности, которые урегулированы наиболее детально.

Интересным является опыт Франции, где наряду с официальными органами нотариального самоуправления в составе нотариальных палат, региональных советов и Высшего совета нотариусов, существуют и другие учреждения, каждые из которых выполняют определенную функцию [11, с. 23]. Такая система позволяет координировать работу нотариальных органов и сделать ее более эффективной и качественной.

В Российской Федерации, к сожалению, подобные органы отсутствуют. Исключением является Центр нотариальных исследований в г. Екатеринбурге, созданный с целью поддержания статуса нотариальной профессии на должном уровне, так как усилий, прилагаемых частными и государственными нотариусами, оказалось недостаточно. Но какую роль может сыграть один единственный центр на огромную страну? Предлагается создать хотя бы по одному Центру нотариальных исследований в каждом федеральном округе Российской Федерации. Это позволит расширить возможности российского нотариата и укрепить его позиции.

С 1 января 2019 года в области деятельности нотариальных контор произошли организационные изменения. Теперь нотариальные конторы обязали устанавливать средства дистанционного аудио- и видеонаблюдения в режиме реального времени. При этом необходимо соблюдение тайны совершения нотариальных действий.

3 августа Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - 338-ФЗ) [3], который вносит существенные новеллы в регулирование нотариальной деятельности.

Важным является уточнение требований законодательства к обязанностям нотариуса по содержанию нотариальной конторы. Учитывая, что нотариус ведет свою деятельность на принципах самофинансирования, т.е. не получает бюджетных средств, и фактически несет все обязанности по содержанию нотариальной конторы (аренда, ремонт, зарплата сотрудников и т.п.), формализация требований к этим аспектам становится насущной необходимостью. Устанавливать эти стандарты будет Федеральная нотариальная палата.


Это принципиально важный момент, так как для граждан эта новелла закона также должна создать единые и удобные стандарты обслуживания в нотариальных конторах. Учитывая, что современный нотариат России стремительно развивает электронные технологии, внедряет в свою работу клиентоориентированный подход, установление таких принципов в законодательном порядке становится важным фактором успешного развития.

Также вводятся стандарты для обязанностей нотариуса по информированию граждан о месте нахождения конторы, времени работы и т.п., включая требования к стандартам указателей, вывесок, сайтов. Единая система таких стандартов также призвана создать узнаваемое и удобное для граждан визуальное и информационное пространство нотариата.

Рассмотрев проблему, мы пришли к выводу, что необходимо уделять особое внимание совершенствованию деятельности нотариальных контор, используя при необходимости опыт зарубежных стран. Ведь от того, на каком уровне развития будет находиться институт нотариата, зависит эффективность предоставления нотариальных услуг.

Учитывая рассмотренные нововведения, а также перспективные изменения законодательства в сфере нотариальной деятельности, можно сделать вывод, что законодательство о нотариате динамично развивается в целях обеспечения соответствия современным вызовам общества[12, с. 160].

2.2 Цифровизация нотариальной деятельности

Одной из наиболее главных и пронизывающих все сферы общественной жизни тенденций является информатизация и всеобщая глобализация. В век компьютерных технологий информатизация и электронофикация не обошла практически ни одну сферу жизни.

Рассмотрим, как цифровизация и информатизация повлияла на нотариальную деятельность в России.

Авторы, исследователи отмечают, что в современном обществе архаичные методы работы нотариуса уже не могли бы поспевать за набравшим скорость и стремящимся вперед гражданским оборотом. Нотариус должен быть не «тормозом» в достижении поставленных целей его участниками, а их «проводником», «двигателем» прогрессивного развития правового общества.

Перед нотариусом ставится задача по оказанию всесторонней, комплексной помощи участникам сделок и других нотариальных действий, выполнение которой невозможно без наделения его полномочиями по активному истребованию, получению и комплексной проверке всех необходимых обстоятельств с тем, чтобы освободить граждан и представителей юридических лиц от необходимости обращения в различные инстанции за получением справок и документов и «хождения по мукам».


Нотариусы, пожалуй, одни из последних в правовой системе России добрались до внедрения информационных технологий. Это не случайно, поскольку большинство нотариальных действий требуют изучения подлинников на бумаге.

Однако повсеместное применение средств коммуникации, информационных систем и сетей не могло не повлиять и на развитие нотариата.

Цифровизация нотариальной деятельности являлась давно назревшей потребностью, поскольку несовременные способы организации нотариальной деятельности, использование непроверенной, а порой неактуальной информации ставят по сомнения документы, которые исходят из-под пера нотариуса, тем самым не обеспечивают защиту прав и законных интересов лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий.

Электронные документы для нотариуса оставались чем-то фантастическим и нереальным вплоть до октября 2012 года, когда был подписан закон № 166-ФЗ, который, по сути, был революционным в области цифровизации нотариата, поскольку изменения коснулись электронной формы и передачи сведений в единую информационную систему нотариата с использованием нотариусом усиленной цифровой подписи[6, с. 130].

Однако он так и не вступил в действие. Вместо него 21 декабря 2013 г. был принят комплексный закон № 379-ФЗ, внесший изменения в отдельные законодательные акты, в том числе почти на одну треть обновив «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее по тексту «Основы)».

Этим законом были установлены новые возможности и полномочия, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий, без которых в настоящее время невозможно представить работу нотариуса, в том числе была введена глава VII.1 «Единая информационная система нотариата» (далее по тексту ЕИСН).

Этот закон закрепил важные для нотариуса новации, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий, кото

рые можно объединить в три группы: ведение нотариусом электронных реестров; создание нотариусом нотариально оформленных документов в форме электронных документов; принятие нотариусом электронных документов для совершения нотариального действия.1

Внедрение современных технологий в традиционную, веками устоявшуюся систему документоведения открывает новые возможности для повышения оперативности нотариальных действий.

Нотариальная система России изменяется в соответствии с требованиями времени и новых технологий. Сегодня каждый нотариус России имеет электронную подпись и доступ к единой системе электронного нотариата страны.


«Современная модель развития российского нотариата - это развитие модели активного нотариата, которая ставит нотариуса в центр гражданского оборота и наделяет его полномочиями для оказания квалифицированной юридической помощи комплексного характера».2

Единая информационная система является уникальной по своей правовой природе программой. Основанная с целью объединения и обработки данных нотариусов по всей территории Российской Федерации, ЕИС была преобразована в современную, отвечающую всем стандартам и требованиям законодательства систему электронного взаимодействия. Данная система обеспечивает электронное взаимодействие между участниками внутри самой системы, а также осуществляет взаимообмен данными с субъектами извне.

Публичность некоторых видов сведений, внесенных в ЕИС, имеет юридическое значение для третьих лиц.3

Функционирование ЕИСН играет важнейшую роль в деятельности каждого нотариуса страны. В настоящее время практически невозможно совершить нотариальное действие без его регистрации в электронном реестре, а несвоевременная регистрация нотариальных действий в электронном реестре и внесение иных установленных законом сведений может привести к нарушению прав и законных интересов участников нотариальных действий и иных лиц.

Так, например, несвоевременная регистрация наследственного дела может привести к неблагоприятным последствиям для наследников, а несвоевременное внесение сведений об отмене доверенности может нарушить интересы доверителя и других лиц, которые добросовестно заблуждаются относительно действительности полномочий у предъявителя доверенности.

ЕИСН нотариата состоит из нескольких разделов, которые содержат как публичные сведения, справочно-информационные сведения, так и конфиденциальные сведения; электронные реестры.

Широкое использование электронных ресурсов гарантирует оперативную помощь нотариусов обращающимся к ним лицам. Нотариат стал более привлекателен для участников гражданского оборота.

Остановимся на некоторых разделах ЕИС.

Реестр нотариальных действий ЕИСН состоит из нескольких подразделов. Действующее законодательство возложило на нотариусов обязанность по регистрации практически всех (за малым исключением) совершаемых ими нотариальных действий в электронных реестрах.

С созданием реестра завещаний значительно упростился порядок розыска составленного завещания, что, в свою очередь, обеспечило защиту прав граждан при оформлении наследства. Нотариусы во исполнение требования закона обязаны вносить в ЕИСН все удостоверенные ими завещания.