Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации( Сущность и этапы развития налоговой политики государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и этапы развития налоговой политики государства
1.2 Инструменты формирования налоговой политики государства
2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И СИСТЕМЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Основные органы и организации, формирующие налоговую политику государства
2.2 Содержание и взаимосвязь элементов механизма реализации налоговой политики
Анализ возможно провести на основе данных, ежегодно представляемых ФНС России по форме 2-НК, в которых содержится информация об организации и проведении камеральных и выездных налоговых проверок. В качестве периода анализа выберем промежуток времени с 2014 по 2017 года, чтобы охватить фазу валютного кризиса в России и постепенное оздоровление экономики в последующие года[48].
За последние 4 года налоговые органы ФНС России провели множество как камеральных, так и выездных проверок. Как показывает динамика, происходит увеличение количества проверок, проводимых ФНС России, однако это увеличение произошло за счет увеличения числа камеральных проверок и сокращения выездных.
ФНС России стремится реализовать одно из своих направлений деятельности – оптимизации ресурсов при реализации своей деятельности. На выездные проверки необходимы значительные объемы ресурсов: человеческих, денежных, временных, поэтому ФНС России сократила количество выездных проверок в 1,5 раза, однако, при этом произошло увеличение дополнительно начисленных платежей (налогов, сборов пенни и
т.д.) по итогам выездных проверок[49].
При сокращении более чем в 1,5 раза выездных проверок, доначисления на одну выездную проверку выросли практически в 2 раза, что говорит о повышении качества проводимых не только выездных, но и камеральных проверок.
В 2016 году ФНС[50] России внедрила риск-ориентированный подход к проведению проверок, путем усиления аналитической составляющей в контрольной работе, а также применения новейших автоматизированных аналитических инструментов, что позволило значительно повысить эффективность камеральных налоговых проверок[51]. При соотнесении к общему количеству проверок видно, что каждая проведенная налоговыми органами ФНС России приносит следующие суммы в течение 2014-2017 гг.
Тем не менее, уменьшение дополнительно начисленных платежей вовсе не говорит о том, что в целом эффективность налоговых органов ФНС снизилась. Разумным объяснением становится то, что в последние несколько лет заметна тенденция к ведению «честного» и «чистого» бизнеса. Санкции ФНС настолько велики (от штрафов в несколько тысяч рублей вплоть до приостановления ведения предпринимательской деятельности), что организациям и индивидуальным предприятиям выгоднее и безопаснее вести правильный и «прозрачный» учет[52].
Также в ходе проведения налоговых проверок налоговые органы ФНС выделяют характерные черты. Рассмотрим эти черты в разрезе уплаты налогов.
На экономику страны в целом прямое воздействие оказывают налоговые отношения, возникнувшие между налогоплательщиками и налоговыми органами, так как от их гармонизации зависит своевременность и полнота уплаты налоговых платежей в бюджет. Они обхватывают большую часть населения любого государства и напрямую затрагивают юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и группы физических лиц, которые имеют доходы. Согласно состоянию, на 01.01.2018 года в Российской Федерации в Единый государственный реестр занесены сведения более чем 4610 тыс. юридических лиц и 3511 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В ст. 57 Конституции Российской Федерации[53] говорится: «Каждый обязан платить законно определенные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги, либо ухудшающие состояние налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Данное состояние является главным и имеет значительное преимущество перед остальными положениями системы законодательства Российской Федерации[54].
В первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) закреплены отношения между плательщиками налогов и сборов и налоговыми органами на сегодняшний день закреплены в виде прав и обязанностей двух сторон. Реализация на практике прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов имеет большое значение не только лишь в отношении контрольных мероприятий, однако и расширяет познания в области налогообложения налогоплательщиков, к примеру, с помощью реализации их права на получение бесплатной информации о действующих налогах и сборах. Это право предоставляет возможность налогоплательщикам правильно определять облагаемую базу и реализовать свое основное обязательство по полноте и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет страны[55].
При взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов первоначальным фактором является сама сущность налогов, их назначение. С одной стороны, государственная политика в области налогообложения и финансов должна ориентироваться на осуществление их основной фискальной функции, то есть своевременное и полное поступление налоговых платежей в доходную долю бюджетов совершенно всех уровней. С другой стороны, налогоплательщики должны владеть аналогичными обстоятельствами, при которых имели бы возможность осуществить налоговые обязательства[56].
На отношения налоговых органов и налогоплательщиков оказывают значительное влияние следующие условия:
- экономические;
- общественно-политические;
- законодательные;
- социальные.
Первые два фактора напрямую взаимосвязаны и определяют налоговую политику государства, тем самым, они проявляют огромное воздействие на зафиксированные законом отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Законодательные факторы - результат проводимой стратегии и тактики в области налогообложения, который закрепляет тенденции развития в виде законодательных и нормативных актов[57].
Социальные факторы, в свою очередь, взаимосвязаны напрямую с финансовыми условиями и значительно пребывают в зависимости от готовности общества осуществлять определенные государством законы и от степени налоговой культуры плательщиков налогов и сборов[58].
Одной из элементов уровня налоговой культуры плательщиков налогов и сборов считаются познания, получаемые растущим поколением в учебных заведениях. В решении проблем развития налоговой культуры проявило бы существенное значение внедрение в учебные планы курсов по выбору по налогообложению и содействие фактических работников налоговых организаций в самом учебном процессе. Данное возможно со способностями формирования партнерства образовательных учреждений и бизнес-сообщества в Российской Федерации[59].
В докладе о результатах и ключевых направлениях работы Министерства финансов Российской Федерации было объявлено, что необходимо использовать все меры по увеличению поступлений в бюджет государства, в том числе по принудительному взысканию задолженности и урегулированию задолженности посредством проведения зачета, а также обеспечения роста эффективности взыскания. Повышение эффективности гармонизации взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами даст возможность реализовать данные задачи.
2.2 Содержание и взаимосвязь элементов механизма реализации налоговой политики
Понятие налогового механизма сложное с точки зрения его сущности. С одной стороны, данная категория является методологической, с другой стороны методической, поэтому рассматривать его стоит с двух сторон — широкой (общетеоретической) и узкой (практической) позиции[60].
Налоговый механизм— это реальное налоговое производство, а значит, экономический инструмент субъективного регламентирования системы налоговых отношений. Налоговое регулирование содержит в себе объективные и субъективные начала[61]. Объективность состоит в осуществлении имеющихся налоговых отношений. В то время как субъективное начало через организацию налоговой системы, которая представлена различными видами налогов, налоговым планированием, прогнозированием, налоговым администрированием, применением рычагов и стимулов, влияет на положение экономики[62].
С помощью налогового механизма можно достичь равновесия между социально-экономическими, а также финансовыми интересами государства в приделах его основных функции.
Налоговый механизм представляет собой концепцию соответствующих инструментов и конкретных методов, которые применяются в процессе управления финансовыми отношениями, образующиеся между субъектами бюджетных отношений по поводу мобилизации и распределения финансовых ресурсов с точки зрения осуществления целей социально-экономического развития регионов страны при соблюдении стратегических ориентиров развития страны в целом[63].
Налоговый механизм можно определить, как комплекс форм и методов создания и использования финансовых ресурсов с целью обеспечения социально-экономических потребностей регионов, который применяется с целью создания благоприятных условий для экономического и социального развития страны в контексте обеспечение экономического роста. Такое определение позволяет конкретизировать составляющие налогового механизма, а именно отнести к нему: организационные формы финансовых отношений (порядок формирования и использования фондов денежных средств), методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство по региональному развитию[64].
Уплата налогов является не только неотъемлемой частью существования самого государства, но и одной из самых сложных в реализации обязанностей перед государством всех тех лиц, которые признаются налогоплательщиками или плательщиками сборов. Самое сложное положение, конечно, у лиц занимающихся предпринимательской деятельностью, поскольку закон возлагает на них большее количество обязанностей. Связано это прежде всего с тем, что значительная доля поступлений в бюджеты всех уровней исходит именно от предпринимателей, поэтому жесткая регламентация ведения налогового учета находится в интересах государства.
На сегодняшний день ведение бизнеса с соблюдением всех правовых норм не может обезопасить предпринимателя от налоговых споров, а привлечение налогоплательщика к ответственности не всегда является правомерным действием со стороны государства. В таких случаях у налогоплательщика есть возможность обжаловать решение налогового органа с целью защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Однако урегулировать данный спор не всегда получается без обращения в суд[65].
Предпосылкой обращения налогоплательщика в арбитражный суд с защитой своих прав и законных интересов выступает возникший спор с налоговым органом[66].
Законодательного определения налогового спора в настоящее время не существует, однако в науке ведутся широкие дискуссии по данному вопросу.
Обобщая мнения ученых можно определить понятие налогового спора в рамках судебного процесса следующим образом - это разногласие налогоплательщика и налогового органа по поводу правильности исчисления и уплаты налогов, их взаимных прав и обязанностей, не разрешенное в административном порядке и переданное на разрешение в судебный орган в соответствии с установленными правилами подведомственности и подсудности[67].
При этом несоблюдение досудебного порядка влечет возврат искового заявления судом, а в случае принятия к производству – оставлению без рассмотрения.
Глава 24 АПК РФ предусматривает возможность оспаривать как ненормативные правовые акты, так и решения, и действия (бездействия) налогового органа. Необходимо определить каждую из этих категорий и выявить свои отличия судебного обжалования.
В силу ст. 33 Налогового кодекса РФ[68] должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с ним и иными федеральными законами. Зачастую данное положение не реализуется в полной мере на практике. В связи с чем налогоплательщики все чаще обжалуют в судебном порядке незаконные действия и бездействия должностных лиц налоговых органов[69]. Предметом обжалования в данном случае является активное или пассивное незаконное поведение должностных лиц инспекций, нарушающее права и законные интересы налогоплательщика.
Налоговые органы требуют от налогоплательщиков проявления должного уровня добросовестности при исполнении обязанностей по исчислению и уплате налогов и сборов. Судебная коллегия по Экономическим спорам Верховного суда РФ в своем Определении от 16.02.2018 N 302-КГ17-16602 по делу N А33-17038/2015[70] отмечает, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. Из чего следует, что не только налоговый орган вправе требовать добросовестности от налогоплательщика, но и сами проверяющие должны осуществлять свой контроль на основе данного принципа во избежание нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.