Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации( Сущность и этапы развития налоговой политики государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и этапы развития налоговой политики государства
1.2 Инструменты формирования налоговой политики государства
2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И СИСТЕМЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Основные органы и организации, формирующие налоговую политику государства
2.2 Содержание и взаимосвязь элементов механизма реализации налоговой политики
- налоговые ставки;
- санкции;
- налоговые льготы;
- специальные налоговые режимы;
- налоговые каникулы;
- таможенные пошлины и тарифы[26].
С помощью снижения налоговых ставок государство может влиять на предпринимательскую деятельность, развитие производства, регулировать рыночные процессы, стимулировать освоение новых или привлекательных отраслей производства.
Используя налоговые льготы и налоговые каникулы, налогоплательщики временно сокращают свои обязательства, тем самым государство обеспечивает комфортную обстановку как в социальной, так и в предпринимательской сфере, что приводит к росту деловой активности населения, развитию научно-технического прогресса, освоению новых производств и видов продукции[27].
С помощью санкций государство регулирует свои международные отношения, влияет на поведение других стран и обеспечивает безопасность своим гражданам, а с помощью влияния на уровень таможенных тарифов и пошлин, можно предоставить протекционистскую защиту одним отраслям, а другим – открыть путь к международной торговле.
Можно сказать, что влияя на налоговую политику через изменение величины налоговых ставок, ввод или отмену различных видов налогов и льгот, а также применение различных видов налоговых режимов, государство управляет предпринимательской и инновационной активностью, стимулирует развитие производства и технологии, тем самым напрямую воздействуя на разные экономические показатели, в том числе и на показатель экономического роста[28].
С переходом на рыночную систему экономических отношений доходная часть консолидированного бюджета Российской Федерации более чем на 90% формируется за счет налоговых поступлений. При этом процесс администрирования налогов является прерогативой государства, что дает ему возможность воздействовать на социально-экономические процессы посредством механизма налогообложения[29].
Государственное регулирование налоговых отношений способствует достижению баланса интересов физических и юридических лиц, а также государства. Так как, для осуществления своих функций, в том числе направленных на улучшение жизни населения, государство нуждается в финансовом обеспечении[30].
В российской литературе на сегодняшний день отсутствует общепринятое определение понятия налогового администрирования в связи с многогранностью данного экономического инструмента.
Одним из первых в России о сущности налогового администрирования упоминает М. Т. Оспанов в работе “Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений”. В ней налоговое администрирование понимается как осуществление налоговой администрацией в пределах ее компетенции функций и полномочий, установленных ей государством и налоговым законодательством. Главная его составная часть — система управления налогами[31].
Под налоговым администрированием необходимо понимать совокупность норм, методов, средств и действий, с помощью которых специально уполномоченные органы государства осуществляют управленческую деятельность в налоговой сфере, направленную на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью зачисления в соответствующие бюджеты налогов и сборов[32].
Как и любая система, налоговые отношения упорядочены и представляют собой регулируемую систему, которая развивается в рамках налоговой политики государства. Эта система подчинена налоговому механизму, который является совокупностью инструментов и правил и выступает объектом налогового администрирования. Налоговое администрирование включает в себя налоговое планирование, учет и отчетность, налоговое регулирование и контроль за процессом взимания обязательных платежей. Данные процессы составляют функциональную структуру налогового механизма
Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые ресурсы. Несмотря на то, что основная часть денежных поступлений в государственную казну современных государств обеспечивают налоговые платежи, проблема своевременности и полноты уплаты налогов не теряет своей значимости. Еще большую актуальность она приобретает в условиях кризисных явлений, обусловленных внутренними и мировыми финансово-экономическими кризисами, когда недостаточное поступление налоговых платежей в бюджет может стать причиной дефолта государства[33]. С данной позиции эффективность налогового администрирования измеряется степенью благоприятности налогового климата, которая формируется на основе правил и принципов налогообложения. Здесь стоит отметить, что инструменты воздействия на налоговый климат напрямую зависят от экономической ситуации и политики государства, которые формируют налоговый потенциал. Потенциал налоговой системы увеличивается либо снижается в зависимости от рациональности и актуальности используемых ресурсов развития системы[34].
Администрирование налогов и сборов является динамическим процессом. Качество его исполнения характеризует деятельность органов государственной фискальной службы, с использованием определенного инструментария реализации государственной налоговой политики по осуществлению таможенно-налогового контроля. К тому же это особый вид налоговой деятельности, постоянная и необходима ее составляющая, организация которой обусловлена, в первую очередь, потребностями государственной фискальной политики[35].
Основу эффективно организованной налоговой системы определяют: правильность начисления налогов, своевременность их уплаты, невозможность уклонения от налогообложения. Однако, формирование такой системы — это достаточно сложный и противоречивый процесс, который объединяет не только экономические, но и социальные и политические интересы, что, в свою очередь, приводит к разным взглядам на роль налоговой системы в решении этой проблемы со стороны налогоплательщиков, чиновников, политиков[36].
Несовершенство налогового администрирования выражается в конфликтности налогового администрирования; налоговой задолженности; не доверительных отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами; проблемах досудебного обжалования налоговых споров. К одним из основных проблем налогового администрирования в Российской Федерации, которые являются негативными факторами для развития налоговой системы государства в целом, относятся:
- недостатки в распределение нагрузки на состав Федеральной налоговой службы. С каждым годом наблюдается рост количества налогоплательщиков и налоговых проверок, следовательно, растет нагрузка на работников, что в конечном итоге способствует снижению эффективности налогового администрирования[37];
- увеличение «теневого» сектора экономики, за счет несовершенства деятельности налоговых органов. Большинство юридических лиц, регистрирующихся в налоговых органах, в реальности не ведет правомерную деятельность. В качестве примера можно привести отклонение от уплаты налога на доходы физических лиц, посредством официального принятия меньшего количества сотрудников, чем работает на самом деле[38];
- низкий уровень эффективности нормативно-правового регулирования налогообложения, который обуславливается сложностью отношений, возникающих между налоговыми органами и налогоплательщиками при исчислении и уплате налогов. Российская система налогообложения является одной из самых обширных и сложных в сравнении с другими странами, это выражается большим количеством налогов и сборов, сложностью в определении налоговой базы, а также в длительности налогового администрирования[39].
Существенным шагом в совершенствовании налогового администрирования может стать постоянный диалог законодательной и исполнительной власти с налогоплательщиками с целью формирования благоприятного налогового климата, который позволит создать стабильную налоговую систему, способную существенно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет основного источника его формирования.
Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики, в конечном счете, является обеспечение экономического роста[40]. Именно с экономическим ростом связывают показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.
2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И СИСТЕМЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Основные органы и организации, формирующие налоговую политику государства
Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, которые наделены соответствующей компетенцией. Министерство финансов РФ — орган, непосредственно ответственный за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, а за ее выработку и осуществление отвечает Федеральная налоговая служба[41].
21 ноября 1991 г. Указом Президента Российской Федерации № 2229 образована Государственная налоговая служба РСФСР – самостоятельный орган исполнительной власти федерального уровня. При службе были созданы областные государственные налоговые инспекции и подчиненные им государственные налоговые инспекции по городам и районам. Принят закон Российской Федерации № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[42] и закон № 943-1«О налоговых органах в Российской Федерации»[43].
В 1998 г. Государственную налоговую службу России преобразовали в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. В этом же году был принят Налоговый кодекс, позволяющий упорядочить, систематизировать и привести в единую систему действующие нормы и положения, которые регулируют процесс налогообложения.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 марта2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[44] Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
Она осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Правовой статус налоговых органов определяется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации – устанавливает права и обязанности налоговых органов в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
2. Закон РФ от 21.03.1991№ 943-1«О налоговых органах в Российской Федерации»[45].
Налоговые органы вправе производить проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами, сборами, осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации.
3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»[46].
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506«Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти и зарубежных представительств[47].
Эффективная деятельность ФНС России способствует повышению уровня благосостояния не только государства, но и населения в целом.
Для того чтобы определить, насколько эффективно работает ФНС, необходимо проанализировать контрольную работу налоговых органов ФНС России.