Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период формирования капиталистического рынка (конец XVIII – начало XIX в.) непрерывный процесс совершенствования налоговых систем государств мира, а также развитие практики налогообложения существенно опережали финансовую науку. Зачастую общественное мнение оказывалось неподготовленным к принятию необходимости и неизбежности взимания налогов с большинства граждан, участвовавших в рыночных отношениях. В этой связи правительства разных стран сталкивались с неприятием налогов населением, массовым уклонением от их уплаты. Для разрешения сложившейся дилеммы финансовая наука, объясняя принципы государственного устройства в условиях развивающихся рыночных отношений, была вынуждена актуализировать вопрос о необходимости налогообложения и теоретически обосновывать право государства на взимание налогов у населения.

Постепенно исследования были перенесены из сугубо экономической в социологическую и юридическую сферы. Уяснение функций налогов и налогообложения связано с проблемой назначения и сущности этих экономико-правовых категорий. Необходимо отметить, что в России в конце XIX века начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения. Однако поступательное развитие России было прервано: сначала I мировой войной (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов), потом февральской революцией (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

Новый этап налаживания финансовой системы наступил после про- возглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Отказ от НЭПа повлек за собой изменения в сфере налогообложения. В течение 1922-26 гг. доля прямых налогов в нашей стране возросла от 43% до 82%.[6] Важную роль в налоговой системе стал играть налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов.

На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего, налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход акционерных обществ, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции и разработке всяческих схем уклонения от уплаты налогов, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.


В дальнейшем Россия от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну к кризису.[7]

В процессе развития государства, с ростом расходов на содержание двора, государственной администрации и судебной системы, данные рас- ходы уже не могли финансироваться за счет средств монарха. В связи с этим у «налога» появляется целевое направление расходования – покрытие конкретных расходов государства. Перечень данных расходов предавался полной гласности, был общеизвестен. По мере дальнейшего расширения государства, увеличения численности его структур, повлекших общее увеличение общих расходов, налоги становятся основным видом государственных доходов. В связи с острой нехваткой средств для содержания государства и возросшим правосознанием населения, для взыскания денег с последнего в казну возникла необходимость в теоретическом объяснении и обосновании такого изъятия.

Для государства одной из главных функций налогообложения является фискальная: налог есть средство наполнения казны. Французский экономист и государствовед Ж.Б. Сэй также рассматривает налоги как плату государству за предоставляемые обществу услуги. Аналогичную позицию занимает и Д.С. Милль. По его мнению, налог для производственных сил общества выступает платой за обеспечение нормальных условий хозяйствования. Классики налоговой науки (А. Смит, Д. Риккардо и их последователи) не признавали за налогообложением иной функции, кроме фискальной. А. Смит допускал возможность использования налогообложения в исключительных случаях в качестве инструмента экономической политики для поддержки национальной промышленности. Кроме того, определение налога данные ученые дополнили принципиально новых положением о необходимости справедливости налогообложения, подчеркивая, что без соблюдения данного условия налог переходит в разряд штрафов, а то и вовсе приобретает признаки вымогательства или грабежа.

В XIX веке в финансовой науке возникает концепция принудительного характера налогов, в связи с чем возникают теория жертвы и теория общественных потребностей, которые представляют сущность налога как не- обходимый элемент покрытия государственных расходов, как обязанность всех членов общества, диктуемая самой сущностью государства, и потребностями общества, удовлетворяемыми государством.

В современных бюджетах налоги приобретают все большее значение запретительной, или ограничительной, меры по отношению к тем формам производства и обмена, которые признаются вредными, и покровительственной относительно таких, которые считаются полезными. Чтобы вызвать к жизни новые отрасли, пользуются косвенным налогом как средством защиты: цель налога не фискальная, хотя он может быть доходным».


Вплоть до второй половины XIX века в экономической науке была популярной идея о продуктивности невмешательства государства в экономику с тем, чтобы рыночные механизмы установления спроса и предложения в совокупности со свободной конкуренцией обеспечили эффективность экономики. В советское время в соответствии с марксистко-ленинской идеологией налог рассматривался как дополнительная форма эксплуатации трудящихся. Во времена «Великой депрессии» английский экономист Д. Кейнс сформулировал необходимость использования фискальной политики, и, в первую очередь, налогов, для регулирования экономики. То есть в данном контексте налог рассматривался не только как источник необходимых государству средств для покрытия собственных расходов, но и как средство, рычаг регулирования экономических процессов, протекающих в обществе и государстве (сдерживание или ускорение каких-либо процессов, изменение структуры производства, переориентирование производства на новые отрасли) .

С самого начала второй половины XX века бурный научно-технический прогресс, глобализация мировой экономики ведут к выработке государствами новых форм и способов регулирования экономических процессов. В это время образовывается экономическая теория предложения, суть которой состоит в независимой, самостоятельной от денежной, бюджетной политике, во главе которой стоит регулирующая функция налогов. При этом одном из важнейших стратегических направлений государственной реформы экономики данной теорией провозглашается переустройство системы налогообложения в сторону уменьшения предельных налоговых ставок. Параллельно с развитием экономической теории предложения в XX веке формируется новая отрасль науки – экономика общественного сектора.

В соответствии с данной теорией налоги являются формой, приобретаемой затратами на производство общественных благ, которые государство предоставляет своим гражданам. При этом за налогоплательщиками остается право требования минимизации своих затрат, а также право возврата потраченных средств в случае неудовлетворительного предоставления общественных благ. Данный подход, безусловно заслуживает внимания, особенно если учесть тот факт, что в современных демократических государствах органы власти полностью подотчетны гражданам и принцип возвратности налогов предполагает более эффективное расходование органами государственной власти и местного самоуправления средств, полученных в виде налоговых поступлений.


Начало 90-х гг. XX века явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации, которое, в сущности, продолжается и по сей день. Важнейшее значение на этом этапе имело принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей как всеобщую обязанность платить законно-установленные налоги и сборы, так и запреты обратной силы законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57), установление пошлин, сборов, и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом .

Следует отметить, что в начале 90-х гг. прошлого столетия, после распада СССР, налоговое законодательство России было несистемным, состояло из большого количества нормативно-правовых актов, как советского периода, так и вновь принятых.

Качественным прорывом в становлении функции налогообложения РФ, укреплении ее правовых основ, явилось принятие в 1998 году Налогового кодекса РФ, установившего систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц (ч. 2 ст. 1 НК РФ).

Сегодня функция налогообложения призвана способствовать укреплению рыночных начал в хозяйстве, развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания.

Таким образом, функция налогообложения имеет длительную историю формирования и развития. Она сопровождает государство с этапа рабовладения до новейшего времени. Налоги выступают неотъемлемым признаком государства, а также материальным средством реализации его социальной политики и социальной функции. В связи с этим вопрос становления и развития функции налогообложения в государстве во все времена занимал умы ведущих ученых, являясь предметом их научной деятельности. В России проблема повышения эффективности налогообложения находится в центре внимания финансовой науки. Ее изучению посвящены многочисленные работы юристов и экономистов начала XX века (А.И. Буковецкого, П.П. Гензеля, Б.В. Дитмана, И.М. Кулишера, П.В. Микеладзе, А.А. Тривуса, И.И. Янжула и др.). И.Х. Озеров отмечал: «...те приемы, посредством которых союзы публичного характера получают свои средства, могут оказывать сильное влияние на экономическую жизнь. Мы видим, вырастает воззрение на налог как орудие экономических и социальных реформ и особенно подчеркивается некоторыми роль налога как социального реформатора в целях перераспределения имущества, поддержания одних форм промышленности и развития других».[8] И.И. Янжул, исследуя проблему налогового бремени, полагал, что фискальные интересы государства не могут удовлетворяться вне зависимости от «фактических возможностей налогоплательщиков уплачивать налоги, не снижая жизненного уровня, не подрывая возможностей расширенного воспроизводства».[9] Этот постулат впоследствии был определен Конституционным Судом РФ в качестве важнейшего принципа налогового права и нашел свое закрепление в налоговом законодательстве. Позиция И. Х. Озерова получила свое дальнейшее развитие в работах А.А. Тривуса: «…для государства важен не только количественный рост производства и накопления, но и экономическое, материальное содержание этой деятельности. Поэтому, наряду со стимулированием деятельности хозяйствующих лиц, государство должно одновременно взять на себя регулирование их деятельности.


Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов. Налоги приравнены к одной из составляющих сил, определяющих ту равнодействующую, по которой совершается эволюция рыночной экономики, и поэтому выяснение той скрытой энергии, которой обладают налоги, приобретает большое значение и для понимания дальнейших этапов и форм эволюции капиталистического хозяйства.

В XX веке новую жизнь получила стабилизирующая роль налогообложения. Она нашла свое качественное воплощение в выполнении налоговыми системами роли гаранта социальной поддержки широких слоев населения, а, следовательно, обеспечения социальной стабильности в обществе.

Под налогообложением следует понимать процесс установления, введения и взимания налогов и сборов, осуществления контроля за полнотой и законностью их уплаты (налогового контроля), а также защиту прав и законных интересов участников налоговых правоотношений. Защита прав и законных интересов участников отношений в сфере налогообложения означает, с одной стороны, возможность обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (как судебная форма защиты прав и интересов налогоплательщиков, а также плательщиков сборов), а с другой – защиту прав и законных интересов государства, осуществляемую путем привлечения виновных в их нарушении лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Таким образом, налог – объективно необходимая составляющая финансов государства, в связи с этим повышение эффективности реализации полномочий государства в сфере реализации функции налогообложения связано с проведением системных всесторонних юридико-социологических мероприятий, начиная с постоянного непрерывного разъяснения уполномоченными органами государства налогоплательщикам их прав и обязанностей и изучения общественного мнения по вопросам налогообложения и заканчивая применением государством адекватных мер к нарушителям налогового законодательства.

Функция налогообложения – это одно из базовых направлений деятельности государства по обеспечению постоянного повышения эффективности формирования налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства за счет выстраивания оптимальной системы установления и взимания налогов и акцизов, а также сборов, пошлин и платежей, в целях реализации стоящих перед государством задач, обусловленных как классовой, так и обще социальной его сущностью и социальным назначением.